СПОРТ И ТЮНИНГСПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖDTM – ИНТЕРНАЦИОНАЛ ПО-НЕМЕЦКИВадим Крючков. Фото автораНесколько лет назад вкольцевом чемпионате России выступало несколько итальянцев, и это воспринималось как событие почти невероятное. Между тем в Европе есть состязания, где больше половины участников – иностранцы. Прежде всего, речь конечно же о DTM (Deutschen Tourenwagen – Meisterschaft) – немецкой кузовной серии, вполне способной поспоритьв популярности с чемпионатом мира автомобилей класса «Туринг». Здесь, помимо хозяев-немцев, выступают французы и англичане, грек, швед, финн, швейцарец, итальянец, датчанин. Среди них звезды первой величины – экс-пилоты формулы1 Мика Хаккинен (двукратный чемпион мира!), Жан Алези, Хайнц-Харальд Френтцен, Алан МакНиш, триумфатор 24-часовыхгонок в Ле-Мане Том Кристенсен, опытные «кузовные» бойцы Бернд Шнайдер, Лоран Аелло, Мануэль Рёйтер, Ринальдо Капелло. В нынешнем году состязания включают одиннадцать этапов, которые проходят не только в Германии, а еще на трассах Бельгии, Чехии, Голландии и Турции. Каждый этап DTM – словно приезд очень, очень большого цирка. Это перемещение целогогорода на колесах. Из бесчисленных фур извлекают все необходимое как для основной гонки, так и не менее зрелищных «гонок поддержки», в числе которых формула БМВ, Кубок «ФольксвагенПоло», евросерия формулы3, трофей «СЕАТ-Леон». Соответственно, и желающих посмотреть на красочное шоу каждый раз набирается этак тысяч под сто. А на парк-стоянках для зрителей можно288 За рулем 10/2005 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖВ этом году 44-летний Мануэль Рёйтер (№12) отпраздновал юбилей – свою двухсотую гонку в DTM. У болельщиков те или иные развлечения: эта парочка явно не раз пользовалась «дозаправкой».Пилот команды ОРС Петер Дамбрек: «По-моему, у того, кто придумал такой руль, не все впорядке с головой».Представление начинается. Не успели стартовать – уже дымовая завеса и парящие в воздухе осколки от углепластиковых кузовов.видеть автомобили со знаками едва ли не всех европейских государств. Так что же в гонках DTM собственно немецкого? Прежде всего, гоночные автомобили класса «Туринг» – «Мерседес-Бенц», «Ауди», «Опель». И не важно, за богатую или не очень «конюшню» они выступают: все равно чувствуется крепкая рука заводапроизводителя. Откровенно бедных и бледных командздесь нет – на карту поставлен престиж известнейших марок, которые раскручивают себя через автоспорт. Еще одна чисто немецкая черта – педантичность и четкость во всем, что касается организации и проведения соревнований. Что бы ни творилось на трассе, досадных срывов, неразберихи, задержек старта очередного заезда не бывает. И, что самое главное, DTM – это понятные правила и техЗа рулем 10/2005 289 СПОРТ И ТЮНИНГСПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖступают достойно, но отнюдь не на первых ролях. Например, к середине сезона Хаккинен занимал лишь четвертое место в зачете пилотов, Алези – пятое, МакНиш и Френтцен – девятое и десятое. Иэто в общем-то неплохой результат – автоспорт стремительно молодеет, и тон сейчас задают не столь титулованные пилоты. Среди претендентов на медали лишь один ветеран – Кристенсен. И то его шансы подняться выше третьего места чисто математические. Золото и серебро наверняка разыграют либо прошлогодний чемпион 27-летний швед Матиас Экстрём, либо 24летний британец Гари Паффетт. Первый – представитель «Ауди», второй – «Мерседеса». Борьба между ними столь плотная, что за три этапа до финиша разрыв составляет всего одно(!) очко, а по ходу сезона лидировали они по очереди. Весьма вероятно, что чемпион определится именно на последнем этапе. Причем подиум немецкой серии оккупируют… англичанин, швед и датчанин. В спорте иногда случаются заметные подтасовки в пользу своих. Однако в DTM немецким пилотам не подыгрывают, и победы иностранцев никого не смущают. В конечном счете, в выигрыше оказывается автопром целой страны.На правах рекламыТо, что 24-летний англичанин Гари Паффетт вэтом сезоне заработает медаль, нет сомнений. А вот какого достоинства – станет ясно на последних этапах. Ну где же он? Механики в ожидании пит-стопа. Блестящий бак в руках одного из них – емкость с топливом для дозаправки. Использованные покрышки команды раздают зрителям.нические требования. Смены условий игры в ходе самой игры, как это случается в формуле 1, здесь тоже не бывает. Еще один любопытный штрих. Одна из богатейших европейских серий прекрас-но обходится без табачных спонсоров. Их место занимают другие: оператор мобильной связи Vodafone, производитель напитков Red Bull, журналы Playboy и Stern, электронный гигант Siemens, производители сма-зочных материалов Valvoline и Sonax, другие немецкие итранснациональные компании. А что со спортивной интригой? Вынужден огорчить поклонников звезд формулы1. Именитые пилоты вы-290 За рулем 10/2005