122
123
124
125
ВТОРЫЕ РУКИSUZUKI BALENO В ДЕТАЛЯХИ РЫБА, И МЯСОУ этого автомобиля немало имен. Судя по ним, его считают и внушающим уважение, и подобным молнии, и… китообразным. Но вряд ли «Сузуки-Балено» (он же «Культус» и «Эстим») оправдывает хоть одно их них. Эталоном престижа и скорости, как и «китом рынка», он не стал, но приглянулся многим. В нем всего понемногу – и ничего сверх меры.Анатолий СуховГАБРОВСКИЙ ВАРИАНТПокупали «Сузуки-Балено», как правило, по расчету: в России несколько лет назад он был одной из самых дешевых иномарок и, безусловно, вне конкуренции среди «японок». Особенно универсал – дешевле продавали только «Шкоду-Фелиция», – но наибольшим спросом у россиян все же пользовался седан. Четырех-пятилетки в Москве стоят 8–10тыс. долларов, семи-восьмилетки – до 6тысяч. Помимо цены, «Балено» радует неожиданной для этого сегмента рынка остротой управления. Но «спортивный характер» – в ущерб комфорту: подвеска жестко передает на кузов мелкие дефекты покрытия. Оставляет желать лучшего и шумоизоляция, однако шум от колес и двигателя не переходит порог раздражения. А вот скрипы задних панелей могут здорово досаждать музыкальному слуху. Эргономика водительского места продумана, сидеть удобно, разве что боковую поддержку японцы, похоже, рассчитывали для европейца с брюшком. Салон достаточно просторен – правда, сзади рослые пассажиры порой упира-ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1995 год. Suzuki Baleno: 3-дверный хэтчбек и седан. Бензиновые четырехцилиндровые рядные двигатели: 1,3 л, 63 кВт/86 л.с.; 1,6 л, 74 кВт/101 л.с. Трансмиссия – А3 или М5, привод – передний или полный (М5) свискомуфтой. Для рынка США – Suzuki Esteem (хэтчбек не выпускался), двигатели – 1,6 и 1,8 л. 1996 год. Универсал. Бензиновые четырехцилиндровые рядные двигатели: 1,6 л, 70 кВт/96 л.с. (вместо пред. 1,6 л); 1,8 л, 89 кВт/121 л.с. Турбодизель Peugeot XUD9: 1,9 л, 55 кВт/75 л.с. 1998 год. Рестайлинг: изменилась передняя часть автомобиля – капот, крылья, фары, бампер, облицовка радиатора и – незначительно – салон. 2002 год. Выпуск модели прекращен.ются коленями в передние сиденья (это относится прежде всего к трехдверному хэтчбеку). А в небольшой с виду багажник седана умещается четыре колеса, да и заднее сиденье складывается в пропорции 60:40. Что уж говорить об универсале! У него даже под полом – багажные отделения и фирменное пластиковое ведерко (при покупке убедитесь, что хозяин не «забыл» его в гараже!). А релинги на крыше позволяют сэкономить на покупке багажника: две жесткие поперечины подобрать нетрудно. Даже по современным меркам стандартная комплектация «Балено» выглядит достойно: две фронтальные подушки безопасности, передние электростеклоподъемники, центральный замок, электропривод зеркал, регулируемая по наклону рулевая колонка, ГУР (была небольшая партия машин без усилителя руля). На заказ устанавливали ABS, кондиционер, подогрев сидений и легкосплавные диски. Как и на многих «японках», пакета для плохих дорог здесь не предусмотрено, но и без него клиренс сравним с «жигулевским». Из особенностей рос-122 За рулем 12/2005 ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчастьСтоимость, Ремень ГРМ + его ролик (1,6 л)69+65 Радиатор оригинальный 472 восстановленный300 Комплект сцепления 1,6 л (передний/полный привод)351/272 Вискомуфта1044 Подшипник задней ступицы + 2 сальника (полный привод)110+16 Комплект передних тормозных колодок (1,6 л)109(36*) Комплект передних тормозных дисков (1,6 л/1,8 л)198(72**)/236 Стойка стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески34(16***) Амортизатор передний188(74****) Амортизатор задний203(74****) Продольная тяга задней подвески68 Крыло переднее (до/после рестайлинга)262/262 Капот (до/после рестайлинга)416/416 Бампер передний (до/после рестайлинга)355/355 Фара (до/после рестайлинга)408/329*Allied Nippon. **Brembo. ***Nipparts. ****Kayaba.SUZUKI BALENO В ДЕТАЛЯХ$В Россию официально поставляли автомобили только в комплектации GLX (на фото), но велюровые вставки в дверях не делают богаче салон из грубого серого пластика. На GL обивка сидений и дверей лучше гармонирует с приборной панелью.Благодаря удачной аэродинамике универсала стекло пятой двери долго остается чистым.