183
184
185
186
ТЕСТ ШИПЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯКГВОЗДИКИогда один из ведущих производителей шипов противоскольжения – финская фирма Turvanasta предложила нам провести тест таких изделий, мы не колебались ни секунды – едем! Проявила к этому интерес и именитая шинная компания «Мишлен», предоставив свои Michelin Ivalo2 размерности 195/65R15. К слову, французы создавая новые зимние шины, много и серьезно работают с производителями шипов. Итак, мы в Финляндии на заполярном полигоне TestWorld, что на тысячу километров севернее Хельсинки. Для испытаний «Турванаста» подготовила и обкатала семь комплектов одинаковых шин: с одно-, двух- и трехфланцевыми шипами разных производителей – французских Ugigrip, немецких Sitek и, конечно, со своими. Наша задача – определить зависимость сцепных свойств от величины выступа шипов над протектором и со своих позиций оценить сильные и слабые стороны разных шипов. В шинах Michelin Ivalo 2 еще при изготовлении отлиты гнезда (сечением они напоминают перевернутую букву Т) под размеры шипов, потому на деле нам придетсяСергей Мишин, Валерий ПавловПогодные условия – самые тяжелые для зимних покрышек. Март на дворе – должно быть еще холодно и снежно. Но температура воздуха около нуля, яркое солнышко чуть подтапливает лед, и в зоне контакта колес с дорогой образуется водяная пленка, работающая как смазка. Забегая вперед, скажем, что различие сцепных свойств одних и тех же шин, но с разными шипами доходило до 10% – порой покрышки разных производителей ближе друг к другу. А теперь о том, что нам удалось выяснить, испытав шины с разными шипами.За рулем 11/2005 183выяснять, какие из них лучше поведут себя в данной покрышке. Упражнения выполняем по нашей «зарулевской» методике, но с некоторыми дополнениями. Разгон в двух вариантах: с использованием противобуксовочной системы и наиболее эффективный, торможение – с АBS ис блокировкой колес, наконец, ледяной круг – на грани скольжений ис буксованием. Кроме того, оцениваем управление разгоном, торможением и традиционную управляемость. Заезды только на льду, автомобили – Alfa Romeo 156 Sport Wagon 2,0 JTS. КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИПЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯОДНОФЛАНЦЕВЫЕ1.Sitek EGU (8-11-1) 2.Ugigrip 8-11-1 3.Turvanasta WX 8-11/1РЕЗЮМЕВеличину выступа не следует повышать более 1,30–1,35 мм, иначе снижаются некоторые сцепные свойства и возникает риск растерять шипы.Простота изготовления и, как следствие, низкая цена; хорошая стабильность выступа в процессе эксплуатации. Недостаточная эффективность при выступе менее 1,3мм, относительно небольшая долговечность.Средняя величина выступа 1,44 мм. Хорошее троганье, но разгон затруднен–резко срываются в буксование и долго восстанавливаются, при этом ощутимо падает эффективность.При торможении рано начинает срабатывать ABS, не хватает информативности. В поворотах шина хорошо реагируетна доворот руля, а вскольженияхнетакявно выраженанедостаточная поворачиваемость.Кажется, будтоу заднейосипоявилсяэффект подруливания. Выпали четыре шипа на левом переднемколесена внутренней стороне.ОДНОФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫКонструкция однофланцевых шипов незатейливая (в народе – «гвоздики»). Каждые лишние 0,1 миллиметра выступания их из шины улучшают сцепные свойства на 2–4%. Но, конечно, есть разумные пределы. Увеличение выступа идет на пользу разгону, но с торможением не все так однозначно. Прирост с 1,44мм до 1,60 даже при использовании ABS практически не дает эффекта (улучшение сцепных свойств менее 1%). Зато резко, на 10% увеличивает тормозной путь юзом. Не удивительно – высоко торчащие шипы сильно наклоняются. По той же причине ухудшаются боковые сцепные свойства шины на грани скольжений и управление автомобилем в повороте. Предел, еще обеспечивающий высокие сцепные свойства, – не более 1,44мм. Зато выступа-Средняя величина выступа 1,32 мм. Троганье на покрышках с такимишипами затруднено– онине любят пробуксовкипри разгоне и любых скольжений– и в повороте,и в торможении. Разгон эффективен только внатяг,награни срыва–когдаколеса совсем не пробуксовывают при торможении,каки у Sitek, рано начинаетстрекотатьABS.