216
217
218
219
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЗРНЕ ДОСТУЧАЛИСЬМаксим Приходько. Фото: Константин ЯкубовНаверное, ни о чем подобном большинству наших сограждан даже думать не хочется – противно. Свежи еще уроки истории… В первые десятилетия советской власти гражданам изо всех сил прививали любовь к доносительству на ближних (вплоть до того, что недоносительство каралось расстрелом). Добились обратного. «Сексот» (что вообще-то расшифровывается как «секретный сотрудник») стало одним из самых обидных ругательств. Но без последствий другого рода тоже не обошлось: человек, который пытается обратить внимание властей на нарушение правопорядка, в глазах многих не достоин ни уважения, ни поддержки. В развитых же странах Запада подобное поведение не что иное, как гражданская обязанность каждого. В Германии нет ничего унизительного в том, чтобы, скажем, позвонить в по-лицию и сообщить, что водитель зеленого БМВ номер такой-то незаконно занимает место на парковке для инвалидов. Машину нарушителя тут же утащит эвакуатор, а герру Мюллеру от соседей – почет и уважение. Не случайно в Европе на улицах не так уж много полицейских автомобилей, но стоит проехать «не туда» или «не так», тут же полицейский патруль! И не обязательно с карательными функциями: может, вы заблудились или вам плохо, да мало ли что? В повседневной жизни не то что патрульную машину – живого полицейского можно увидеть разве что в аэропорту, при въезде в страну. Так откуда же они появляются вдруг, если нарушение правил случилось, допустим, в семь утра? Понятно – законопослушные граждане доложили… И это совершенно нормально для немцев, французов, американцев и прочих шведов.Теперь вернемся в нашу реальность. Признаемся: каждый из нас, видя очередного наглеца, мчащегося по встречной или на «красный», мечтает, чтобы внезапно возник принципиальный инспектор и наказал нарушителя по полной программе. Увы, как правило, принципиальный гаишник в это время находится где-то далеко. А если попытаться помочь нашей ГИБДД ловить этих самых опасных нарушителей ПДД? Такой благородной целью мы и задались, отправляясь в очередной рейд. Дабы придать ему большую значимость, в состав журналистской «бригады быстрого реагирования» вошли фотограф и юрист.ДОЖДИТЕСЬ ОТВЕТА ОПЕРАТОРА…Ранним осенним утром мы начали выяснять, как будут реагировать стражи правопорядка на наши «подсказки». За плохим примером дело не стало. Не успели216 За рулем 12/2005 РЕЙД ЗРотъехать от редакции, как недалеко от знаменитого Уголка Дурова нас обогнал по «встречке» (естественно, через две сплошные) черный «Ниссан-Максима». Куда жаловаться? Набираю с мобильного телефона общий номер милиции «02». Это в кино в трубке тут же откликается заинтересованный голос, в жизни все иначе – примерно только через семь гудков трубка оживает и механическим голосом сообщает: «ждите ответа…» Ничего, подождем. Наконец оператор отвечает. Ну что, эксперимент начался. – Девушка, только что меня по встречной полосе обогнал автомобиль «НиссанМаксима», черного цвета. Я его при этом даже сфотографировал! Меня зовут Максим Приходько, и я могу выступить свидетелем. С кем мне связаться? На том конце провода – легкое замешательство: – Я не поняла, что у вас случилось? – Девушка, водитель автомобиля «Ниссан» грубо нарушил правила дорожного движения, создал аварийную ситуацию на дороге… – Правила дорожного движения? Ясно, тогда это не к нам, – облегченно отвечает оператор. – Я попробую переключить вас на ГАИ Центрального округа, это по их части. Опять считаю гудки в телефонной трубке, щелчок – и снова на линии «моя» дежурная; видимо, не удалось выйти на ГИБДД: – Давайте, молодой человек, я запишу номер и марку машины, где произошло нарушение, а информацию передам в ГАИ. Вы не волнуйтесь, примем меры! Мы же решили продолжить свой эксперимент и отправились на «фотоохоту» в настоящий «заповедник нарушителей» – на Новый Арбат и Кутузовский проспект. По этим магистралям нескончаемым потоком едут министры, депутаты, бизнесмены, сотрудники администрации Президента и он сам лично. Дорогой пользуются представители власти, так что внимание к ней особое. Инспекторов порядком и вообще – контроль! Однако контроль выборочный: по разделительной полосе то и дело проносятся черные лимузины с «триколором», мигалками и джипами охраны. На них «стучать» бесполезно, они, как известно, у нас вне закона. Но, следуя примеру «неприкасаемых», по Кутузовскому так и норовят «прохватить» с ветерком обычные граждане. Некоторые при этом ждут «спонсора», чтобы пристроЗа рулем 12/2005 217 БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЗРиться сзади. Идеально для таких дел подходят кареты «скорой помощи» и… милицейские патрульные машины. Другие лихачат «в наглую». Мы едем по правилам и пытаемся для начала просто подсчитать число нарушителей. Быстро сбиваемся со счета. За какие-то