сийского варианта – лишь обязательные брызговики да полноразмерная запаска. Хорошее подспорье для заметенных снегом дорог и бездорожья – полный привод. Но у «Балено» он сочетается лишь с механической коробкой передач и двигателем 1,6л, так что приверженцам «автомата» или заряженного мотора придется довольствоваться передним.САМЫЙ МОЩНЫЙ – САМЫЙ НАДЕЖНЫЙНа «Балено» устанавливали четыре двигателя, включая дизельный (см. Историю модели). Официально в Россию поставляли только 1,6-литровые версии – их на рынке большинство. Значительнореже встречаются бензиновые 1,3 и 1,8л. На последнем месте – дизельные машины (об подобном моторе мы рассказывали в ЗР, 2004, №8, с.200). Двигатели 1,3 и 1,6л серии G известны еще по «Сузуки-Витара». Достаточно неприхотливые, они не требуют вмешательства (кроме регламентного обслуживания) по крайней мере до 200тыс.км, когда начинает сказываться износ колец: падает компрессия, увеличивается (свыше 1л/1000км) расход масла. Самая дорогая регламентная работа – замена ремня ГРМ с роликом. При обрыве ремня гнутся клапаны, так что 100тыс.км – предельный пробег до замены (лучше сократить его тысяч до90). С таким же интервалом регулируют зазоры клапанов (упорными винтами, без специнструмента). Двигатель 1,8л серии J, помимо «Балено», устанавливался на «Сайдкик Спорт». Это практически безотказный агрегат. ГРМ здесь приводится цепью с гидронатяжителем, зазоры клапанов поддерживаются гидрокомпенсаторами, поэтому открывают мотор только для ремонта, а до него – не менее 250–300тыс.км. Но «гидравлика» чувствительна к смолистым отложениям, поэтому на масле экономить не стоит: от «минералки» лучше отказаться. «Масляное ТО» для всех моторов – через 10 тыс. км. Замена воздушного фильтра – каждые 20тыс.км, топливного – при 40. Свечи положено менять через 30тыс.км, но нередко интервал приходится сокращать до 10–20тысяч. Антифриз служит 40тыс.км. На фоне в целом беспроблемных двигателей досадным недоразумением выглядит гниющая обжимная пластина верхнего бачка радиатора. Правда, грязи на нее здесь попадает куда меньше, чем, скажем, на «Витаре», поэтому пару лет соединение, как правило, выдерживает. На замену же недешевому оригинальному радиатору порекомендуем восстановленный, с алюминиевым бачком отечественного производства.ЧЕРТИК ИЗ КОРОБКИТрансмиссии «Балено» довольно сильно различаются в зависимости от двигателя и типа привода. Ситуация сложилась нетипичная: судя по опыту эксплуатации,За рулем 12/2005 123 ВТОРЫЕ РУКИSUZUKI BALENO В ДЕТАЛЯХДвигатель G16B благодаря официальным поставкам – самый распространенный в России. Под капотом вполне уместится аккумулятор «жигулевского» размера, только клеммы здесь под тонкие штыри. Пластмассовые экраны частично спасают от грязи в моторном отсеке, но все же крепкая защита не помешает. Во-первых, алюминиевый картер коробки передач висит низко, вовторых, так меньше страдает узел промежуточной опоры привода колеса. Если шлицевое соединение закиснет, вместе с подшипником придется менять и привод.«Балено» неплохо приспособлен к российским условиям: даже при контактах с «суровой действительностью» магистрали останутся целы.Передняя подвеска – типа «Мак-Ферсон». Нижние рычаги закреплены на подрамнике. Главные точки контроля – стойки стабилизатора и шаровые опоры.Задняя подвеска также на подрамнике. Особое внимание – переднему сайлентблоку продольного рычага (его меняют в сборе).самыми ненадежными оказались… самые распространенные комплектации, тогда как автомобили с наиболее мощным двигателем и сложной трансмиссией доставляют меньше всего хлопот. Начнем с хорошего. Беспроблемный вариант – автоматическая коробка пере-дач. Также очень надежны «механика» с двигателем 1,8л и полноприводные версии. Вискомуфта здесь все время работает на грани блокировки, даже без пробуксовки передних колес перебрасывая назад около 5% момента – за счет разницы передаточных чисел переднего и заднегоредукторов. При пробуксовке распределение момента между осями может доходить до 50:50. Узел – необслуживаемый, неисправный подлежит замене. Досрочный выход муфты из строя (при пробеге около 150тыс.