198
199
200
201
СПОРТ И ТЮНИНГЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЕМПИОНОМ МИРАЧЕТЫРЕ ИЗМЕРЕНИЯ СЕБАСТЬЕНА ЛОЭБАПетр Меньших. Фото: Владимир Соловьев– Мсье Лоэб, не могли бы вы расписаться вот здесь, на первой странице журнала? – Себастьен берет мою авторучку в левую руку и описывает ею такую дугу, как будто крутит рулем влево. А после паузы «шариком» пишет свое имя в виде почти идеальной прямой, раскручивая в конце левый и правый поворот. Пытаюсь еще раз получше рассмотреть рисунок на красной ситроеновской бейсболке. Это «злой хронограф» – талисман Лоэба. Пока мы говорили о боковых и продольных ускорениях, подъемах и спусках, о чувстве времени, он внимательно слушал. Уж кто-кто, а он-то лучше всех знает все четыре измерения Себастьена Лоэба.198 За рулем 12/2005 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЕМПИОНОМ МИРАС. Лоэб уже рассчитал угол поворота и выстраивает схему его прохождения.– Где вы острее чувствуете время: вот так, вобычном кресле или за рулем Xsara WR? – Конечно, время лучше ощущаешь за рулем раллийной машины. Другое дело, насколько его приятно там проводить. Мне, например, очень нравится бывать в компании друзей… – Вы, я знаю, умеете безошибочно считать углы поворота. А как рассчитываете скорость? – Я определяю угол поворота, после чего в голове выстраивается схема действий, включая и скорость. Как это происходит, объяснить сложно, многое строится на собственных ощущениях. – Какова была максимальная скорость вашей Xsara WRC на гонках? Хотелось бы услышать не просто о показаниях спидометра, а о ваших ощущениях при этом. – По спидометру наибольшие скорости развиваешь на таких ралли, как «Швеция», где цифры доходят до 220 км/ч. Но когда ты в машине, всегда кажется, что едешь не так быстро. – Скорость для вас понятие реальное или абстрактное? – Конечно, реальное. Причем у меня оно напрямую связано с кривизной конкретного поворота. Скорость можно условно считать высокой или не очень, но для данного виража она совершенно определенная и другой быть не может. – Представим: скорость высокая и движение управляемое. Где вы чувствуете в большей степени связь между вами и автомобилем: на руле, педали тормоза или газа? – На сиденье! Именно кресло передает мне информацию о малейшем изменении в поведении машины, о боковых и продольных ускорениях. Ну а более точно – даже не сиденье, а находящееся в нем мое тело.– Какая у вас посадка за рулем – вертикальная или с наклоном назад? – С небольшим наклоном назад. – В свое время я, как, наверное, и вы, занимался спортивной гимнастикой. И помню, как много времени тогда уделяли «чувству вертикали». Когда вы за рулем, не возникают ассоциации с гимнастическими понятиями? – Гимнастика, считаю, мне помогла в том, что касается равновесия, научила выносливости, чувству пространства. – Вопрос от российских гонщиков. Как вы проходите поворот? – На асфальте – без заноса, на самой границе потери сцепления с дорогой. На грунте – с заносом, не слишком силь-ным. С таким, при котором не пришлось бы выкручивать руль в обратную сторону для стабилизации движения. – В интервью журналу чемпион мира 2003 года Петер Сольберг сказал: чтобы быть лучшим, нужно быть безупречным во всем. Ваше трио – Лоэб, штурман Элена и автомобиль Xsara WRC безупречно? – В этом году да, безупречно. Но к тому, что сказал Сольберг, я добавил бы еще и шины – именно они осуществляют связь между автомобилем и дорогой. В этом году нам с ними очень повезло. – Но все же есть еще над чем работать? – Работать надо постоянно над всем, что повышает твой потенциал. Малей-Безупречное трио: Лоэб, штурман Элена, Xsara WRC. А еще и шины…За рулем 12/2005 199 СПОРТ И ТЮНИНГЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЕМПИОНОМ МИРАXsara WRC прекрасно приспособлен для ралли – это мнение всей команды. Два двукратных чемпиона мира: Гронхольм – слева (2000, 2002 гг.), Лоэб (2004, 2005 гг.). За минуту до старта на 4-м спецучастке ралли Каталонии.шая остановка ведет к тому, что конкуренты начинают тебя опережать. – Завтра у вас гонка, и перед глазами, наверно, уже зрители по краям дорог, пыль, бешеная скорость… Вечером перед сном не потянетесь к снотворному? – Никогда не пользуюсь фармакологическими средствами – благополучно засыпаю сам. Исключение разве страны с большой разницей в часовых поясах, например ралли в Японии. – Есть ли у вас этакая внутренняя кнопка «cтарт-стоп» и, если да, где она находится: в голове, мышцах или под сердцем, где солнечное сплетение?