КЛУБПУТЕШЕСТВИЯОСУДАРЕВА ДОРОГАЕлена Богатырева. Фото: Игорь ГеоргиевскийШел 1702 год. Россия вела войну со Швецией, начавшуюся для нее сокрушительным поражением под Нарвой. Неожиданно у Петра I рождается авантюрный план, сулящий успех военной кампании. Для воплощения замысла необходимо построить дорогу от Белого моря до Онежского озера сквозь дикую ибезлюдную местность. Слово царя с делом не расходилось: по той дороге, называемой впоследствии не иначе как Осударевой, передислоцировали войска и проволокли два малых фрегата! В результате марш-броска была взята крепость Нотебург на Ладоге, одержана первая крупная победа над шведами, открыт выход к Балтике. Но стоит сопоставить цифры – и сразу возникает вопрос: как это могло быть осуществлено? На постройку 260-километровой трассы топорами, пилами да лопатами ушло менее месяца, на ее преодоление – всего восемь дней! Получается, что русские полки, отягощенные не только кораблями, но и полутора сотняДогнать и перегнать войско Петра I!ми пушек, проходили более 30 километров в день. Испытав на собственной шкуре, каково передвигаться по гати, участники внедорожной экспедиции «Осударева дорога» (она состоялась осенью 2004 года под руководством петрозаводчанина Тимофея Рогожина), пришли к неожиданным выводам. ПетрI вполне мог в короткие сроки осуществить не имеющий аналогов в истории пеший поход по заранее подготовленной трассе, но никак не перемещение кораблей.Деревня Нюхча. Самый приличный мост за все время пути.ОКУНЕМСЯ В СТАРИНУОктябрь в Карелии – месяц ледяных дождей и мокрого снега, раскисших дорог, бросающих вызов любому, кто отважится на путешествие. Но у экспедиции была цель: продвинуться по болотным гатям, просекам и лесным дорогам от Вардегорского мыса, где начинался легендарный путь Петра I, до старинных деревень Выгорецкой республики, а там и до Повенца ив дороге обогнать по времени петров-Иногда казалось, что мосты через лесные речушки не ремонтировали со времен Петра I.300 За рулем 11/2005 ПУТЕШЕСТВИЯское войско. Посчитав, что наличием внедорожной техники компенсируется отсутствие заранее подготовленного бревенчатого настила, экипажи