СПОРТ И ТЮНИНГРАЛЛИ-РЕЙДЫ«ПРОСТО ПРОКАТИТЬСЯ»…Максим Вольнов. Фото: Александр Батыру, Дмитрий Евдокимов 204 За рулем 12/2005 РАЛЛИ-РЕЙДЫ«Ну, как там? Что там?!» Да разве ралли-рейды словами опишешь… Их надо смотреть. Перипетий даже у самой короткой и скучной гонки хватит на целую книгу. А увидеть гонки полноприводных машин по бездорожью непросто – в поисках неезженых дорог спортсмены забираются в совсем уж безлюдные края. После нескольких лет проб, ошибок и «наступаний на грабли» чемпионат России по ралли-рейдам соорудили по известному принципу – «лучше меньше, да лучше»: включили лишь этапы с достойными трассами, бюджетами и организацией процесса. Даже по европейским меркам вышло нечто незаурядное. Ни одна другая страна не может похвастать таким разнообразием гонок! Песок, глина, лед, глубокие колеи проселков – все что угодно. Сезон открыла зимняя (!) баха «Северный лес», а закрыли грязево-водяные «Коломенские броды» поздней осенью. А между ними – настоящие многодневные ралли-рейды по астраханским и калмыцким степям. Бахи – гонки по «полноприводным» понятиям спринтерские. Как правило, за день надо преодолеть закольцованную дистанцию в 500–600 км. Тут все решает скорость в сочетании с надежностью техники. А на ралли-рейдах, где счет километров идет на тысячи, всплывают и другие важные факторы: спутниковая навигация и надежность экипажей. Знаменитый «Дакар» называют великим испытанием. Но, поверьте,Как же приятно после горячих степей погрузиться в октябрьскую подмосковную речушку. Правда, такие поездки не проходят бесследно…Ошибок вообще лучше избегать. Но это удается не всем и не всегда – тогда наступает проверка на прочность. В данном случае экипаж отделался испугом и неопасными травмами. За рулем 12/2005 205 СПОРТ И ТЮНИНГЭто не смерч и не авария на цементном заводе. Участники чемпионата страны вышли на скоростной участок ралли-рейда «Калмыкия».Навигация в степи, где мало ориентиров, сложная штука. Выйти к очередному пункту контроля времени – уже маленькая победа. А бывает, что экипажи плутают…Один из самых заслуженных ветеранов отечественных ралли-рейдов – дизельная «Тойота» Сергея Гири. Пилот красиво выиграл «Коломенские броды» и вернул титул, утраченный несколько лет назад.Ему говорили – не прыгай, а он не послушал. У любого другого автомобиля развалилась бы подвеска и выпал мотор. Марафонская «Нива» спокойно покатила дальше…206 За рулем 12/2005 РАЛЛИ-РЕЙДЫнаши доморощенные «Хазарские степи» и «Калмыкия» – тоже не подарок. Главное отличие ралли-рейдов от всех других дисциплин автоспорта – разрешенная взаимопомощь на трассе. Если попал в передрягу, твои соперники плюнут на секундомер и зачетные очки, остановятся и придут на выручку. В Калмыкии, где гонку всячески поддерживало правительство республики, выяснилось, что явных лидеров нет ни водной зачетной группе. Везде шла плотная борьба и интрига сохранялась вплоть до последних метров. Исключение составила немногочисленная категория грузовиков. Заводская команда КамАЗа в этом году ограничилась разовыми стартами, передав несколько машин во владение сторонних экипажей. Один из них, ведомый ростовчанином Яковом Мехтиевым, и взял титул. А вот в «джиперских» классах судьба всех наград решилась в Подмосковье. Изза нелегких осенних погодных условий сама по себе непростая трасса «Коломенских бродов» превратилась в убийственную для машин. На ней сложили оружие экс-чемпионы Алексей Беркут, Борис Гадасин и Руслан Мисиков. И это при том, что лидеры во всех зачетах едут на очень серьезной технике, которую нестыдно и на «Дакаре» показать (кстати, некоторые россияне грозятся так и поступить!). Часть иномарок самого мощного класса Т2-SuperProduction построена за рубежом солидными фирмами. Есть дажеОтблески церемонии награждения на ралли-рейде «Калмыкия», прошедшем вэлистинских «Нью-Васюках».ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ, ИТОГИЗачет Т2 (SuperProduction)1. С. Гиря (Москва, «Тойота-Ленд Крузер») – 68,6; 2. К. Жильцов (Москва, «Мицубиси-L200») – 62,4; 3. А. Беркут (Зеленоград, «Мицубиси-Паджеро») – 62.Зачет Т1 (Production)1. В. Семенов (С.-Петербург, «Тойота-Ленд Крузер 80») – 63; 2. А. Олейников (Ростов-на-Дону, «Мицубиси-Паджеро») – 52; 3. А. Подольский (Красноярск, «Тойота-Ленд Крузер») – 49,4.Национальный зачет1. В. Горбачевич (Москва, УАЗ-315195) – 66; 2. Д. Павлов (Москва, ВАЗ-21230) – 51,6; 3. Д. Вилюнов (Смоленск, УАЗ-315195) – 48.Зачет Т41. Я. Мехтиев (Ростов-на-Дону, КамАЗ-49252) – 32,4; 2-3. В. Чагин, И. Мардеев (оба – Наб. Челны, КамАЗ-4911) – по 24.уникальные прототипы, в считанных экземплярах. Эти машины, скажем так, для богатых пользователей. Те, кто громадные деньги выкладывать не хочет или не в состоянии, реализуют свою тягу к бездорожью в «национальном» зачете – здесь на старт допускают только «нашемарки». Наконец, ищущие не спортивной славы, а экстремальной романтики и приключений, могут заявиться в зачет «Рейд» на серийном автомобиле и преодолеть облегченный вариант трассы. Это, кстати, одна из лучших возможностей посмотреть ралли-рейды. Правда, слишком велик риск прикипеть к этому делу на всю оставшуюся жизнь… Многие из тех, кто сегодня сражается за медали и кубки, пять–восемь лет назад с того и начинали, что приехали «просто прокатиться».