208
209
210
СПОРТ И ТЮНИНГРОССИЙСКОЕ КОЛЬЦОПОГОНЯ ЗА ЕВРОПОЙ ИСергей Зиновьев. Фото: Максим Кузовков, Юрий Тюрин, Вадим Крючковтоги самого яркого гоночного действия в России можно свести к ответу на вопрос: кто получил удовольствие? Национальная гоночная серия LADA проходила под эгидой АВТОВАЗа. Завод ее поддерживает и постарается в будущем году повысить престиж серии – значит, доволен. Команды и пилоты провели полноценный сезон из восьми гонок, пусть и на далеких от идеала трассах, но жалоб от них не слышно. Все понимают, что лучших условий надо подождать, стало быть, довольны. Многие важные спонсоры продлили с командами контракты – их, значит, тоже все устраивает. А как насчет зрителей?ДАЙТЕ НАМ ТРИБУНЫ!Все гонки в том или ином объеме транслировало телевидение, но полностью только заезды Lada Revolution – по центральному каналу ивудобное время. ТВ-рейтинги уверяют, что скромные российские спортпрототипы по числу телезрителей не сильно уступали формуле 1! А вот остальные классы машин в эфир попадали в урезанном виде и до широкой аудитории доходили с трудом. На трассы же зритель пока не идет, если не считать «времянки» на Воробьевых горах. Там собирались немалые толпы, но площадка у подножия МГУ вообще не приспособле-на к приему большого числа гостей. Более того, публика здесь мешает проводить безопасные состязания. А у организаторов гонок в Мячково и на «Невском кольце», где хорошие условия в общем-то создать можно, руки до зрителей не доходят. Слишком много других нерешенных проблем. Болельщик на наших кольцевых автодромах (с билетом или бесплатно) получает минимум комфорта и208 За рулем 12/2005 удобств, но он все равно пришел бы – охота пуще неволи. Беда, что его даже не зовут – ни сообщений в СМИ о предстоящих гонках, ни рекламы. Сведения о том, где, когда и как проехать, найдешь разве в интернете. Печально, но аудиторию наших кольцевых гонок в основном составляют знакомые и родственники пилотов. «Правильных тиффози», знающих о достижениях любимой команды, можно пересчитать по пальцам. Впрочем, зрители – вещь хитрая. Достаточно посмотреть на пустые или полупустые стадионы даже в дни чемпионата страны по фут-болу. А национальная гоночная серия LADA в сравнении с футболом младенец. И все же главную задачу ее устроители успешно решили: сделали пусть и небольшой, но шаг вперед к европейскому эталону. Минувший год, по сути, был первым, когда «кольцо» прочно поселилось в телеэфире. По этому показателю мы отстаем от западных стран почти на полвека… По другим – значительно меньше. Обретя наконец стабильные организационные формы, «кольцо» основательно озадачено постройкой стационарных трасс. Там-то фактор зрите-Курянин Александр Сотников мало-помалу стал звездой российского автоспорта: на его счету победы в кроссе, на треке и теперь еще в кольцевых гонках.ля, наверное, выйдет на первый план.КАК ПОЕДЕМ ЗАВТРА?Известий о скором пуске новых автодромов у нас, как во-Дебютант сезона в «ТурингеЛайт» «Ситроен-С2» вступил в неравный бой с «фольксвагенами» и вышел победителем, пусть ис минимальным перевесом.БМВ Владимира Лабазова попал под удар партнера по команде Михаила Ухова. Это стоило пострадавшему золотой медали в «Туринге». Тем не менее «АвтоДом Рейсинг» победила среди команд.ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО КОЛЬЦЕВЫМ ГОНКАМ НГС LADA, итогиLada Revolution1. В. Петров (Выборг) – 109; 2. Г. Комаров (Курск) – 88; 3. К. Ладыгин (Екатеринбург) – 68.Кубок Lada1. А. Козявин (Тольятти) – 455; 2. Р. Козявин (Тольятти) – 432; 3. А. Басов (Мытищи) – 419.«Туринг»1. В. Нечаев (Армавир) – 107; 2. В. Лабазов (Москва) – 99; 3. С. Нуждин (Тольятти) – 76.«СуперПродакшн»1. И. Буренко (Москва) – 93; 2. А. Львов (С.-Петербург) – 89; 3. С. Крылов (Москва) – 85.«Туринг-Лайт»1. А. Сотников (Курск) – 211; 2. В. Шаповалов (Москва) – 206; 3. С. Хабаров (Москва) – 182.Блистательный сезон провел Виталий Петров: несмотря на пропущенный этап, чемпион в Lada Revolution и чемпион в формуле 1600! За рулем 12/2005 209 СПОРТ И ТЮНИНГРОССИЙСКОЕ КОЛЬЦОМедали в Кубке Lada братья Козявины делили в нешуточной борьбе, и Артем (№ 42) отобрал титул у Романа (№ 1)… …Впрочем, по выражению лица экс-чемпиона можно заподозрить, что такое распределение мест тольяттинцы задумали заранее.Даже у лучшей нашей трассы «Невское кольцо» хватает слабых мест. Одно из них – на редкость хрупкое ограждение.Несмотря на мощную поддержку, безоговорочный фаворит «СуперПродакшн» Александр Львов довольствовался «серебром».дится, больше, чем самих автодромов. Ульяновский проект, обнародованный год назад, все еще не обрел инвесторов. Куда больше можно надеяться на обещание АВТОВАЗа построить трассу на своем полигоне в Сосновке. Там действительно есть где развернуться. Но, опять же, до полигона полчаса езды на автомобиле от Тольятти по двухполосной дороге – не слишкомто удобно доставлять армию зрителей. Гораздо лучше расположен спорткомплекс «Высокая гора» на окраине Казани. Там оборудованы отменные трас-сы для кросса и трековых гонок – с настоящими трибунами. Поговаривают, что Татарстан намерен включиться ив «кольцевое движение» и уже ближайшей весной доукомплектует «Высокую гору» трассой для кольцевых гонок. Автоспорт в республике курирует правительство, а значит, шанс обзавестись хорошим асфальтовым «рингом» довольно высок. Что нового можно будет увидеть на действующих и новых (если они появятся) трассах в будущем году? Еще не совсем ясно, в каком формате НГС LADA продолжитжизнь. Вроде бы «туринговая» часть программы устроителям удобна – вазовская продукция туда неплохо вписывается. Даже в вотчине БМВ-320 пилот отечественного автомобиля не затерялся среди аутсайдеров, а стал бронзовым призером чемпионата. В классе Lada Revolution, назначенном главным зрелищем НГС, заметного пополнения, увы, не предвидится.Машины не отличались сверхнадежностью и дешевизной, и потому вряд ли многие захотят ими обзавестись. В то же время АВТОВАЗобъявил о смене базовой модели в Кубке Lada. В бой пойдет «Калина». Так что будут устранены и спорные толкования нынешнего технического регламента, вызвавшие скандалы вокруг «двенадцатого» хэтчбека. В заключение повторимся: вложения в новые трассы и автомобили не оправдают себя, если гонки останутся доступными только узкому кругу причастных к ним. Пока что зритель на наших трассах – фигура второстепенная, случайно забредший гость. С таким подходом мы никогда и никого не догоним.210 За рулем 12/2005