250
251
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИОТВОРИ ПОТИХОНЬКУ ОКОШКО…Геннадий НепряжинЗамечательная штука электрический стеклоподъемник! Но… какой купить, где, почем? Как поставить? Начнем с выбора. Здесь нужно помнить отаких нюансах, которые, увлекшись, иные не учитывают – например, шумность механизма, скорость подъема и опускания стекла, цену. Аеще – то, что не всякий отказ стеклоподъемника легко устранить, особенно на обочине дороги. Если стекло замрет в закрытом состоянии – дело дрянь, особенно в жаркое время. Ничуть не лучше, если оно опущено, а за бортом дождь со снегом… Итак, поставим важнейший вопрос: можно ли будет опустить (поднять) стекло при отказе электропривода? Поинтересоваться следует не только у продавца, но и почитав описание устройства: оказывается, многие конструкции на это не рассчитаны. Те, что есть в продаже, можно довольно четко разделить на три категории. К первой отнесем штатные стеклоподъемники, например, ныне устанавливаемые ВАЗом на «девятки» и последующие модели (фото1). Важное их достоинство в том, что для установки нужно лишь снять прежние, ручные и прикрутить электрические (иконечно, подключить электропитание!). Что-либо сверлить, пилить, отрезать и т.п. не требуется. Ремонтопригодность – на высшем уровне: в продаже есть запчасти, цены вполне умеренные. Например, трапеция на фото1 не дороже 200руб., а мотор с редуктором – около 450руб. Скорость работы стеклоподъемника достаточно высока, но не настолько, чтобы покалечить зазевавшегося человека. Шум несильный – в самый раз для контроля работы на слух. Когда автомобиль катит по неровной дороге, стеклоподъемник ничем не выдает своего присутствия – не грохочет, не скрипит. А вот недостаток – тот, о котором уже сказано: в случае поломки электропривода вы попадаете в неприятную ситуацию. Не исключено, что придется вскрывать дверь, разбирать механизм и, высвободив стекло, искать способ его фиксации в подходящем положении. Вторая категория – стеклоподъемники, поставляемые в торговлю в расчете на интерес покупателя. Вот, например, на фото2 механизм одной уральской фирмы, который мы опробовали на «десятке». Детали привлекают солидностью: впечатляют могучие зубчатые «рельсы» и рычаги, японского производства моторедуктор, здесь же в комплекте необходимые кнопки и пучок проводов. Однако установка стеклоподъемников оказалась довольно хлопотной. Рамка, удерживающая стекло, движется вместе с мотором по направляющему «рельсу», и нам пришлось позаботиться о правильной длине проводов, идущих к мотору, и их разумной прокладке – чтобы не натягивались, но и не провисали, грозя попасть куда не следует. Повозились сними! А вот еще один недостаток: «рельс», хотя и выглядит внушительно, оказался недостаточ-1Штатный стеклоподъемник ВАЗ взаимозаменяем по месту сручным.2«Японоуралец» доставил хлопоты при установке.321 Накладной стеклоподъемник SPAL: 1 – трос; 2– ручка.250 За рулем 10/2005 ЭЛЕКТРИК СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ4Блок из четырех кнопок. Такой желателен при установке электроприводов во все четыре двери.521Есть и раздельные кнопки… Рис. 1. Двойное управление правым стеклоподъемником: 1, 4 – электроприводы; 2 – кнопки управления с места водителя; 3 – кнопка управления (только правым окном) сместа пассажира.но жестким. При подъеме стекла выгибается наружу, на ходу погромыхивает. Наконец, этот стеклоподъемник довольно медлителен, а его ремонтопригодность – никакая. Во всяком случае, нам (в Москве!) найти какие-либо запчасти не удалось. Иногда в продаже встречаются другие варианты. Например, мотор крепится к двери на уровне подлокотника – причем наглухо, никаких шумоподавляющих втулок нет ив помине. О том, что мотор включился, тотчас узнают водители других автомобилей. Панель двери резонирует, выпучивается так, что, того гляди, пистоны обшивки выскочат.87 30 85 86Рис. 2. Включение стеклоподъемников через замок зажигания.Третья категория – накладные стеклоподъемники. На фото3 – итальянские SPAL. Очень удобны в монтаже. Независимо от конструкции двери достаточно снять ее обшивку, вместо ручки установить тросик 1, а сам мотор расположить так, чтобы ничто внутри двери не мешало его работе. Освободившуюся ручку положить в «бардачок». Или пусть там лежит ручка 2 из комплекта: в случае отказа электропривода стекло можно двигать, вращая валик ручкой. Медленно, но верно. Итальянский электропривод показался нам самым малошумным – и при том довольно быстроходным. Цены стеклоподъемников двух последних категорий – 2200–2800 руб. Мы считаем, что предпочтительнее, конечно, третья. Кстати, запчасти для SPAL мы встречали в магазинах. Схемы подключения стеклоподъемников указаны в прилагаемых инструкциях. Но кнопки управления заслуживают отдельного разговора. Если предполагаете сделать дублированное управление (рис.1), то для этой цели необходимые кнопки, показанные на фото 4и5 (поз.1). Их внутренняя коммутация для этого самая подходящая. Для более простых схем подходят любые кнопки, в том числе и такие, как на фото5 (поз.2). Схемы управления стеклоподъемниками, запитанными от «+» зажигания, следует подключить через реле и предохранитель на ток не ниже 15 А (рис.2).С марта 2004 года выпуск тормозной жидкости в старом флаконе полностью прекращен За рулем 10/2005 251