– Кнопки у меня нет. Но мне прекрасно удается управлять собой. Концентрироваться перед выездом на спецучасток, расслабляться во время коротких перерывов между этапами. – Что вы едите в день соревнований? – Кукурузные хлопья, фрукты, пью много кофе. Даже очень много. – В России есть примета: перед серьезным делом не возвращаться домой, если ты чтото оставил. Например, если вы в день гонки, выходя, забудете вашу кепку? Вернетесь? – Нет, просто попрошу Мари-Пьер Росси (пресс-атташе), чтобы она мневыдала другую. Хорошо, что у нас нет таких примет. Представляю, что могло быть, если бы Элена, уходя, забыл свой штурманский дневник! – После первой победы у вас не появился какой-нибудь талисман, который всегда с вами во время гонки? – Талисман появился еще до моей первой победы. Это давний рисунок моего друга. У него есть даже имя – «злой хронограф». На рисунке – старый стрелочный прибор. Он со мной во всех соревнованиях. Так он выглядит…(показывает). – Читая о вас, я понял, что ни вначале, ни потом вы не пользовались услугами тренера.200 За рулем 12/2005 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЕМПИОНОМ МИРА– Нет, никогда. – А автомобиль вас чему-то учил? Можно его в какой-то мере считать вашим тренером? – В общем-то, да. Точнее, мою страсть к автомобилям. – Они вам что-то подсказывают? – Подсказывать-то подсказывают (вот-вот здесь что-то сломается), но, как правило, слишком поздно, и уже ничего не изменишь. – Вы говорите о вашей страсти к автомобилям. Какие из них любите больше? – Конечно, спортивные. Но для жизни нужны другие – с просторными салонами и емким багажником. Если здесь в Испании по побережью прокатиться, я выбрал бы «Феррари», а чтобы поехать на другой конец Франции – «СитроенС5». – Ваш Xsara WRC – автомобиль уникальный: пережил своего конвейерного собрата и продолжает оставаться в строю. В чем его феномен? Почему он так долго живет – только потому, что на нем выигрывает Лоэб, или не только? – Время этого автомобиля еще не прошло. Он рожден и прекрасно приспособлен для ралли. Это не только мое мнение. В отличие от других машин в чемпионате, он более что ли собранный – у него ниже центр тяжести. Можно сказать, он лучше других по всем параметрам. – Недавно я встречался с главой «Ситроена» г-ном Сатинэ и спросил его: неужели он отпускает Лоэба на свободу? Как это возможно? – Вчера официально объявили о том, что в следующем сезоне я буду выступать за частную команду на Xsara WRC, а в 2007-м вернусь в «Ситроен» на С4WRC. – Вы не боитесь проиграть чемпионат в составе частной команды? – Какой бы она ни была – риск проиграть есть всегда, как, впрочем, и шанс выиграть. Я буду выступать на автомобиле, который знаю очень хорошо, и это поднимает мои шансы. – Доктор Винтеркорн, глава «Ауди», очень гордится успехами марки в чемпионатах по ралли, но в то же время не хочет, чтобы риск, связанный с гибелью людей, как-то ассоциировался с именем фирмы. Поэтому «Ауди» не участвует в ралли. Вы могли бы сказать что-то в защиту ралли? – Увы, бывает всякое. Недавняя гибель штурмана у пилота Маркко Мартина из команды «Пежо» еще раз напомнила об этом. Но сделан огромный шаг для большой безопасности зрителей. Над местом гонок постоянно кружат вертолеты, и соревнования прекратят в любой момент, если возникнет опасность. Усиленные меры принимают, чтобы не допускать появления случайных лиц и предметов на трассе. – И последний вопрос. Не могли бы вы хотя бы теоретически пообещать приехать в Россию на Гонку звезд «За рулем»? – Не уверен. Посмотрите, как расписан мой годовой план. Я и дома-то не бываю. Ну а теоретически – согласен! – Желаем успехов в гонке. Здесь на ралли Каталонии мы болеем за вас. P. S. На обратной дороге в самолете читаем в местной газете отчет о победе Лоэба на испанском этапе уже в ранге двукратного чемпиона мира. За день до окончания гонок сошли с дистанции главные конкуренты – П. Сольберг«В день соревнований пью много кофе. Даже очень много».Лоэб и Дюваль (справа) принесли победу «Ситроену» в Кубке конструкторов.(«Субару») и М.Гронхольм («Пежо»). Уже в субботу Лоэб мог праздновать победу, но в воскресенье медленнее не поехал: «При чрезмерном замедлении подвергаешься другим рискам, которые возникают при работе механизмов в режимах, на которые они не рассчитаны. Нарушение этого равновесия таит в себе угрозу». Я же могу только догадываться, о каком равновесии говорит чемпион мира. Это длина, ширина, высота и время, рассчитанное в голове, покрытой кепкой со «злым хронографом».Чемпионский титул он обещает «обмыть»… «Водка!»