трех разномастных УАЗов – «Хантера», 3153 и «буханки» – 5 октября выдвинулись из Петрозаводска. Возводимая максимально скрытно, уникальная трасса в свое время не была нанесена на карту. Значительный участок дороги уничтожен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Сохранились лишь фрагменты деревянных гатей, просеки и названия некоторых мест по ходу продвижения петровского войска. Государев ключ: по преданию, здесь царь Петр устроил небольшой привал, а местные жители потчевали его обедом. Щепотева гора названа вчесть главного изыскателя иустроителя Осударевой дороги сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева. Петровский Ям – место стоянки войск в преддверии форсирования реки Южный Выг. Вблизи Вардегорского мыса экспедиция оказалась утром 7 октября. Именно с этого дня начался для нее отсчет времени. К самому мысу не дал подъехать развалившийся деревянный мост. Для чистоты эксперимента, чтобы двигаться четко по плану экспедиции, ее участники отправились к Белому морю пешком. Старинной пристани или каких-либо построек, прямо указывающих на начало уникального волока, нет. Впрочем, исследователи склоняются к версии, что во время прилива корабли сами «вползли» на подготовленные для их транспортировки конструкции, которые затем лошадьми вытянули на берег. Остаток дня потратили, чтобы добраться до Нюхчи. Известность поморское село приобрело в петровскую эпоху, потому как под Осударевой дорогой понимали именно «першпективу» Нюхча – Повенец. Село четыреста лет стоит на берегу одноименной речки и даже сегодня представляет картину подлинной старины: потемневшие от времени и непогоды избы с белыми наличниками, местами покосившиеся заборы, баньки рядком на берегу реки... Здесь и двери вдомах, как века назад, подпирают палками: сразу видно, что хозяин отлучился, да и лодки с веслами на воде оставляют, лишь привяжут, чтобы течением не унесло.Хорошо бы переплыть… Нопридется ехать.И тогда каждый подумал: «Хорошо, что это не фрегат».Когда не помогает GPS-навигатор, без подсказки аборигенов не обойтись. За рулем 11/2005 301 КЛУБПУТЕШЕСТВИЯДевиз экспедиции: море по колено, лужа по уши.