136
137
138
ЭКОНОМИКАЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ– Если не будете возражать, начну с того, как я себе представляю каждую из марок концерна «Джи-Эм». При упоминании «Опель» у меня перед глазами немецкий «Опель-Кадет» – добротность, качество. «Шевроле» – это в первую очередь «Шевроле-Корвет», «Хаммер» – за рулем так и вижу мускулистого темнокожего военного. Далее СААБ – это то, что связано с авиацией: при высокой надежности стартовал – долетел. А «Воксхолл» – нечто туманное, как туманный Альбион. У вас, наверно, другие ассоциации? – Позвольте, остановлюсь на том, как мы позиционируем наши марки на европейском и, соответственно, на российском рынках. В первую очередь коснусь «Корвета». Кстати, я только что купил новый. Это сегодня оптимальная американская спортивная машина, если хотите – лицо концерна. Новая модель, которую мы представили в Штатах в этом году, получила самые высокие отзывы во всем мире. Любопытно, что «Корвет» позиционируют отдельно от других как самостоятельную марку, во всяком случае в США. В Европе мы продаем его как автомобиль класса «Премиум» наравне с «Хаммером» и «Кадиллаком». Основа же – наша базовая марка, которая наиболее динамично продвигается в Европе, в том числе ив России, – это «Шевроле». В этом году мы ожидаем прирост российских продаж на 24%, включая сюда как те, что делают в Тольятти, так и импорт. С «Опелем» все ясно – это глобальная европейская марка, базирующаяся на современных технологиях. Он устойчиво обосновался на уровне средних, массовых автомобилей, привлекающих покупателя. Выше «Опеля» мы позиционируем СААБ. В нем, вы правильно отметили, отразилась авиаиндустрия, откуда вышла фирма. У автомобилей этой марки прекрасные данные в смысле управления и очень высокий уровень безопасности. Чуть выше СААБа по статусу – «Кадиллак» и наравне с ним «Хаммер» и «Корвет». «Воксхолл», как вы справедливо отметили, не покидает пределов Великобритании. Это чисто английская марка, и таковой останется. Мне по душе, что вы представляете наши марки так же, как и мы, – это очень хорошо. – Такими просто были мои ощущения. Теперь лучше понимаю, как четко все разложено у вас по полочкам. И все-таки, может быть еще чуть-чуть о лично ваших эмоциях? – Конечно, у меня есть фавориты и любимые бренды, но я возглавляюФРИЦ ХЕНДЕРСОН: «ШЕВРОЛЕ» – НАША БАЗОВАЯ МАРКАПроизводитель автомобилей № 1 в мире – американский концерн «Дженерал моторс» активизирует свою деятельность в России. Машины под маркой «Шевроле» сходят с конвейера СП в Тольятти, на слуху проект создания там моторного завода, в Калининграде начинается сборка «кадиллаков». Главный редактор журнала «За рулем» Петр МЕНЬШИХ беседует с главой европейского отделения «Джи-Эм» Фрицем ХЕНДЕРСОНОМ (Fritz Henderson).136 За рулем 10/2005 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ«Дженерал моторс» в Европе, и это обязывает меня с любовью относиться ко всем его детям и четко представлять «аудиторию» каждой марки. Моя семья живет попеременно то в Майами, то в Цюрихе, где мой офис. В Швейцарии вожу СААБ, а в Майами у меня четыре машины: «Корвет», СААБ, «Кадиллак» и «Шевроле». Мне импонирует, что наши марки отвечают различным вкусам и фактически охватывают все потребности рынка. Это одна из привилегий концерна – он может предлагать свои автомобили практически всюду. Например, в течение июня продажи «Опеля» в Европе (включая «Воксхолл») сохранились примерно на уровне прошлого года. Если учесть, что при этом активно растут продажи «Шевроле», то в совокупности мы отмечаем рост. Это пример того, как иерархия наших марок на европейских рынках приносит свои плоды. – Год назад читал интервью Рика Вэгонира в «Ауто Цайтунг», где речь шла о мировой стратегии «Джи-Эм». Честно говоря, я так до конца ее не