ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ФЕЙСЛИФТИНГ, РЕСТАЙЛИНГ, МОДЕРНИЗАЦИЯ«Жук»-долгожитель и «Фольксваген-Нью Битл» похожи лишь внешне. Да и то неочень…ЖЛИНИЯ ЖИЗНИвом экономическом спаде. Это заставляет производителей искать новые пути привлечения покупателей. Один из них – более частая смена моделей. Если несколько десятилетий назад автомобиль нередко тиражировали без особых изменений по 10–15лет, то сегодня позволить себе такое не могут даже самые консервативные марки. Признанные классики – «Роллс-Ройс» и «Бентли», «Ягуар» и «АстонМартин» вынуждены оглядываться на молодые и шустрые японские и корейские фирмы, хотя и выступают в совершенно другой ценовой нише. А это ох как не просто, особенно учитывая колоссальные затраты на обновление дорогих в производстве моделей. Фактор новизны уже довольно давно поставили на службу американцы и японцы. Творческий конвейер не останавливается с запуском заводского: серийную машину только-только представили на автосалоне, а инженеры и дизайнеры уже ломают голову над ее модернизацией! В ХХIвеке массовой модели отмерено в среднем пятьшесть лет, причем уже через два-три года проводят рестайлинг или фейслифтинг. Первый термин (от английского – restyle) означает, разумеется, изменения стиля, второй (facelift) заимствован… из медицины. Так называют хирургическую коррекцию возрастных изменений мягких тканей лица. Хотя применительно к автомобилю эти понятия схожи, рестайлинг подразумевает все же более радикальное изменение внешности в соответствии с модой. В случае удачи результат очень заметен. Пример – недавнее обновление СААБ 9-5. Поставьте предыдущую и нынешнюю машины рядом: небо и земля, не правда ли? Лишь пыт-Михаил Гзовскийизнь автомобиля сродни человеческой: кто-то прожигает ее на полную катушку, но отходит от дел лишь в преклонном возрасте, будучи окружен внуками и правнуками. Другие «сдуваются», не оставив заметного следа, когда волосы еще не тронула седина. Население Земли постепенно стареет. А сколько отмерено среднестатистическому автомобилю? Какими средствами конструкторы и дизайнеры достигают успеха и долголетия тех или иных моделей? Проследим линию жизни некоторых современных автомобилей…КРИЗИС… ВО БЛАГО?Статистика свидетельствует: несмотря на кратковременные взлеты, тенденция к снижению продаж легковых машин налицо. Причины в быстром росте цен на нефть и все углубляющемся общемиро-ливый взгляд отметит знакомую линию крыши, в остальном – совсем непохожие. Скорый рестайлинг косвенно говорит о не слишком успешной карьере авто. Помните «ФольксвагенБитл» («Жук») первого поколения? Времена и требования тогда, конечно, были иные, но таким долголетием похвастаться могли немногие. А шумная премьера «Нью Битла» принесла весьма скромные дивиденды. Правда, новый «Жук» породил моду на ретро. «Крайслер РТ-Крузер», «ШевролеSSR» и другие модели, в которых использовали мотивы полувековой давности, позволили завоевать симпатии определенной прослойки покупателей. Но одной внешностью автомобилиста XXI века не проймешь. Он хочет все и одновременно: экономичную, привлекательную внешне,224 За рулем 11/2005 ОБОЗРЕНИЕ ФЕЙСЛИФТИНГ, РЕСТАЙЛИНГ, МОДЕРНИЗАЦИЯвместительную, мощную, легкую в управлении машину… Это невозможно! – отмахивались скептики. Оптимисты не торопились с ответом и создали… полную неразбериху в некогда стройных модельных рядах. К привычным