км) – как правило, следствие внедорожной или раллийной эксплуатации. Без «экстрима» муфта продержится 250–300тыс. км. Главный источник неприятностей – «свифтовские» коробки передач, устанавливаемые с двигателями 1,3 и 1,6л (кроме 4х4). Слабое звено – опорная пластина подшипников в задней части коробки. Со временем винты ее крепления ослабевают и пластина деформируется, вызывая перекос валов. Если вовремя обратить внимание на посторонний шум при разгоне (иногда это «грызущий» звук наподобие того, что издает изношенный ШРУС, но слышный и наПолноприводный универсал «Балено» – пожалуй, самое выгодное предложение в своем классе.124 За рулем 12/2005 ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У АВТОРИЗОВАННОГО ДИЛЕРАРаботаСтоимость, $прямой), можно обойтись малой кровью, сэкономив несколько тысяч долларов. Коробки в сборе в запчасти не поставляют, поэтому, если переборка не по карману, ищите «бэушный» узел, надеясь на лучшее. Стоит ли говорить, что при выборе подержанного автомобиля коробке нужно уделить максимум внимания. И, конечно, не забывать про регулярную, каждые 40тыс. км, смену масла: 75W90 GL-4 в «механике» и Dexron II/III в «автомате». Сцепление с двигателем 1,6 л служит всего 80–100тыс. км. «Умирает» оно быстро, поэтому не тяните с заменой! С мотором 1,3л и особенно 1,8л или с полноприводной трансмиссией оно держится заметно дольше – более 150тысяч (кстати, в последнем варианте узел обойдется существенно дешевле). ШРУСы при целых пыльниках переживут автомобиль. Передние подшипники тоже держатся вполне достойно – в среднем 100–150тыс. км, как и задние на переднеприводных версиях (ступица в сборе) – более 120тыс. км. А вот задние подшипники на полноприводных авто – другой конструкции, они выходят из строя куда чаще – примерно каждые 40 тысяч. Не откладывайте замену: разбитый подшипник приводит к износу наружного ШРУСа, а привод меняется только в сборе!Механическая коробка передач на переднеприводных версиях 1,3 и 1,6 л – проблемный узел. Хорошо хоть, что для некоторых операций (например, замены злополучной пластины) ее не надо демонтировать – достаточно снять заднюю крышку. Трубкам кондиционера не помешает антикор.Диагностика двигателя с использованием сканера31 Диагностика ходовой части29 Малое ТО*98*** Большое ТО**560*** Замена ремня ГРМ и его ролика (двиг. 1,6 л)122 Замена сцепления (передний/полный привод)154/231 Переборка коробки передач***440–4600 Замена вискомуфты24 Замена подшипника задней ступицы87 Замена передних/задних тормозных колодок34/62 Замена комплекта передних тормозных дисков и колодок84 Замена стойки стабилизатора передней подвески14 Замена амортизатора переднего52 заднего42 Замена продольного рычага задней подвески63 Замена рулевого наконечника42 Регулировка схождения всех колес52*Замена масла в двигателе и масляного фильтра, осмотр воздушного фильтра, тормозных колодок, диагностика ходовой части и двигателя. **Помимо малого ТО, замена ремня ГРМ и ролика, масла в коробке передач, антифриза, тормозной жидкости. ***Включая запчасти и расходные материалы.МНОГИЕ ЛЕТАПодвеска «Балено» почти не требует затрат. Чаще всего – каждые 70–80 тыс. км – придется менять стойки переднего стабилизатора поперечной устойчивости и продольные рычаги задней подвески (из-за износа сайлент-блоков). Более 100 тыс. км служат рулевые наконечники, шаровые опоры и амортизаторы.Рулевая рейка и насос ГУР также работают без нареканий. Если же в рейке есть стук или подтекает жидкость, ищите следы кузовного ремонта. Нет претензий ик тормозам (в том числе к ABS). Передние диски выдерживают 110–120тыс. км, задние барабаны (кроме 1,8л) – практически вечные. Замена жидкости DOT-4 – каждые 40тыс. км. Кузов неплохо противостоит коррозии, но пятилетняя машина, если ей не делали дополнительный антикор, наверняка уже тронута ржавчиной по низу дверей и задних арок. У «Балено» оцинкованы лишь зоны «наибольшего риска», поэтому не пренебрегайте подкраской сколов эмали и дополнительной обработкой скрытых полостей.НАШ ВЫБОРСегодня на рынке почти не встретишь «Балено» только что из Европы, зато из США их везут немало. Но секрет дешевизны может раскрыться уже через месяц-другой. Зато комплектация «американцев», как правило, очень богатая, да и двигатель можно заказать самый мощный. В России же биографию машины зачастую удается проследить достаточно подробно и быть уверенным в пробеге и качестве обслуживания. Лучший выбор, на наш взгляд, – полноприводный универсал 1,6 л или переднеприводный седан 1,8 л – чем не молния? Благодарим авторизованный техцентр «АИДА» за помощь в подготовке материала.На правах рекламыЗа рулем 12/2005 125