понял. Не могли бы пояснить… – Пожалуйста. Тем более что стратегия не изменилась – все остается так, как говорил Рик год назад. Наша основная задача – максимально расширить модельный ряд при минимальных затратах и сделать марки непохожими друг на друга. Скажем, наше техническое подразделение в Корее в основном отвечает за развитие и продажи автомобилей «Шевроле» в мире. Развитием «Опеля» и СААБа занимаются технические центры Европы. Разработки по «Кадиллаку» ведут в Соединенных Штатах – это безусловно американская машина. Но вот что интересно: уже наметились совместные проекты «Кадиллака» и СААБа, а также СААБа и «Опеля». Есть совместные планы у «Опеля» и «Шевроле». При этом, хочу подчеркнуть, модели и марки будут полностью дифференцированы и каждая останется на своем месте в отведенном ей сегменте. В этой связи могу отметить громкие последние премьеры в «ДжиЭм»: «Спарк» у «Шевроле», «Астру» и «Зафиру» у «Опеля». Все они совершенно разные, несмотря на то что над некоторыми работали сообща. – Вы затронули тему, которая в первую очередь интересует наших читателей, – новые модели. Что в перспективе можно ждать от вашей компании? – Не стану заглядывать в отдаленное будущее, скажу о машинах, которые уже появились в Европе и скоро придут в Россию. Сейчас мы представляем здесь «Кадиллак-STS», включая его полноприводную версию, начинаем продажи «Спарка» и СААБа спорткупе, осенью появится «Опель-Зафира». Россия – очень важный рынок для «Дженерал моторс» и, естественно, неотъемлемая часть нашей стратегии. – Какой, на ваш взгляд, автомобиль «Джи-Эм» может стать «прорывным» для российского рынка? – Я уже сказал, что за последнее время на 24% выросли продажи «Шевроле». Думаю, тенденция сохранится, более того, усилится: по объемам продаж это одна из наиболее перспективных марок для «Джи-Эм» и для России. Мы также относим к своим детищам «Ниву», которая производится на совместном предприятии с АВТОВАЗом и очень хорошо продается на российском рынке. Безусловно, добавим сюда и другие модели, например «Шевроле-Авео». – Теперь об эмоциях, которые испытываю, когда вижу «Шевроле-Авео». Мне нравится этот автомобиль. И вот думаю, почему же вы отстаете в продажах на нашем рынке, например, от «Хёндэ» на 12 тысяч в первом полугодии. Хотя еще в прошлом году вы их опережали. – Совершенно верно. «Хёндэ» развивается гораздо быстрее, чем «Шевроле», и является одним из очень серьезных конкурентов. В связи с этим нам предстоит большая работа, но в нашем поле зрения не только этот конкурент, а еще «Форд», «Тойота» и другие. Конечно, важно обойти «Хёндэ», но я исхожу из того, что наш продукт находится в правильном сегменте, что мы развиваем нашу дистрибьюторскую сеть и предлагаем рыночные, конкурентоспособные цены. Посмотрим, как этот процесс пойдет дальше. Иногда, когда очень стремишься во что бы то ни стало быть первым, можно забыть о том, что на самом деле нужно делать. И тогда выпадают основные компоненты нормального, стройного бизнеса. Мы не хотим этого допустить. У меня достаточно забот с «Дженерал моторс». «Хёндэ», конечно, волнует, но не до такой степени. – Не думаете, что партнерство с АВТОВАЗом может подпортить имидж «Шевроле»? – Нет, наше партнерство мы не рассматриваем с такой точки зрения, потому что удовлетворены работой с АВТОВАЗом на российском рынке и уровнем продаж. Мы намерены расширять наши предложения. – А почему тогда так медленно растет модельный ряд на СП? Вот есть сомнения, будет ли «Шевроле-Вива» или нет. – Никаких сомнений не должно быть. Мы собираемся продавать этот ав-Все они совершенно разные, несмотря на то что над некоторыми работали сообща.