296
297
298
СПОРТ И ТЮНИНГДВАДЦАТЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ ПО ТРАКРЕЙСИНГУПОТЕРТОЕ СЕДЛОНиколай Мордовцев. Фото автора и ADAC296 За рулем 10/2005 Наверное, перед юбилейной гонкой грузовиков на Нюрбургринге лихорадило многих. Еще бы – около 180 тысяч зрителей, почти половина из них – профессиональные водители. Позабросили на радость штрейкбрехерам все перевозки и уже в четверг стали лагерем возле трассы. Приехали кто на чем: молодежь на мотоциклах – они разместились в крохотных палатках, народ посолидней с семьями – в моторхоумах или прицепах-караванах. Бродяги-дальнобойщики по привычке устроились в кабинах тягачей и даже в холодильных и самосвальных полуприцепах! Отдыхают на всю катушку – музыка, вино и пиво (но пьяных не видно!), ввоздухе – запахи жареного мяса и рев на все лады воздушных дуделок. Наряды эпатажны – кожаные «косухи», усеянные заклепками, банданы и широкополые шляпы с мохнатыми хвостами. Унас нечто подобное творится на трофи-рейдах и байкерских фестивалях, но здесь совсем другой масштаб! Все ждут пятницы, когда откроются для посетителей «конюшни» команд. Цепочка, отделяющая территорию к оманды от болельщиков, приподнимается только по предъявлении журналистского удостоверения. Смотреть и фотографировать скрепя сердце разрешают, но на вопросы отвечают неохотно. Оно и понятно – ходят тут всякие, а команды – сплошь частные и содержание влетает в копеечку. Заводы-то с гонок ушли… Если говорить о марках, то в лидерах здесь MAН, на моделях F2000 и TGA выступает одиннадцать участников, на «Рено-Премиум» – пять, трое – на «мерседесах». Чешская команда «Баггира» изменила родной «Татре» с тремя какими-то метисами: кабины «Фрейтлайнера» идвигатели «Катерпиллар». По два «Вольво», «ИВЕКО-Стралиса», «Скании», английских «Фоден» и финских SISU. Все они «близкие по конструкции к серийным тягачам». Это с фанерным-то седлом и дырчатой, как решето, облегченной рамой! Все что можно – из алюминия и пластика, и если на скорость не влияет – держится на соплях. От рессор оставляют один-два листа, а чтобы обеспечить отменную управляемость, дополняют их реактивными штангами. Для снижения центра тяжести АКБ размещают под рамой, арессоры – под балками мостов – как на легковушках. Получается жестко и короткоходно. Не будь ограничений на минимальную полную массу 5500кг, пилилибы идальше. Однако и эти килограммы надо «загнать» на ведущие колеса. Легче бескапотникам, на них двигатель скоробкой (самые тяжелые агрегаты) опускают и сдвигают назад так, что кажется и крестовинам в кардане места не останется. В капотных машинах мотор тоже иногда сдвигают, делая в кабине тоннель, но чаще дизель стоит на своем месте. Еще одна особенность этих машин – водяное охлаждение тормозных дисков. После яростного торможения грузовик окутывают клубы пара – воду через форсунки подают внутрь вентилируемых дисков. Форсирование двигателя грузовика более чем в два раза кажется невозможным, но тракрейсинг знавал еще более крутые цифры. Ныне в характеристиках скромно указывают: свыше 850 л.с. на «Скании» португальца Хосе Фернандеса или 1150 – на «баггирах». Раньше мощность достигала 1500 «лошадей»! Чтобы уравнять шансы гонщиков (или поберечь их буйные головы), кроме ми-Вокруг американских траков всегда полно зрителей.Чингачгук понимает толк в красоте. Бесплатный аттракцион «Чертова кабина».нимальной массы автомобилей предписали ограничительную шайбу перед турбокомпрессором – она и душит моторы. Объем двигателей – от 11 литров у «Рено» до 13 у не-давнего дебютанта «КурсораИВЕКО». В этом году на MAН впервые установили дизели D20, правда, без «коммон рейл», а с ТНВД, как умногих конкурентов. При перегазовках из труб вырывается гусЗа рулем 10/2005 297 СПОРТ И ТЮНИНГДВАДЦАТЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ ПО ТРАКРЕЙСИНГУПосле гонок перед ликующими зрителями проходят колоритные «американцы» – непременный атрибут шоу.той черный дым, однако если сажи с избытком, могут и снять с гонки. Почти все машины с глушителями, правда, толку от них немного. Трудно понять, зачем этим монстрам 16-ступенчатые коробки при том, что передаточные числа мостов всегото около 2! Кабины начисто лишены даже намека на комфорт – одно голое железо и алюминий, вместе с сиденьем жестко прикрученные краме. Так точнее чувствуются малейшие нюансы поведения автомобиля на трассе. Здесь, как и на F1, рецепт успеха в отличной управляемости, мощности, круто замешанных на мастерстве пилота. «Формульную» трассу для грузовиков укоротили на треть. Квалификация – девять кругов, зачет – тринадцать. Старт! Моторы взрываются басами так, что закладывает уши, и, визжа шинами, болиды уходят по стартовой прямой вдоль зритель-КУБОК ЕВРОПЫ ПОТРАКРЕЙСИНГУИтоги после 6 этапов1. Э. Альгауэр (MAН) – 250; 2. А. Альбасет (MAН) – 249; 3. Д. Вржецки («Фрейтлайнер» – «Баггира») – 196; 4. Г. Кёрбер («Фрейтлайнер» – «Баггира») –180; 5. Й. Хан («Мерседес-Бенц») – 174; 6. М. Бёсигер (MAН) – 161; 7. Ф. Войтишек («Рено») – 155; 8. Х. Родригес (MAН) – 99; 9. Д. Зайлер (MAН) – 71; 10. В. Крозье («Рено») – 53.ских трибун. После первого же поворота плотная лавина вытягивается в ревущую колонну с лидером и преследователями. В последние годы поутихла силовая борьба на трассе – соперников уже не выбивают на обочину. Но всякое бывает… Вот француз Алан Буффе на MAНe вылетел с правого поворота и… разворошил отбойник из старых шин. Пилот не пострадал, но гонка для него закончилась. Немец Йохан Хан на «Мерседесе»сцепился «бортами» с Метсом Саммерфельдом на «Седдон Аткинсон». Врезультате пластиковый обвес с левой стороны англичанина разлетелся по трассе, а у немца оказалось порезано правое наружное колесо. Но на подобные мелочи здесь внимания не обращают. И хотя проходить левые повороты Хану стало значительно сложнее, он не просто добрался до финиша, а «привез» бронзу и лохмотья на диске, оставшиеся от шины.Тракрейсингу уже который год предрекают скорую кончину, но он жив и собирает скаждым годом все больше зрителей. И не важно, есть у них свои грузовики или нет, насмотревшись на гонки, парады олдтаймеров и «американцев», они обязательно себе что-либо приобретут. Кто грузовик, кто широкополую шляпу, а кто майку с надписью «Мой папа – дальнобойщик». И все будут ждать следующего праздника, где, наконец, победит любимая команда.298 За рулем 10/2005