108
109
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА АВТОПАРК РОССИИ-2005АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛОНДАЙКИгорь МоржареттоВ предыдущих номерах (ЗР, 2005, №7– 10) мы знакомили читателей с автомобильным парком регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской областей и Приморского края. Выбор наш был не случайным – эти регионы весьма показательны для своих федеральных округов или для страны в целом. В последнем номере этого года мы выполняем обещание, которое в свое времядали читателям: представить статистику всего автомобильного парка страны. Знакомьтесь!ЦЕНА ПОГРЕШНОСТИКак свидетельствует приведенная здесь таблица, на 1 января 2005 года на учете в РФ состояло 22746087 легковых автомобилей. Как так! – возмутится внимательный читатель. Впятом номере журнала, где начинались статистические обзоры, указана совсем иная цифра – 24208019. Как объяснить «исчезновение» почти 1,5 млн. автомобилей? Объясняем. Заметную часть из этих полутора миллионов составляет так называемый «спецтранспорт». В силовых ведомствах разбивка этих машин по моделям и маркам не подлежит разглашению – гостайна! Но об этом мы уже писали.Есть еще одна большая группа, оказавшаяся для нас недоступной, – автомобили, марку или модель которых, оперируя данными ГИБДД, определить невозможно. Даже в «грамотной» столице (о чем мы тоже писали) на учете стоят машины под названием «иномарка» (так указано в техпаспорте!). Встречаются и названия фирм, которые мы не смогли идентифицировать. Короче говоря, почти полтора миллиона «непонятных» автомобилей мы решили при анализе не учитывать, тем более что по правилам статистики погрешность 5–7% не влияет на общий результат. Мы как раз уложились в эту норму. Обработка базы данных, которую нам предоставляли в ДОБДД МВД РФ, заняла несколько месяцев. Напомним, о чем тоже не раз говорили. По порядку, утвержденному приказом министра МВД, статистические данные из регионов поступают в Москву и обрабатываются по стандартной форме. Учитывается общее количество машин в регионесразбивкой по возрасту и «происхождению». Отечественные машины при этомразбивают по маркам и даже по группам моделей (например, ВАЗ-2101…2107), а вот иномарки почему-то делят всего на три категории – «справым рулем», «собранные в РФ» и «запорожцы». Проанализировать состояние и структуру парка, располагая такими «данными», естественно, невозможно.Чтобы получить полную картину автопарка страны (отечественного и иномарочного), мы и решили взять на себя нелегкий и дорогостоящий труд – обработку первичной базы данных ГИБДД. Впервые мы сделали это вСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ (в % от всего парка)108 За рулем 12/2005 СТАТИСТИКА АВТОПАРК РОССИИ-2005 ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РФ (ПО МАРКАМ) на 1.01 2005 годаМаркаКол-во, шт. GM20 GMC1541 MG59 «Авиа»3496 «Адлер»91 «Азия»809 «Акура»761 «Альфа-Ромео»7552 АРО1408 «Астон-Мартин»43 «Ауди»315 149 «Баркас»1960 «Бедфорд»566 «Бентли»235 «Бертоне»19 БМВ192 202 «Бугатти»4 «Бьюик»948 ВАЗ11 240 173 «Вандерер»150 «Вартбург»1878 «Виллис»700 «Воксхолл»407 «Вольво»86 288 ГАЗ2 023 153 «Гео»761 «Грейт-Волл»25 «Дайхатсу»11 764 «Дачия»1722 «Джип»23 416 «Додж»8466 «Донинвест»3310 «Дэу»135 322 ЗАЗ985 312 «Застава»183 «Игл»4403 ИЖ573 843 «Интернешнл»14 ИТОГО22 746 087 МаркаКол-во, шт. «Инфинити»2088 «Исудзу»25 912 «Кадиллак»1926 КИА44 830 «Крайслер»11 410 «Ламборгини»161 «Лексус»20 265 «Ленд-Ровер»8982 «Линкольн»3118 «Лотос»18 ЛуАЗ82 838 «Лянча»3354 «Мазда»136 799 «Мазерати»110 «Майбах»23 «Марути»36 «Махиндра»2 «Меркьюри»2250 «Мерседес»261 771 «Метрокэб»12 «Мини»442 «Мицуока»3 «Мицубиси»253 432 «Морган»2 «Моррис»206 «Москвич»1 989 747 «Ныса»7225 «Ниссан»378 939 «Олдсмобил»3511 «Олтсит»130 «Опель»319 802 «Остин-Ровер»1066 «Паккард»15 «Пежо»46 788 «Пекин»26 «Плимут»2665 «Понтиак»4652 «Порше»1960 МаркаКол-во, шт. «Протон»659 РАФ24 435 «Рено»78 404 «Ровер»7183 «Роллс-Ройс»135 «Рейндж-Ровер»4020 СААБ18 858 «Самсунг»2 «Сатурн»161 СЕАТ6910 «Сингуанг»9 «Ситроен»16 198 «Смарт»178 «Саньён»4743 «Студебекер»4 «Субару»49 466 «Сузуки»46 019 «Сунляо»5 «Тальбо»4464 «Тойота»1 121 188 «Трабант»638 «Тянцинь»134 УАЗ1 022 259 «Феррари»94 ФИАТ39 381 «Фольксваген»448 491 «Форд»302 706 ФСО748 «Хаммер»251 «Хёндэ»92 140 «Ксинкай»53 «Хонда»134 532 «Хорьх»43 «Шевроле»21 059 «Шкода»53 365 «Юго»48 «Юлон»326 «Ягуар»2217 прошлом году (результаты опубликованы в ЗР, 2004, № 10 ив изданнойнами книге «Россия за рулем-2004»), а внынешнем продолжили работу. Перед вами – структура легкового автопарка России с разбивкой по маркам (см. табл.). Эти данные публикуются впериодической печати впервые.МОЛОДЕЕМ. НО МЕДЛЕННО…В нашем парке присутствуют сегодня практически все известные в мире марки автомобилей – более 120 наименований, от редчайших «бугатти» (их 4) и «морганов» (2) до самых распространенных у нас, число которых перевалило за миллион (таких пять – ВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Тойота» и УАЗ). Словом, автомобильный Клондайк! Но дело не только в количестве и разнообразии марок и моделей, а еще в их возрасте и состоянии. Тут картина иная. Парк страны хоть и обновляется, но, к сожалению, очень медленно. Львиная его доля (73,4%) – автомобили старше 7лет, причем по разным федеральным округам этот показатель меняется – от «самого молодого» Приволжского федерального округа (67%) до «самого пожилого» Дальневосточного (93,8%). В ходе работы нам даже пришлось вывести специальный «коэффициент обновления» – соотношение новых автомобилей (в нашем случае – 2004 года выпуска) к общему количеству машин впарке. Так вот, самые высокие темпы обновления парка в Центральном и Уральском округах (коэффициент 6,1), чуть отстают Северо-Западный и Приволжский (5,2), затем идут Южный (3,3), Сибирский (2,5) и замыкает список Дальневосточный (всего 0,4), где парк за прошлый год вырос менее чем на пять тысяч новых автомобилей. Из-за дальневосточников, предпочитающих по вполне понятным причинам любым новым машинам подержанные «праворукие» из Японии, средний по стране коэффициент весьма низкий – 4,7. А что приобретают россияне из нового? Впервую очередь, продукцию АВТОВАЗа – на его долю в прошлом году пришлось 59,7% всех новых поступлений парка. На втором месте – ГАЗ (8,8%): «волги», по-видимому, пополнили в основном гаражи администраций разного уровня и назначения. А на третьем месте – самая продаваемая у нас ныне иномарка «Хёндэ» (3,9%), за ней – «Тойота» (3,1%) и «Форд» (2,8%). Немало прибыло и трудяг УАЗов (2,6%), но они оказались в роли «залетных птиц» в компании «иностранцев». Замыкают первую десятку здесь «Мицубиси» (2,5%), «Дэу» (2,4%), КИА и «Рено» (по 1%). Так было в 2004 году. В2005-м ситуация, видимо, изменится – доля отечественных машин сократится, а иностранных – возрастет. Это уже тенденция…За рулем 12/2005 109РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ПООКРУГАМСТРАНЫВОЗРАСТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВРОССИИЦентральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный старше 7 лет от 3 до 7 лет до 3 лет нет данных