«Опель-Астра»«Шевроле-Спарк»«Опель-Зафира»За рулем 10/2005 137 ЭКОНОМИКАЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ Фриц Хендерсон (Fritz Henderson), вице-президент корпорации «Дженерал моторс» и глава «Джи-Эм Европа» Родился в 1958 г., окончил Мичиганский университет по специальности бизнесадминистрирование, а также Гарвардскую школу бизнеса. Трудовую деятельность начал в «Дженерал моторс» в 1984 году как старший аналитик финансового департамента в Нью-Йорке. С 1997 по 2000 год – вице-президент «Джи-Эм» и управляющий директор «Джи-Эм Бразилия», в 2000–2002 гг. – президент «ДжиЭм Латинская Америка, Африка и Средний Восток», в 2002–2004-м – президент «Джи-Эм Азия и Тихоокеанский регион».Россия в перспективе достаточно хороший объект для такого проекта. – И все-таки как коммерсант, что вы ответите на такой вопрос: это поможет производству комплектующих в России? – Хороший вопрос, но, думаю, в большей степени он должен быть адресован вашему правительству, а не мне. С моей точки зрения, это очень полезное начинание и хорошая поддержка для инвестирования в Россию. Если смотреть не на нас, а на наших конкурентов, то их реакция была достаточно заинтересованной. «Тойота» объявила о своем новом заводе, «Форд» – о том, что будет расширять производство. В принципе, да – влияние позитивное. – Последний вопрос. В одном из недавних интервью вы говорили, что нужно делать такие автомобили, чтобы их было легче производить. – Да. Это правда. И мы намерены дальше следовать этому правилу – конструировать именно такие автомобили. Я ознакомился с производственным процессом «Логана» и могу сказать: «Рено» делает хорошую машину, легко производимую. Мы в компании всегда придерживались принципа: машины нужно конструировать так, чтобы как можно проще их производить. Это, кстати, касается и «Шевроле», и «Кадиллака», то есть не только массовой продукции. По поводу моего видения «Шевроле» в России добавлю: машины этой марки должны быть, прежде всего, безопасными, доступными по цене и, естественно, привлекательными внешне. – Спасибо. Хочу пожелать удачи в реализации ваших идей. Особенно в России. В беседе участвовал Владимир Соловьевтомобиль. В начале года делали прогнозы и, вероятно, немножко переоценили возможности. Но все впереди. Вы ведь знаете: когда модель выходит на рынок, нужно некоторое время, чтобы приспособиться к его условиям. Мы этот процесс, безусловно, отслеживаем ив сотрудничестве с АВТОВАЗом будем работать для расширения модельного ряда. Но «Джи-Эм» в России – это не только работа с АВТОВАЗом, у нас есть и другие марки, и мы должны заботиться об их развитии. – Мы все ждали, что заработает СП на моторном производстве. Насколько это сегодня актуально? Или возникли охлаждения между АВТОВАЗом и «Дженерал моторс»? – Мы обсуждали проект неоднократно, но у нас еще нет готового решения. Проекты, которые затрагивают двигатели и трансмиссии, – самые глобальные и многоплановые. Поэтому нужно время. Перед нами ряд сложных вопросов: дос-таточно ли мощностей и достаточен ли спрос, насколько подойдет двигатель для наших машин и так далее. Честно говоря, хотел бы отвечать на эти вопросы до начала инвестиций в проект, а не после. Пока же проект обсуждается. – Те деньги, которые вы вложили в СП, сейчас уже окупаются? – Все инвестиции, которые мы делали до сих пор, были довольно скромными. Никаких огромных средств мы не вкладывали. – В России вышло постановление правительства о беспошлинном ввозе комплектующих для предприятий, которые налаживают сборку автомобилей в России. Поможет ли такое решение развитию здесь производств комплектующих? Как вы считаете? – Во-первых, мы не занимаемся комплектующими, а во-вторых, постановление принято совсем недавно, и мы еще рассматриваем его. Полагаю, определенные выгоды из этого можно извлечь.Динамика продаж автомобилей «Шевроле» (36 190 шт.) «Опель» (5501 шт.) вРоссии за 7 месяцев 2005 г.4215138 За рулем 10/2005