три минуты в середине дня (не утром, в часы пик, когда Кутузовский «стоит», а днем, когда движение нормальное!) по разделительной полосе (что является безусловным нарушением!) на скорости свыше 100 км/ч промчались: «Ауди-А8», «Мерседес» S-класса (2 штуки), «Форд-Фокус», «Тойота-Ленд Крузер», «Форд-Рейнджер» (пикап), ГАЗ31105, «Вольво-ХС90», «Хёндэ-Гетц» и обычная «девятка» с подмосковными номерами. Это – показательный срез, так сказать, «средневзвешенный курс». У «мерседесов», «Тойоты» и «Ауди» номера были с «триколором», у «Форда» – синий, милицейский. Что ж, у всех их водителей «жизнь удалась». А остальные, выходит, обыкновенные нарушители. Попробуем на них «настучать» по телефону. Попытка номер два (после традиционных десяти (!) долгих гудков): – Оператор Игорькова, слушаю, что у вас случилось? – Девушка, здравствуйте! Только что на улице Новый Арбат на моих глазах грубо нарушил правила дорожного движения целый ряд автомобилей. Их номера и фотографии у меня есть. Я готов предоставить их и выступить свидетелем. Давайте бороться с безобразием на дорогах!.. Опять легкое замешательство на том конце провода: – Значит, у вас записаны номера и марки этих автомобилей? – Да, есть! – и я начинаю перечислять, что «в 13 часов 50 минут автомобиль «Вольво-ХС90»…» и так далее. После «Ауди» оператор останавливает мой поток красноречия: – Секундочку, я вас сейчас переключу на нашу справочную, наверное, там вам помогут, подскажут, куда обратиться, – и отключается. Новая серия длинных гудков, на проводе уже другая барышня: – Справочная, Зинченко. – Девушка, здравствуйте, моя фамилия Приходько, у меня есть доказательство того, что целый ряд автомобилей только что грубо нарушил... – и так далее, текст уже отработан. Только нужна ли эта ценная информация оператору Зинченко? Она мой монолог прерывает:218 За рулем 12/2005 РЕЙД ЗР– Я могу вам дать телефон ГАИ, звоните туда. Увы! Видимо, тот телефон, что мне дала оператор справочной, оказался очень популярным: мы с фотографом и юристом азартно в течение почти часа нажимали кнопки наших мобильных, но в ответ слышали одно и то же – короткие гудки… За это время правила дорожного движения на Кутузовском нарушили, наверное, не менее сотни автомобилей с «привилегированными» и самыми обычными номерами. До этого, как оказалось, дело было только у нас троих, по условиям рейда совершенно рядовых граждан, которых возмутило чье-то хамство на дороге. И которые хотели нарушителей за это наказать! Не боялись ведь, звонили с собственных мобильных телефонов (их номера и владельцы легко определяются), более того – представлялись собственными именами-фамилиями! И что же? А ничего… Конечно, может быть, у ГИБДД есть какие-то специальные номера, по которым достаточно лишь только позвонить – и сразу на перехват злостных нарушителей рванет несколько патрульных машин. Только вот номера эти настолько засекреченные, что их не знают даже операторы диспетчерской «02». А где про них могут выяснить обычные граждане, у которых просто накипело?.. шителей?.. Сегодня, скорее, это – сказочный персонаж. «Твой звонок свяжет руки террористам», – обещают нам сегодня плакаты, расставленные по всей столице. Никому не советую шутить с этим номером! Авот только как связать руки тем, кто на большой скорости выскочил на встречную полосу? Ведь это тоже в своем роде террорист! Сколько ДТП со смертельным исходом произошло за год по вине таких? С этим тоже надо что-то делать. Большинство водителей, думаю, в принципе, готовы с ними бороться, и в этой борьбе, может, даже наплевать на условности, на то, что в нашем обществе доносить не принято. Доносить – не о том, что сосед изменяет жене, а о том, что некто создал аварийную ситуацию, в которой могли бы пострадать люди. Только вот кому такая информация нужна? P.S. В качестве пробного доноса просим рассматривать опубликованные в этом журнале фотографии. Мы готовы печатать такие и дальше, готовы свидетельствовать против нарушителей в любой инстанции. Так что ждем ответа.На правах рекламыНЕ ДОЖДЕТЕСЬ!Вот так мы и съездили на «фотоохоту», собрали небольшую коллекцию «портретов нарушителей в столичном интерьере», малую часть из которой публикуем в этом номере. Только вот главной цели – наказать этих автохулиганов – мы не добились. Конечно, к каждому из них милиционера не поставишь, как любят часто повторять разные наши силовые начальники. И не надо, у нас и так служба ГИБДД одна из самых больших в мире! По количеству сотрудников, разумеется… Наверное, «стучать» на ближнего своего, водителя, не слишком красиво, в законе об этом ничего не сказано, да и общественное мнение порицает доносительство. Все так, но как поступить, когда на другой чаше весов ежегодно 35 тысяч убитых на дорогах иболее 200 тысяч покалеченных? Молчать и ждать, когда вдруг, как будто изпод земли, появится принципиальный гаишник и жестко накажет всех нару-