БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕ Игорь МоржареттоНОСАГО: И БЕЗ УСЛУГ ГАИ…а также при наступлении неплатежеспособности страховщика. При оформлении полиса не потребуется ни сам собственник, ни доверенность от него (впрочем, страховые агенты и сейчас не обращают на это внимание). Страховые компании при расторжении договора смогут оставить себе только 3%, а не 23, как пытаются сейчас. Скидка за безаварийную езду теперь будет действовать и при смене автомобиля. А еще сферу действия полиса предлагают распространить и на так называемые «внутренние территории», то есть страховые компании будут выплачивать компенсации, если авария произошла на площадке АЗС, стоянке, во дворе и т.д. Закон такие случаи не относит к ДТП, и сегодня возмещать ущерб приходится самим автолюбителям. Еще Минфин планирует пересмотреть размеры выплат. Сейчас действует установленный два года назад лимит, согласно которому выплаты по жизни и здоровью на всех пострадавших не должны превышать 240 тыс. рублей. По новому проекту каждому потерпевшему можно выплачивать до 160 тысяч рублей. И, наконец, самая главная, давно ожидаемая поправка – Минфин разрешает отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий. В новом документе должны быть четко прописаны критерии, по которым отличают «значительную» аварию от «незначительной». Понятно, речь идет о ДТП, где не пострадали люди. Сумма ущерба, видимо, будетограничена 15 тыс. рублей. Вспорных случаях определить, укладываются или нет потерпевшие в отведенные рамки, вероятно, должны аварийные комиссары или другие представители страховщиков, которых все-таки придется вызывать на место. Но втаких случаях они кровно заинтересованы, чтобы прибыть туда как можно быстрее. Из «экзотических» предложений министерства назовем отмену «стикеров», которые ныне мы обязаны клеить на ветровое стек-апомним еще раз: прошедшим летом система ОСАГО отметила свое двухлетие. За это время ушли в прошлое политические призывы типа «отменить грабительскую обдираловку населения» и все больше появлялось предложений реальных, приемлемых. Богата на предложения была и минувшая осень. Причем примечательно, что исходили они не от самих страховщиков, а от государственных учреждений высокого ранга, парламентариев. Что же предлагают?МИНУС СТИКЕРМинфин свои поправки уже отправил двумя пакетами – один ушел в правительство и уже в декабре может стать полноценным постановлением, а другой – в Государственную думу (она рассмотрит поправки во время осенней сессии). Кроме чисто формальных, юридических (Конституционный суд потребовал подкорректировать ряд определений), есть и практические, очень важные для армии автолюбителей. Предлагается упростить порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца,для страховщиков, да и автолюбителям не надо мучиться, сдирая старую наклейку. Есть предложение, которое если и пройдет, то с большими оговорками. Речь о снижении периода страхования ТС для граждан, использующих автомобиль только летом или по выходным дням, а также для юридических лиц, эксплуатирующих сезонную технику (комбайны, снегоуборочные машины и т.д.). С последними, надо полагать, договорятся, но разного рода «дачные» полисы страховщики считают для себя глубоко убыточными и будут «стоять до конца». С несколькими инициативами выступили и депутаты Государственной думы, и региональных парламентов, но они в основном перекликаются с предложениями Минфина. А отличился глава МЧСМинфин разрешает отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий.ло. Это совершенно ни к чему: по закону документом, подтверждающим наличие договора ОСАГО, является полис. Именно его и требуют гаишники при проверках. Не станет «стикеров» – случится большая экономия средств Сергей Шойгу. На пленарном заседании Госдумы он неожиданно для всех предложил страховым компаниям… делиться доходами с его ведомством. Фонд ОСАГО, считает министр, должен компенсировать не только лечение пострадавших, но и спасательные операции на дорогах, поскольку в ликвидации последствий ДТП почти всегда участвуют люди и техника МЧС! Если следовать этому, то через некоторое время глава ДОБДД В.Кирьянов должен потребовать от страховщиков, чтобы те оплачивали каждый выезд гаишников на место аварии. Легко представить, сколько при таком раскладе будет стоить полис для рядового автовладельца. К счастью, инициатива МЧС, похоже, так и останется в числе «устных предложений» – по нашим сведениям, в виде законопроекта ее никто не оформлял. Что еще радует? В Госдуму больше не поступает предложений «отменить закон об ОСАГО». А вот доработки, скорее всего, необходимы.226 За рулем 12/2005