242
243
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА «ГАЗЕЛЬ», ABS BOSCH-5.3ПО ЧЕТЫРЕХ НОГАХолезность устройств вроде антиблокировочной системы тормозов давно перестала вызывать споры. Да и цена такого дополнения (для российской машины около 400 у.е.) не кажется завышенной. По достоинству оценив роль АBS в предотвращении аварий, наши законодатели обязали оснащать ею автобусы категории М2 с числом пассажирских мест свыше восьми, в которую попали «Газель» и «Соболь». С начала 2003 года такие машины, укомплектованные системой АBS-5.3 фирмы «Бош», сходят сконвейера серийно. Снаружи догадаться о наличии устройства можно лишь по ярко-желтой окраске кузова – какие-либо надписи на машине отсутствуют. Иное дело – с изнанки. Приглядимся к главному тормозному цилиндру (фото1). Видите эту бобышку снизу? Она указывает на то, что в поршне вторичной полости появился центральный клапан. На фото2 – сердце АBS, гидроагрегат, содержащий клапанную часть, электронасос, электронный блок управления. Закреплен на левом лонжероне ниже расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Система «Бош-5.3» – трехканальная, с четырьмя датчиками. Два канала регулирования отвечают за торможение левого и правого передних колес, третий – за задние колеса. Передние колесные датчики (фото3) закреплены на поворотных кулаках, задние – на фланцах цапф (фото4), причем передние для «Соболя» и «Газели» различаются, а задние одинаковы (фото5). Правда, отличия сводятся к расположению фиксирующих втулок кабеля, но «умельцы» должны понимать важность вопроса. Разумеется, доработанные под крепления датчиков и импульсных зубчатых роторов детали пригодны для установки на автомобиль, не оснащенный АBS. В приводе задних тормозов на прежнем месте сохранился регулятор тормозных сил – ограничи-Геннадий Емелькинвая давление в заднем контуре, он снижает нагрузку на исполнительный механизм (фото6). Электрическая часть системы защищена двумя плавкими предохранителями. Один – на 60А, находится в моторном отсеке возле батареи (фото7), второй – в коробке предохранителей слева под панелью приборов (фото8). Электронный блок управления – со встроенной самодиагностикой. При включении зажигания на щитке загорается красная контрольная лампа. Если она не погаснет в течение двух-пяти секунд – что-то не в порядке. АBS при этом отключится и тормоза станут работать как обычные. Питание контрольной лампы орга-123У нового главного цилиндра снизу бобышка.Передний колесный датчик – на поворотном кулаке.46Гидроагрегат: неподготовленного впечатляет! Колесные датчики и зубчатый ротор: 1 – общий задний; 2 – передний для «Соболя»; 3 – передний для «Газели». Задний колесный датчик на фланце. Предохранитель на 60 А возле АКБ.51 2Регулятор давления на своем посту. Предохранитель АBS в салоне.738242 За рулем 10/2005 9ДИАГНОСТИКА «ГАЗЕЛЬ», ABS BOSCH-5.3завод ГАЗ предоставляет только своим сервисным центрам, где есть обученный персонал, оборудование и документация для определения и устранения неисправностей такой высокоинтеллектуальной системы, как АBS-5.3. Есть и более прогрессивный способ выявления неисправностей АBS – с помощью тестера или компьютерной диагностической программы. Он позволяет установить не только характер неисправности, но и ее актуальность. На ОАО «ГАЗ» опробованы два таких тестера фирмы «Гамма Плюс» – ГМ-7.1.71 и ГМ-3 (фото9). Они способны считывать раздельно информацию об актуальныхи неактуальных (прошлых) ошибках, стереть последние, проверить правильность подключения датчиков и стоп-сигнала, а также управлять клапанами и электронасосом для заполнения гидроагрегата АBS после его замены. Сами гидроагрегаты «Газели» и «Соболя» одинаковы. В случае поломки – только замена: разборка и ремонт не предусмотрены. Проделать это нетрудно самостоятельно. Если устанавливать уже заправленный жидкостью агрегат, то систему прокачиваем по давно известной схеме, начиная с заднего правого колесного цилиндра. С сухим гидроагрегатом процесс усложняется, ведь клапаны вторичного контура (сброса давления) «нормально закрыты» – открываются только при срабатывании АBS. Поэтому сначала прокачиваем гидропривод, а чтобы воздух быстрей его покинул, с помощью тестера несколько раз включаем электронасос (для этого предусмотрен режим прокачки). При открывании клапанов заполнится жидкостью и вторичный контур. Остается лишь проверить сигнал, поступающий с колесного датчика в блок управления. Для этого вывешиваем колесо и, раскрутив его, следим за показаниями прибора.Тестеры для диагностики АBS, рекомендованные ГАЗом.низовано так, что если провод, соединяющий ее с блоком управления оборван, она при включенном зажигании горит постоянно, как при неисправности АBS. Диагностический разъем АBS5.3 двухконтактный. Закреплен накронштейне гидроагрегата (стрелка на фото2). Для считывания кодов неисправностей нужно перед включением зажигания соединить L-линию (красный провод) с «массой». После включениязажигания сигнальная лампа АBS начнет мигать – блок вошел в режим считывания кодов неисправностей, теперь провод можно отсоединить от «массы». Подсчитав количество вспышек, по таблице определим код ошибки (их26). После выключения зажигания блок управления выходит из режима считывания. К сожалению, информация доступна лишь специалистам. В отличие от других автопроизводителей, таблицы кодовНа правах рекламыЗа рулем 10/2005 243