Реакциянаповоротруля хороша лишьв начальнойфазе, затем машинасрываетсяв скольжение – причемскользит долго, восстановлениесцепления оченьзатянуто. Ктому же «обратный»переход –отскольжений к качениюне очевиден и плохо понятен водителю. Потерянных шипов нет.Средняя величина выступа 1,60 мм. Самый эффективный разгонна всех режимах и даже с буксованием. Торможение аналогичнопредыдущим шинам. В начальнойфазескоростного поворота–небольшой занос.В крутых поворотахавтомобиль лучше управляетсягазом, чем рулем: если добавлятьгаз,начинает вкручиваться в поворот. На сбросеи«нейтральном» газе ярко выраженанедостаточная поворачиваемость.Зато на кругеавтомобильс такими шинамипытается сорватьсявзанос. Предпочитает буксование. Больше всего потерянных шипов:33 налевом переднем колесе (22 внутрии11снаружи)и 16 – на правом переднем(10внутри и6 снаружи).Одиншип –на заднемправом колесе (внутренняя дорожка).ние на 1,32–1,35 мм позволяет сохранить все шипы, а при 1,44мм потерялись четыре из 440. Выступание на 1,60мм и вовсе привело к потере 50 шипов. Вывод очевиден: оптимум 1,30–1,35 мм.ДВУХФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫПри одинаковом выступе двухфланцевые на 1–4% эффективнее «гвоздиков». Наглядный пример – двухфланцевые Sitek (с выступом 1,35мм) с явным преимуществом обыграли одноименный однофланцевый аналог свыступом 1,45мм.184 За рулем 11/2005 ТЕСТ ШИПЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯДВУХФЛАНЦЕВЫЕ4.Sitek GGU (8-11-2) 5.Ugigrip U8-11-2 6.Turvanasta 8-11/2РТТРЕХФЛАНЦЕВЫЕ7.Turvanasta WIP11VСредняя величина выступа 1,35 мм. Неплохие троганье и разгон. При торможении хорошо чувствуется срабатывание ABS.В повороте мягкий переход в скольжения. Начинает срываться очень рано,но потеря контролянадавтомобилем наступает позже,чемнашинах с другими шипами.Из-заэтого оказалосьсамое плохое время на кругена гранискольжения.Нашинах с такими шипамиприезде по извилистой трассеив поворотах возможнохорошоконтролируемое движениевскольжениях. Потерянных шипов нет. В передних шинахзначительно изменилось выступание шипов(увеличение почти 0,3 мм).Средняя величина выступа 1,35 мм. Вмомент троганья поскальзывается,нодальнейший разгон довольно уверенный.Торможение каку комплекта № 1–дажебез ABS легко тормозить на грани блокировки колес. Очень хорошаяреакция на поворот руляв начальный момент.На доворот реагирует хуже. Дальше в повороте– более резкие срыв автомобиляи восстановление сцепных свойств, чем на шинах сдругими шипами. Движение в повороте болеенервное. Потеряно 3 шипа(1 шипна правомпереднем колесе снаружи,2 напереднем левом колесе– 1снаружи и1 внутри).Средняя величина выступа 1,53 мм. Наиболее быстрый разгон на грани буксования. При торможении очень хорошо чувствуется срабатывание ABS. Эффективноеторможение. В поворотеочень длинные скольжения,надоворот руля автомобиль практическинереагирует. Заноса автомобилянет, только снос.Нетчеткойграницы перехода в скольжение и восстановление сцепныхсвойств.Движение в крутых поворотах неуверенное,но в пологомповороте – самая высокая скорость.Возможно управление газом толькопринебольших скольжениях и небольшойпробуксовкеколес. Потерянных шипов нет.Средняя величина выступа 1,41 мм. Дляхорошего разгона желательна небольшая пробуксовка. Поймать ее очень сложно. Торможение подобно комплекту № 3. Лучшиерезультаты на шинах с этими шипами получены при наличии электронных систем ограничения проскальзывания. При прохождении поворотов срывы и продолжительное восстановление – резко теряется скорость. Ездапо льдутребует снижения скорости, чтобы удержатьсяна траектории. Этишипы лучше всех держатся в шине.После испытаний потерь шипов нет и выступание их не изменилось.