Редкий случай: указатель сам по себе – достопримечательность.За триста с лишним лет дороги как будто совершенно не изменились, и все средства передвижения люди порой тащат на себе.На фоне таких естественных декораций рассказы о посещении Нюхчи Петром I звучат невероятно увлекательно. Покажут здесь и место, где стоял большой двухэтажный пятистенный дом, вкотором ночевал царь накануне похода.БОЛОТАМИ И ГАТЯМИЕсли для кого-то Карелия – сказка вековых деревьев и быстрых рек, то для экспедиции она стала краем глухих болот иполуразрушенных мостов, страной медведей, чьи свежие следы не раз видели на дороге.Двигаться по гати – удовольствие сомнительное, даже на внедорожной технике. Мокрые и скользкие подгнившие бревна уходят вниз под тяжестью УАЗа, надрывно ревет мотор, фонтаны брызг вырываются из-под колес. Небольшой уклон – и машина боком съезжает на край «дороги», рискуя завязнуть в болоте. C немалым трудом, но экспедиция все же преодолела зыбкое пространство. Мысль о том, что триста лет назад в этом же лесу, стоя по колено в воде, при свете смолистых факелов, почти без сна, страдая от гнуса и голода, рубилисьсбездорожьем русские мужики, строили путь к величию и славе российской, не давала покоя… Первый этап нашей внедорожной экспедиции закончился в Сумском Яме, дальше легендарная трасса затоплена Выгозерским водохранилищем. Деревянный крест в лесной глуши и рядом небольшая табличка: «Здесь начиналась первая государственная дорога в Республике Карелия «Осударева дорога» – все, что осталось от века великих свершений. Далее маршрут ушел в направлении Выгорецкой республики, располагав-302 За рулем 11/2005 ПУТЕШЕСТВИЯСевер – край строгих «першпектив».ϘÂÒÍÓÈ ÓÒÌÓ‚Â: ‚ Ó·ÏÂÌ Ì‡ ӷ¢‡ÌË ‚Òfl˜ÂÒÍË ÒÓ‰ÂÈÒÚ‚Ó‚‡Ú¸ ‡·ÓÚ ÊÂÎÂÁӉ·ÚÂθÌÓ„Ó Á‡‚Ó‰‡ ̇ ÂÍ èÓ‚Â̘‡ÌÍ ÓÌË ÔÓÎÛ˜ËÎË ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚ¸ Òӂ¯‡Ú¸ ·Ó„ÓÒÎÛÊÂÌËfl ÔÓ «ÒÚ‡˚Ï» ÍÌË„‡Ï.