180
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ ВАЗ-2110ДИСКОТЕКА ДЛЯ «ДЕСЯТКИ»Михаил ВасильевВыхожу из подъезда, а на парковке сосед свою «десятку» прогревает. И сразу к делу: «В выходные диски тормозные менял – поставил вентилируемые!» – хвастается. – «Какие-какие?» – «Вентилируемые! Раньше штатные стояли, а теперь с дырочками да канавками. Вот!» Заблуждается, конечно, сосед. На переднеприводных ВАЗах вентилируемые диски устанавливают изначально, на конвейере. Ведь скорости, а значит, и нагрузки на тормозную систему современных автомобилей возросли, и невентилируемые тормозные диски уже не справляются с возросшей температурой трущихся поверхностей. Вот и появились тормозные диски, отлитые с пустотами и ребрами жесткости, улучшающими охлаждение. Но на штатных вазовских деталях ни перфорации, ни канавок нет – это, так сказать, дополнительные конструктивные особенности, позволяющие дискам выдерживать еще большие температурные нагрузки. Как, например, на спортивных автомобилях. Поскольку для многих наших соотечественников ВАЗ-2110 давно стал спортивным болидом, на прилавках магазинов автозапчастей заблестели отшлифованным металлом перфорированные диски и для этих автомобилей. Быть экспертизе! Мы купили комплект перфорированных дисков LGR и, конечно, не удержались, чтобы не сравнить их со штатными, производстваТольятти, а еще, для полноты картины – и с импортными, немецкими Lucas. Испытания провели, как и полагается, вНАМИ. Помимо привычных параметров – геометрических размеров, статического дисбаланса и твердости рабочих поверхностей, было решено определить склонность к короблению при охлаждении разогретого диска водой. Бывает ведь, что в дождливую погоду после длительного торможения волейневолей приходится переплывать глубокую лужу. После такого «кэмел трофи» нередко при торможении бьет руль – диски повело… Вот иу нас при охлаждении водой на диске Lucas и LGR появились трещины. Тольяттинский боец слабины не дал! В результате экспертизы выяснилось, что тольяттинский тормозной диск имеет отклонения по биению рабочей поверхности, но, как ни странно, наилучшую балансировку. Худший по балансировке – перфорированный диск, что, по мнению экспертов, скорее всего связано с небрежнымсверлением перфорационных отверстий. Износостойкость у всех видов дисков примерно одинакова, равно как износостойкость самих колодок при работе сотечественным и импортным дисками. А вот на перфорированном диске износ колодок существенно ниже. Эффективность торможения (тормозной путь) у отечественного диска чуть лучше, чем у остальных, зато у пер-Трещина на диске Lucas видна даже невооруженным взглядом.форированных преимущество при работе в зоне высоких температур. Так на25-м торможении у неперфорированных дисков температура поднялась до 350–360°С, у перфорированного – до280°С. В итоге – все как у людей: каждый тормозной диск имеет свои преимущества и недостатки. Но ответим на главный вопрос экспертизы: стоит ли устанавливать на «десятку» перфорированные диски? Эксперты считают, что перфорация в присущем ВАЗ-2110 диапазоне температур, давлений и скоростей не только не дает существенных преимуществ, но и ухудшает ряд характеристик, увеличивая при этом стоимость изделия. Стоит ли хвастаться?Тормозные диски «Тольятти»Тормозные диски LucasТормозные диски LGRОриентировочная цена – 1240руб. «Тольяттинец», к счастью, не опозорился – лишь отклонения по биению рабочей поверхности можно назвать ложкой дегтя в бочке меда, зато балансировка самая точная. «Водные процедуры» диски также прошли достойно, и эффективность торможения у них самая высокая. Лидер теста.Ориентировочная цена – 1600руб. «Немец» занял промежуточное положениемежду хорошо и плохо… До испытаний – никаких претензий, но после того, как разогретый диск опустили в воду, на металле появились внушительныетрещины, а норма по параллельности оказалась превышена почти в шесть раз.Ориентировочная цена – 1450руб. Минусы: изначально норма по статическому дисбалансу превышена в три раза. После охлаждения водой норма по параллельности и биению превышена в 2,5 и два раза соответственно. Около перфорационных отверстий образовались трещины. Из плюсов: преимущество при работе в зоне высоких температур.180 За рулем 11/2005