седанам, универсалам и хэтчбекам добавили микро- и компакт-вэны, четырехдверные купе, полноприводные кроссоверы и прочих невиданных доселе «зверей». О таком выборе моделей, модификаций, комплектаций предки даже и не мечтали. Спасибо… кризису? классов диктует не только мода. Не меньшую роль играют современные технологии, открывая новые возможности для инженеров и дизайнеров. Прогресс и кризис – связаны. Скажем, автомобили на топливных элементах не только не требуют нефти и экологически чисты, но и предоставляют широкое поле дизайнер-СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮКонечно, стилистические изменения и рождение новыхВозможности современной электроники позволяют совершенно по-иному, чем прежде, оформить салон.Рестайлинг СААБ 9-5 (модель 2005 года – внизу) – одна из самых заметных удач шведских дизайнеров за последние годы.За рулем 11/2005 225 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ФЕЙСЛИФТИНГ, РЕСТАЙЛИНГ, МОДЕРНИЗАЦИЯСчитается, что «Мицубиси-Лансер» после фейслифтинга (вверху) смотрится современнее. А как вы находите?ской фантазии. Прототип «Скейтборд» концерна «Дженерал моторс» представляет собой платформу 300-миллиметровой высоты, в которую упрятаны топливные элементы и 73-киловаттная силовая установка – два электромотоПлатформа «Скейтборд» легла в основу «Сиквела» – вместительного и динамичного вседорожника. Пока, правда, он лишь концепт-кар.ра, развивающие по 500Н . м. Одним махом решены проблемы развесовки и безопасности! А компоновщики могут как угодно «играться» с салоном, выжимая из него максимум полезной площади. Правда, это пока – прототип. Мощные процессоры, высокоскоростные шины передачи данных, управление по проводам… В недавнем прошлом эти технологии были доступны лишь космическим и авиационным концернам. Теперь они преобразили салоны автомобилей. Кнопок, рычажков, тумбле- ОБОЗРЕНИЕ ФЕЙСЛИФТИНГ, РЕСТАЙЛИНГ, МОДЕРНИЗАЦИЯÓ‚ ÒÚ‡ÌÓ‚ËÚÒfl ÏÂ̸¯Â. ç‡ Ëı ÏÂÒÚ – ‰ËÒÔÎÂË, ÏÌÓ„ÓÙÛÌ͈ËÓ̇θÌ˚ «ÍÛÚËÎÍË», ‰ÊÓÈÒÚËÍË. ëχÍÛfl ‰ËÁ‡ÈÌ ÚÓÈ ËÎË ËÌÓÈ ÏÓ‰ÂÎË, Ï˚ Ì ‚Ò„‰‡ Á‡‰ÛÏ˚‚‡ÂÏÒfl, ˜ÚÓ ˝ÙÙÂÍÚÌ˚ ÎËÌËË Ë ËÁfl˘Ì˚ ‰ÂÚ‡ÎË ‚Ó ÏÌÓ„ÓÏ ÔÓ‰ËÍÚÓ‚‡Ì˚ ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚ¸˛ Ë ‡˝Ó‰Ë̇ÏËÍÓÈ. ë͇ÊÂÏ, ̇ ÔÓÒÎÂ‰Ì˛˛ (‡ Á̇˜ËÚ, Ë Ì‡ ˝ÍÓÌÓÏ˘ÌÓÒÚ¸) ‚ÎËfl˛Ú Ì ÚÓθÍÓ ‡ÁÏÂ˚ Á‡ÁÓÓ‚ ÏÂÊ‰Û ‰ÂÚ‡ÎflÏË, ÌÓ Ë ÍÓ΢ÂÒÚ‚Ó ÒÚ˚ÍÓ‚. éÚÒ˛‰‡ – Ó„ÓÏÌ˚ ·‡ÏÔÂ˚. Ä ‚Ò ·ÓΠÛÊÂÒÚÓ˜‡ÂÏ˚ Ú·ӂ‡ÌËfl ÔÓ ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚË Ô¯ÂıÓ‰Ó‚ Á‡ÒÚ‡‚Îfl˛Ú «Ó·ÎËÁ˚‚‡Ú¸» Ú Ê ·‡ÏÔÂ˚ Ë Í‡ÔÓÚ˚. ëÛ˘ÂÒÚ‚ÂÌÌ˚È ‚Í·‰ ‚ ÔË‚ÎÂ͇ÚÂθÌÓÒÚ¸ ˝ÍÒÚ¸‡ ‚ÌÓÒflÚ ÓÒ‚ÂÚËÚÂθÌ˚ ÔË·Ó˚. Ä ‚‰¸ Ô·ÒÚËÍÓ‚‡fl «ıÛÒڇθ̇fl» ÓÔÚË͇, ‚ ÓÚ΢ˠÓÚ ÔÂÊÌËı Ù‡ ÒÓ ÒÚÂÍÎflÌÌ˚ÏË ÓڇʇÚÂÎflÏË, Ì ÚÓθÍÓ ÎÛ˜¯Â ‚˚„Îfl‰ËÚ, ÌÓ Ë fl˜Â Ò‚ÂÚËÚ. åÓ‰Ì˚ ҂ÂÚÓ‰ËÓ‰Ì˚ Á‡‰ÌË ÙÓÌ‡Ë ÔËÌflÎË Ì‡ ‚ÓÓÛÊÂÌËÂ, ÔÓÒÍÓθÍÛ ‚ÂÏfl Ëı Ò‡·‡Ú˚‚‡ÌËfl ̇ ‰ÓÎË ÒÂÍÛ̉ ·˚ÒÚÂÂ, ˜ÂÏ Ì‡Í‡Î Ó·˚˜ÌÓÈ Î‡ÏÔ˚; Á̇˜ËÚ, ‚Ó‰ËÚÂθ χ¯ËÌ˚, Ë‰Û˘ÂÈ ÒΉÓÏ, ·˚ÒÚ ҇„ËÛÂÚ Ì‡ ÚÓÏÓÊÂÌËÂ. «éÚ΢ÌÓ!» – ¯ËÎË ‰ËÁ‡ÈÌÂ˚ Ë ËÒÔÓθÁÓ‚‡ÎË ÌÓ‚¯ÂÒÚ‚Ó ‚ Ò‚ÓËı ˆÂÎflı. 臇‰ÓÍÒ: ˝ÍÓÌÓÏ˘ÂÒ͇fl ÒËÚÛ‡ˆËfl ‚ ÏË – ÒÎÓÊ̇fl, ‡ Ï˚ ‚Ò Ê ÂÁ‰ËÏ Ì‡ ‚Ò ·ÓΠÒӂ¯ÂÌÌ˚ı ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎflı. íÓθÍÓ ÛÒÔ‚‡È ÒΉËÚ¸: ‚ÓÚ ÔÓ‚ÂÎË ÂÒÚ‡ÈÎËÌ„, ‡ Ú‡Ï Ë ·ÓΠҸÂÁÌÛ˛ ÏÓ‰ÂÌËÁ‡ˆË˛! åÓÊÂÚ, Áfl ÔÓÚÓÓÔËÎÒfl ÍÛÔËÚ¸ χ¯ËÌÛ Í ÍÓÌˆÛ „Ó‰‡?Аристократам претит резкое изменение стиля. Современный «Роллс-Ройс Фантом» разработан практически с чистого листа, но дизайнеры всячески подчеркнули преемственность со знаменитыми предками.