ОБРАТНО НА АСФАЛЬТç‡ ÚË Ï‡¯ËÌ˚ ÓÒڇ·Ҹ Ӊ̇ Á‡Ô‡Ò͇, ·ÂÌÁËÌ Ì‡ ËÒıÓ‰Â. ÑÓ ·ÎËʇȯÂÈ Á‡Ô‡‚ÍË – ÌÂÒÍÓθÍÓ ‰ÂÒflÚÍÓ‚ ÍËÎÓÏÂÚÓ‚ ÔÓ ·ÂÁ‰ÓÓʸ˛. Ç˚ıÓ‰ ̇ԇ¯Ë‚‡ÂÚÒfl Ò‡Ï ÒÓ·ÓÈ: Á‡Ô‡‚ËÚ¸ ËÁ ÔÓÒΉÌÂÈ Í‡ÌËÒÚ˚ ÚÓθÍÓ Ó‰ÌÛ Ï‡¯ËÌÛ Ë ÓÚÔ‡‚ËÚ¸  Á‡ ÚÓÔÎË‚ÓÏ, ‡ ÓÒڇθÌ˚Ï ‰‚Ë„‡Ú¸Òfl, ÔÓ͇ ·‡ÍË ÒÓ‚ÒÂÏ Ì ÓÔÛÒÚ²Ú. êÓθ ÒÔ‡ÒËÚÂÎfl ‚˚ԇ· «·Ûı‡ÌÍ», ÍÓÚÓ‡fl ÏË„ÓÏ ‡ÒÚ‚ÓË·Ҹ ‚ ÚÛχÌÂ. íÓÏËÚÂθÌ˚ ˜‡Ò˚ ÓÊˉ‡ÌËfl ÍÓÓÚ‡ÎË ‚ ÓÒÚ˚‚‡˛˘Ëı ÔÓ‰ ΉflÌ˚Ï ‰ÓʉÂÏ Ï‡¯Ë̇ı. ꇉÓÒÚÌÓ Ò˄̇Îfl, «·Ûı‡Ì͇» ÔÓfl‚Ë·Ҹ, ÍÓ„‰‡ ÛÊ ÒÚÂÏÌÂÎÓ. ç‡ÛÚÓ ÒËθÌÓ ÔÓ‰ÏÓÓÁËÎÓ: ԇ·ÚÍË ÔÓÍ˚ÎËÒ¸ ËÌÂÂÏ, ‡ Ó‰ËÌ ËÁ ìÄáÓ‚ ̇ÔÓ˜¸ ÓÚ͇Á‡ÎÒfl Á‡‚Ó‰ËÚ¸Òfl Ë ÔÓ‰ÓÎÊËÎ ÔÛÚ¸, ·ÓÎÚ‡flÒ¸ ̇ ÚÓÒÂ. çÓ ‰‡Ê ˝Ú‡ ÏÂÎ͇fl ÌÂÔËflÚÌÓÒÚ¸ ÛÊ Ì Ïӄ· ÓÚ‰‡ÎËÚ¸ ÒÚÂÏËÚÂθÌÓ ÔË·ÎËʇ˛˘Û˛Òfl ˆË‚ËÎËÁ‡ˆË˛. ÄÒÙ‡Î¸Ú ‚Ò„‰‡ ̇˜Ë̇ÂÚÒfl ͇Í-ÚÓ ÌÂÓÊˉ‡ÌÌÓ. ÇÓÚ Ë èÓ‚Â̈. èÓȉfl ÒÎÓÊÌ˚È ÔÛÚ¸, ˆ‡¸ èÂÚ ÔÓfl‚ËÎÒfl Á‰ÂÒ¸ 26 ‡‚„ÛÒÚ‡ 1702 „Ó‰‡ Ë Ò‡ÁÛ Ê ̇˜‡Î ÔÓ‰„ÓÚÓ‚ÍÛ Í ‚Ó‰ÌÓÏÛ ÔÓıÓ‰Û Ì‡ ㇉ӄÛ. ÇÒÍÓ ‚Òfl ÔÂÚÓ‚Ò͇fl ‡Ú¸ ̇ ·Óθ¯Ëı ÓÁÂÌ˚ı ͇·‡Ò‡ı ‚˚‰‚ËÌÛ·Ҹ ËÁ èÓ‚Â̈‡ ̇ ˛„. ùÍÒÔ‰ˈËfl Á‡‚¯Â̇: ‚ÒÂ„Ó ÔflÚ¸ ‰ÌÂÈ ÔÓÚ·ӂ‡ÎÓÒ¸  ۘ‡ÒÚÌË͇Ï, ˜ÚÓ·˚ ÔÓ·ËÚ¸Òfl ÔÓ ÒÚÓÔ‡Ï ÔÂÚÓ‚ÒÍÓ„Ó ‚ÓÈÒ͇. 凯ËÌ˚, ÔÓ‰„ÓÚÓ‚ÎÂÌÌ˚ ‰Îfl ÚflÊÂÎÓ„Ó ·ÂÁ‰ÓÓʸfl, ‰Â·ÎË Ì ·ÓΠ10 ÍÏ/˜, ̇ ÓÚ‰ÂθÌ˚ı Û˜‡ÒÚ͇ı – ‰‚‡ ÔÓÎÁÎË. èÓÒΠ‚ÒÂ„Ó ÔÂÂÊËÚÓ„Ó ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚ¸ ÍÛ„ÎÓÒÛÚÓ˜ÌÓ Ô‰‚Ë„‡Ú¸ Ù„‡Ú˚ ÒÓ Ò‰ÌÂÈ ÒÍÓÓÒÚ¸˛ ‚˚¯Â ÍËÎÓÏÂÚ‡ ‚ ˜‡Ò ͇ÊÂÚÒfl ËÎβÁÓÌÓÈ. ÇÔÓ˜ÂÏ, Ó‰ÌÓÁ̇˜ÌÓ„Ó ÓÚ‚ÂÚ‡ ̇ ‚ÓÔÓÒ, ·˚Î ÎË Ì‡ Ò‡ÏÓÏ ‰ÂΠ‚ÓÎÓÍ Ù„‡ÚÓ‚, Ì ‰‡˛Ú Ë Û˜ÂÌ˚Â. ä‡Í ·˚ ÚÓ ÌË ·˚ÎÓ, ˝ÍÒÔ‰ˈËfl «éÒÛ‰‡Â‚‡ ‰ÓÓ„‡» ‚ÌÂÒ· Ò‚ÓÈ ÒÛ˘ÂÒÚ‚ÂÌÌ˚È ‚Í·‰ ‚ ‡Á‚ËÚË ‰‚ËÊÂÌËfl «ÓÙÙÓÛ‰» ‚ êÓÒÒËË. Ö ۘ‡ÒÚÌËÍË, Ô‚˚ÏË ÔÓȉfl χ¯ÛÚ Ì‡ ‚̉ÓÓÊÌË͇ı, ҉·ÎË Â„Ó ‰ÓÒÚÛÔÌ˚Ï ‰Îfl ͇ʉӄÓ, ÍÚÓ ˆÂÌËÚ ‚ÍÛÒ Ì‡ÒÚÓfl˘ÂÈ ÍӘ‚ÓÈ ÊËÁÌË, Ó·˘ÂÒÚ‚Ó ·ÎËÁÍËı ÔÓ ‰ÛıÛ Î˛‰ÂÈ, ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚ¸ ÔÓ·˚‚‡Ú¸ ‚ Û‰‡ÎÂÌÌ˚ı ÓÚ ÔÓÚÓÂÌÌ˚ı ÚÛËÒÚ˘ÂÒÍËı ÚÓÔ ÏÂÒÚ‡ı – Ú‡Ï, „‰Â ÓÚÍ˚‚‡˛ÚÒfl Ù‡ÌÚ‡ÒÚ˘ÂÒÍË ‚ Ò‚ÓÂÈ Ô‚ÓÁ‰‡ÌÌÓÒÚË Í‡ÚËÌ˚ ÔËÓ‰˚.Внедорожная экспедиция, пожалуй, не тот случай, когда красота требует жертв. Или все-таки тот?¯ÂÈÒfl ‚ ‚ÂıÓ‚¸flı ÂÍ Ç˚„ Ë ãÂÍÒ‡ Ë ‰Ó·˚ı ÔÓÎÚÓ˚ ÒÓÚÌË ÎÂÚ ÒÎÛÊË‚¯ÂÈ ÓÔÎÓÚÓÏ ÒÚ‡ÓÓ·fl‰˜ÂÒÚ‚‡. íÂÔ¸ ‚‰Óθ Ç˚„‡ – ‚ÂÂÌˈ‡ ÔÓÍËÌÛÚ˚ı ‰Â‚Â̸. ìÁ̇‚ Ó· Ó·˘ËÌÂ, èÂÚ I, ‚ ÍÓÚÓÓÏ ·Óθ¯ËÌÒÚ‚Ó ‡ÒÍÓθÌËÍÓ‚ ‚ˉÂÎË Ì Ë̇˜Â Í‡Í ‡ÌÚËıËÒÚ‡, ¯ËΠ̇ԇ‚ËÚ¸ Í ÌËÏ ÔÓÔ‡ Ò ÔÓ‰¸fl˜ËÏË. çÓ ÒÓ‚ÂÚÌËÍË ÓÚ„Ó‚ÓËÎË. êÓÒÒËfl ÓÒÚÓ ÌÛʉ‡Î‡Ò¸ ‚ ‡Á‚ËÚËË ‚ÓÂÌÌÓÈ ÔÓÏ˚¯ÎÂÌÌÓÒÚË, ‡ ÒÂ‰Ë ‚˚„Ó‚ˆÂ‚ ·˚ÎÓ ÌÂχÎÓ Û‰ÓÁ̇ڈ‚ Ë ÍÛÁ̈ӂ. ä‡Í Ò͇Á‡ÎË ·˚ ÒÂȘ‡Ò, ÒÚ‡Ó‚Â˚ ÔÓÒÚÓËÎË Ò‚ÓË ÓÚÌÓ¯ÂÌËfl Ò ÔÂÚÓ‚ÒÍÓÈ ‡‰ÏËÌËÒÚ‡ˆËÂÈ Ì‡ ÍÓÏ-