У двухфланцевых нет выраженной зависимости сцепных свойств от величины выступа. Во всяком случае, в тех пределах, что были в наших тестах. Для них прирост в 0,1 мм дает 1–2% эффективности. Здесь более значимы конструктивные особенно-РЕЗЮМЕЭффективнее, чем однофланцевые. Сцепные свойства и надежность посадки больше зависят от формы и материалов, чем от величины выступа. Предпочтительное выступание – 1,3–1,4 мм.Более высокая эффективность, хорошая стабильность сцепных свойств, более надежное удержание в шине. «Рост» выступа в процессе эксплуатации.сти шипов (конфигурация и материалы). Предельное выступание – 1,5–1,6 мм, но вряд ли оно целесообразно, поскольку почти не влияет на сцепные свойства. Разумный предел – 1,30–1,40 мм. Теперь о влиянии «роста» на ходимость. Потери шипов зависят не столько от величины выступа, сколько от их конструкции. При выступе 1,35 мм все шипы Sitek остались на месте, Ugigrip потерял четыре штуки, а вот Turvanasta при выступе 1,53 мм вообще не потеряла ни одного. При том, что комплект шин с ними набегал в три раза больше, чем остальные, – ему была доверена роль базового для отслеживания изменений покрытия в каждом упражнении. Стабильность выступа двухфланцевых шипов хуже, чем у однофланцевых, – онислегка «растут» в начальный период эксплуатации. Оптимальны по соотношению цена/качество.РЕЗЮМЕНаиболее сложные в производстве и, как следствие, самые дорогие.Хорошо держатся в шине, стабильны иэффективны, особенно на грани скольжений. Высокая сложность производства, дорогостоящие, длительная обкатка.ТРЕХФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫКонструктивно трехфланцевые шипы самые сложные и дорогие, предназначены для низкопрофильных шин мощных автомобилей. Отличные сцепные свойства при торможении и разгоне (с ABS и ASR) позволяют удерживать шины в начальной фазе скольжений. Шипы отличает высокая стабильность – за время испытаний их высота практически не изменилась. Понятно, что свойства трехфланцевых в еще большей степени зависят от особенностей конструкции и материалов. К тому же они прочно держатся вшине и обеспечивают наиболее высокуюстабильность сцепных свойств.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, мы выяснили, что конструктивные особенности шипов и их выступание над протектором существенно влияют на сцепные свойства зимних шин. Хорошая шипованная шина – тщательно сбалансированный комплекс, которыйлегко разрушить неподходящими шипами. Например, дешевые однофланцевые, вместо предусмотренЗа рулем 11/2005 185 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИПЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ОЦЕНОК№* Модель шиповТип шиповСреднее высту-КоличествоВремя разгона ТормознойВремя прохожденияОценка удобства управпание шипов до/потерянныхс ASR/наиболее путь круга на грани ления разгоном/ после испытаний, шиповэффективного, с ABS/юзом, пробуксовки/торможением/ мм%%с пробуксовкой, %автомобилем 1Sitek 8-11-1однофланцевый1,44/1,44495/9498/100100/987,5/8/8 2Ugigrip 8-11-1–’’–1,32/1,32089/9092/9598/926,5/8/7 3Turvanasta WX 8-11/1–’’–1,60/1,46**50100/10099/8998/1009/8/6 4Sitek GGU (8-11-2)двухфланцевый1,35/1,54097/9696/9994/968/8,5/9 5Ugigrip U8-11-2–’’–1,35/1,39391/9595/9699/947/8/8 6Turvanasta 8-11/2РТ–’’–1,53/1,68096/9498/9598/958,5/9/7,5 7Turvanasta WIP11Vтрехфланцевый1,41/1,41099/91100/9597/948/9/7* Номер комплекта шин. ** За счет потери шипов.ных двухфланцевых, значительно ухудшат сцепные свойства шины. Спросите, кому это нужно? Объясняем. Разница в цене одно- и двухфланцевых шипов составляет 10–15%, и для тех, кто производит ошиповку, эти проценты зачастую служат дополнительным источникомдоходов. А различие в цене среднестатистических шин с теми или иными шипами составляет всего 0,5–1%. Так что для покупателя шины с разными шипами стоят прак-тически одинаково. Именно поэтому большинство производителей зимних шин сейчас берут ошиповку в свои руки или хотя бы контролируют процесс. Но как быть покупателям зимних шин? Уточнять марку шипов и мерить величину их выступа? Все гораздо проще – покупайте покрышки не на базаре, где они могут быть чуть дешевле (теперь, наверно, понятно почему), а у официальных дилеров. У них качество будет гарантировано.На правах рекламы186 За рулем 11/2005