104
106
ЭКОНОМИКАПРОГНОЗКОМУ ТЫ НУЖЕН, АВТОПРОМ?Игорь Моржареттотественных монополий». Все это, наверное, абсолютно правильно… с точки зрения учебника экономики для непрофильных вузов. В нашей же реальной жизни можно принимать сколь угодно правильные решения и постановления, только жить и работать по ним никак не получается. На прошедшей недавно в Санкт-Петербурге конференции «Российский автобизнес в условиях интенсификации интеграционных процессов» (это даже не выговоришь) начальник отдела Минэкономразвития РФ АлексейСоколов привел два показательных примера. Оказывается, вбюджете ежегодно закладываются огромные суммы (речь о миллиардах рублей!) на поддержку экспортных программ российских предприятий. Средства эти должны идти, скажем, на оплату разных сборов за регистрацию и сертификацию наших товаров за рубежом, участие в выставках и т.д. Но за все годы отмечен только один случай, когда некое авиастроительное предприятие сумело получить очень малую толику из этих сумм – настолько усложнен и запутан процесс! Все, видимо, так и задумано, чтобы средства получить было невозможно! Между тем деньги ежегодно выделяются… и крутятся вбанках. «Мы стараемся упростить процесс получения средств для производителей, – признал чиновник, – но в этом году, видимо, еще ничего не получится…» Пример номер два, от него же. Много разговоров о скопившихся у государства немалых суммах от продажи нефти. Почему бы их не направить на какието важные инвестиционные программы? – вопрошают граждане. Оказывается, такие механизмы уже давно разработаны и даже некоторые введены в действие! Скажем, можно создать с государством венчурный инвестиционный фонд, в рамках которого правительство готово взять на себя в рисковых проектах 10%Статистика отметила в этом году значительный спад практически на всех предприятиях «старого» российского автопрома. За 9 месяцев было выпущено 985,5 тысячи автотранспортных средств – на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По грузовикам сокращение оказалось не слишком большим (-3%), а вот по автобусам – порядочным (-7,9%). И самое обидное, что на фоне все возрастающего спроса отечественные заводы снизили выпуск легковых автомобилей – на целых 6,9%. Даже серьезный рост (+24%) выпуска иномарок российской сбороки не в состоянии компенсировать общего снижения производства! Выйти на уровень 2004 года по легковым автомобилям (1,1 млн. штук) уже не удастся.ГУСАРЫ ДЕНЕГ НЕ БЕРУТ!Интересно, а почему это происходит? Вроде бы правительство многое делает, чтобы российский автопром, как отрасль, способная двинуть вперед всю экономику,развивался опережающими темпами. Три года назад утвердили«Концепцию развития автомобильной промышленности» (умногих отраслей по сей день такой нет), ежегодно этому посвящаются одно-два совещания у президента, заседания кабинета министров… В этом году был принят целый ряд специальных постановлений, в том числе по снижению пошлин на комплектующие и технологическое оборудование, а воз, получается, и ныне там. Более того – он тащится все медленнее и медленнее! Штатные аналитики, как обычно, находят объяснения такомуположению вещей. Это и «резкое усиление конкуренции на российском рынке со стороны зарубежных производителей», и «снижение темпов роста экономики России», и даже «низкая платежеспособность юридических и физических лиц». Непонятно только, почему «бедное» население покупает все больше и больше недешевых иномарок… Предлагают и обычные меры выхода из обозначившегося кризиса. Например, «обеспечить защиту отечественного производителя за счет таможенных тарифных и нетарифных мер» (в переводе на русский – поднять пошлины на новые иномарки – И.М.), «принять меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия» или «совершенствовать государственную политику в области ценообразования на продукцию ес-104 За рулем 12/2005 ЭКОНОМИКАПРОГНОЗстроить у нас сборочные предприятия. Риск большой, а будет ли отдача? Проще ввозить готовые автомобили. При этом современной отрасль назвать сложно – по данным того же Минпрома, только 16% предприятий работают по требованиям современных систем качества. Ситуация с автокомпонентами и вовсе аховая – минимум 45–50% из них не соответствует мировому уровню. Но и цена автомобилей, выпущенных на отечественных заводах, при этом как раз на 15–20% ниже, чем у ввезенных из-за границы новых машин подобного класса и комплектации. Целый ряд автомобилей, не имеющих аналогов в мире, вообще производят только у нас. В перспективе, похоже, весь отечественный автопром, как «старый», так и «новый», ждет незавидная судьба. В условиях не работающей в сфере экономикизаконодательной базы иностранцы не хотят делать инвестиции вроссийский автопром. От этого не легче и отечественным предприятиям. Собственными силами они не в состоянии поднять качество своих изделий, тем более создавать новые модели. В результате медленно и необратимо теряют долю рынка, несмотря на еще низкие цены своей продукции. На увеличение ввозных пошлин для иностранных автомобилей правительство не пойдет – подписаны соглашения со всеми развитыми странами (иначе ВТО нам не видать). Внутри же страны можно играть по «своим правилам», выгодным только чиновникам и приближенным к ним банкам. Поэтому совсем не исключено, что лет через пять править бал на нашем рынке сплошь будут иномарки, причем собранные за границей. Преимущественно в ближнем зарубежье – вКитае, на Украине, в Чехии, Словакии, Румынии, Индии. Просто там установлены понятные «правила игры» (один раз, и надолго), и к инвесторам периодически не приходят налоговые службы в масках, чтобы изъять все недоимки за позапрошлый год. А заодно и весь бизнес.На правах рекламывсех затрат! Только, как честно отметил А.Соколов, этот механизм настолько сложный и запутанный, что желающих (!) воспользоваться им совсем не много, а до «финишной прямой» и вовсе никто не дошел. А речь, между прочим, идет о 600–700 млн. рублей в год, которые бездарно зависают на неких счетах в неких банках. Или не бездарно? Кстати, и знаменитым постановлением правительства № 166 о беспошлинном ввозе комплектующих для промышленной сборки автомобилей в полной мере не смогла воспользоваться ни одна компания, хотя действует оно почти год. Короче говоря, если желание поддержать автопром у государства и есть, то только на бумаге. В реальной жизни каждое предприятие крутится, как может, сражается с естественными монополиями, ежегодно повышающими цены… В таких условиях и иностранцы не слишком спешат вкладывать свои капиталы иЛЮБИТ – НЕ ЛЮБИТ…Так может, и не стоит спасать автопром – не судьба? Вопрос непростой. Попробуем посмотреть на него с точки зрения экономики. В прошлом году, по данным Минпромэнерго, на всех заводах отрасли было выпущено 1,39 млн. единиц автомобильной техники, при этом продано практически все. Объем товарной продукции составил 4% от всего объема промышленного производства России. Четыре процента всех налоговых поступлений в бюджет – тоже от предприятий автопрома. Не «нефтянка», конечно, зато цифра стабильна и не зависит от колебаний цен на бирже в Нью-Йорке. Число работающих в отрасли (вместе со смежниками) точно подсчитать невозможно, ориентировочно будем говорить о 1,5 – 2 млн. человек.