272
273
ТЕХНИКА«ГВОЗДЕСТОЙКИЕ» «ПИРЕЛЛИ»Я ПРОКОЛОВ НЕ БОЮСЬ…Анатолий СуховЕще недавно «гвоздестойкими» шинами оснащали лишь лимузины первых лиц. Сегодня ими все чаще комплектуют и серийные автомобили (см. ЗР, 2005, №8). Они заметно подешевели (разница в цене со стандартной шиной около 20%) и почти сравнялись с обычными по основным «драйверским» характеристикам. Расширенный ассортимент таких шин недавно представила «Пирелли»: ее самые популярные модели – Eufori@, PZero Nero, Winter Snowsport, Winter Sottozero располагают теперь «гвоздестойкими» двойниками, внешне практически неотличи-мыми от «стандарта». А вот внутри у них – целый букет патентов. Главное достижение – заметное снижение массы шины благодаря облегчению каркаса и боковины. В линейке шин Run Flat «Пирелли» вообще удалось примирить два полярных свойства: жесткую боковину и низкое сопротивление качению – оно почти такое же, как утрадиционных шин. Соответственно, почти не изменился и расход топлива. Более тонкая боковина одновременно иболее упругая: здесь мало воспринимать вес самого автомобиля в покое, нужно еще выдерживать и динамические нагрузки, обеспечивая должное сцепление с дорогой!Судя по результатам испытаний, с этой задачей итальянцы справились успешно. Рекомендованная максимальная скорость на спущенной шине – 80км/ч и расстояние – до 150км достаточны не только для Европы, но и для России (другое дело, что по европейским меркам наши дороги – проселок). Но – внимание: «Пирелли» рекомендует не ремонтировать, азаменять шины, потерявшие давление, – а это дополнительные расходы. Сегодня «Пирелли» выпускает «гвоздестойкие» шины более чем в 30 типоразмерах c посадочным диаметром от 16 до 20 дюймов, в том числе для вседорожников и«заряженных» автомобилей. Не за горами дальнейшее расширение ассортимента в сторону более «народных» авто.КОЛЕСО С ДВОЙНЫМ ДНОМПомните недавний скандал в формуле1, связанный с использованием двойного бака командой BAR? Уж не у «Пирелли» ли подсмотрели англо-американцы эту идею? Всего за несколько месяцев до этого итальянские шинники представили простое и изящное решение – «Систему безопасных колес» (SWS) с двойным ободом. В кольцевой камере, выполненной влегкосплавном колесе123Воздух в камеру колес SWS можно закачать обычным насосом – вентиль стандартный.Большинство параметров, считываемых сшины и колеса, используют системы активной безопасности, а данные о пробеге и состоянии шин пригодятся и водителю.Визуальный индикатор давления в шине. Белый – норма, красный – пора подкачивать.272 За рулем 10/2005 4Акустический индикатор падения давления смонитором на приборной панели. Данные о падении давления выводятся на мобильный телефон сBluetooth.5«Гвоздестойкие» шины внешне почти не отличаются от обычных.ВЕНТИЛЬ С «ГОЛУБЫМ ЗУБОМ»Несмотря на то что колеса научились сами подкачивать шины, а те способны ездить ис дырами, контролировать давление все-таки нужно. Система слежения XPressure, разработанная «Пирелли», делает это на расстоянии. Ее датчик вмонтирован в вентиль колеса, поэтому тип, размер и даже производитель покрышки здесь роли не играет. На выбор предлагаются несколько систем оповещения. Самая простая – визуальная (фото3): белый колпачок на вентиле показывает, что давление в норме, красный – шину надо подкачать. Более продвинутая система – вентиль с передатчиком: при падении давления водитель слышит звуковой сигнал, а информация об этом выводится на отдельный монитор в салоне автомобиля (фото4). Третий вариант – распространенный сегодня протокол Bluetooth («Голубой зуб»), который позволяет передавать все данные на мобильный телефон владельца (фото 5). Предусмотрели разработчики и защиту «умных вентилей» от воришек. Для демонтажа устройства нужен специальный ключ, а кроме того при первой установкеоно опознает принимающее устройство ив дальнейшем работает только с ним.ТАКТИЛЬНОЕ ЧУВСТВОИдея очеловечить машину или хотя бы научить ее чувствовать занимает умы снезапамятных времен. Последние разработки «Пирелли» – Cyber Wheel и Cyber Tyre – еще один шажок в этом направлении. Инженерам удалось вмонтировать в колесо и шину датчики, передающие бортовому компьютеру в реальном времени информацию о скорости колеса, угле его поворота, боковых и вертикальных ускорениях, вращении вгоризонтальной плоскости, температуре, давлении в шине и т.п. Большинство этих данных (фото2), конечно, водителю не нужны, но их могут использовать все усложняющиеся системы активной безопасности. Например, шина может «пощупать дорогу» – определить тип покрытия (асфальт, лед, снег), чтобы задействовать оптимальную программу управления. А для водителя – свои подсказки, в частности: сколько еще может продержаться проколотая шина. Жаль только, что гвозди объезжать она пока не умеет.За рулем 10/2005 273«Система безопасных колес» «Пирелли»: 1 – колесо; 2 – вентиль; 3 –шина; А – полость камеры; Б – полость шины; B – канал.(фото1 и рис.), содержится запас воздуха под давлением около 10 бар. При падении его внутренний клапан камеры автоматически открывается, восстанавливая давление до нормы. Если шина исправна, сжатого воздуха хватит на 9–12 месяцев – это избавляет от необходимости периодической подкачки шин. Кстати, чтобы не перекачать остывшую ночью или на морозе шину, в клапане предусмотрен термокомпенсатор.Помогает система и при проколах, вособенности связанных с внезапной потерей давления. С этого года появилась система SWS для вседорожников. Ее можно использовать как с обычными, так ис «гвоздестойкими» шинами. Запас воздуха в ободе легко пополнить на любой СТО или крупной заправке. Вконце концов можно обойтись и хорошим электрическим насосом: 10 бар – вполне доступная величина.