КЛУБМОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВАЗА РУЛЕМ БЕЗ ГРАНИЦВладимир Соловьев, Антон ЧуйкинЧасть II В прошлом номере мы добрались до Парижа, преодолев шесть границ, и расстались на месяц. «Логан» ехал быстрее, чем готовится один номер журнала, – пробег успешно завершен, мы в Москве, за окном сыплет первый снег, а со страниц бортжурнала будто веет африканским теплом...228 За рулем 12/2005 Париж – это не только Эйфелева башня и жареные каштаны. Это еще и мойка за 5 евро, после которой машину не надо ни сушить, ни вытирать: аппарат практически дистиллирует воду.ТЕХНОЦЕНТР «РЕНО»Старт: Париж, 26 сентября, 9.00 Финиш: Сарла-ла-Канеда, 20.15 Пробег: 665 км Средняя скорость: 59 км/ч С утра берем курс на юг, в техноцентр «Рено» в Бийянкуре. Там у нас встреча с Жераром Детурбе – вице-президентом всемирной программы Х90 (обозначение «Логана»). Интервью проходит под девизом нашего пробега – «Без границ». – Как будет развиваться проект «Логан»? – Сейчас мы готовим новые 16-клапанные моторы 1,6 ли работаем над универсалом. Что касается сборочных заводов, на очереди – иранское предприятие мощностью 300 тысяч автомобилей, ближе к 2007 году запустим завод в Индии, затем в Бразилии и, возможно, в Мексике. – Под какими именами продаются «логаны» в мире? – В Европе и Марокко это «Дачия-Логан», в России и Колумбии – «Рено-Логан». В Мексике, вероятно, «Ниссан-Логан» – торговать им будут через соответствующую сбытовую сеть. В Индии, где строится сборочный завод, его продукция пойдет в продажу под двумя марками – «Рено» и «Махиндра». Выпущенные в Иране и Бразилии автомобили получат имя «Рено». Таким образом «Логан» становится подлинно всемирным автомобилем. В зависимости от требований рынка и местного законодательства комплектации машин отличаются. Например, в России мы приняли комплектации c АBS, подушками, подголовниками сзади или без таковых только после маркетинговых исследований. – В Румынии начинаются продажи «логанов» с дизельными двигателями. Появятся ли они в России?За рулем 12/2005 229 КЛУБМОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВАВ команде «Л’Отомобиль магазин» произошла замена: вместо Гаэля Бриансо за руль садится Гунтрам Фиала (справа). Фотограф Жорж Куссо, автор этого кадра, проделает весь путь от Москвы до Касабланки. Российский экипаж пройдет его ив обратном направлении. Французские дороги – на сегодня одни из самых лучших в Европе. И самые дорогие: на таких пунктах мы выложили около 60 евро.Месье Детурбе, вице-президент проекта Х90: «Желаю вам успешно добраться до Марокко ибез трудностей вернуться домой». – Дизельные моторы «логанов» полностью пригодны для использования вроссийских условиях, но пока решения оснащать ими московские «рено» непринято. – Мы приехали в Париж на «Рено-Логан», но здесь машины продают под маркой «Дачия». На какой сервисный центр обращаться? – Во Франции – на станции обслуживания «Рено», поскольку тут нет центров «Дачии». В других странах – на «Рено» или «Дачию». Разницы нет: у «логанов» всех марок одинаковые запчасти.СТОЛИЦА ФУА-ГРАСтарт: Сарла-ла-Канеда, 10.00 Финиш: Самора, 20.50 Пробег: 1023 км Средняя скорость: 94 км/ч Мы ночевали в небольшом городе недалеко от Тулузы, который известен среди гурманов своим деликатесом – фуа-гра, или гусиной печенкой. Вкус лакомства еще на языке, а мы уже мчимся в Испанию. На трассе держим разрешенные 130 км/ч, и сбрасывать высокий темп почти не приходится. Движение очень организованно: даже обгоняя колонну грузовиков, машины всякий раз вежливо ныряют в правый ряд. На высокой скорости сказывается большая парусность «Логана»: объезжаешь грузовик и чувствуешь его «притяжение». В четыре пополудни пересекаем последнюю на нашем пути европейскую границу: Францию отделяет от Испании... очередной пункт оплаты дорог. Ивсе же попадаешь в другую страну – чуть меньше дисциплины на дорогах, буква «j» читается как русское «х» и – ура! – дешевле бензин. Всего(!) 1,06 евро против французских 1,36.Городок Сарла-ла-Канеда – в центре рынок, специализирующийся на фуа-гра, и... памятник гусям. Кулинарное путешествие продолжилось в городе Кагор, давшем название известному вину. Мосту на снимке много веков! Центральная Испания: кажется, из-за холмов сейчас покажутся Дон-Кихот и Санчо Панса... История отступает: вместо мельниц машины, машины...СТРАНА БЕЗ ГОРИЗОНТАСтарт: Самора, 9.15 Финиш: Алькала-де-лос-Гасулес, 18.15 Пробег: 692 км Средняя скорость: 77 км/ч Взгляд упирается или в горный массив, или в частокол подъемных кранов. Среди крытых фур нет-нет да попадается автопоезд с огромным стальным рулоном или прутками. Сеньоры, Испания – самая развивающаяся из западно-европейских стран. Сегодня жарко. «Логаны» проходят проверку солнцем – «тесты дель соль». На ходу салоны проветриваются через приоткрытые задние окна. Кондиционер под прямыми солнечными лучамиВ России навесы строят, чтобы укрыться от осадков. А в Испании и Марокко такие крыши дают тень – иначе днем в раскаленную машину не сядешь! КЛУБМОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВАМы ехали сюда 11 дней, преодолели 7200км, и вот он, долгожданный финиш. За спиной Антона Чуйкина не море, а настоящий океанский прибой!Еще немного – и в Альхесирасе причалит паром, на котором мы отправимся в Африку.Фотографы – они во всем мире одинаковы...ЧТО СЛОМАЛОСЬ?Эта главка могла быть самой короткой, всего из одного слова. Поэтому расширим ее до вопроса – как вел себя «Рено-Логан» на протяжении без малого 13 тысяч километров? Хорошо вел: на старте комфортно разместил четырех человек со всеми пожитками. Легко держал крейсерские 110–120 км/ч, а позже, вЕвропе, и 140км/ч, не тушуясь в компании аборигенов. С удовольствием потреблял любое топливо – и российское, и украинское, и африканское. Лишь раз мы отказались заправляться – на австро-венгерской границе настойчиво предлагали бензин «Супер 100», утверждая, что для «Логана» это зер гут. Баловство! Кстати, средний расход составил 7,6 л/100 км. Хорошо держал дорогу, уверенно проходил горные серпантины. Безмолвно глотал выбоины, которыми его угощали российские, украинские, румынские дороги. Белоруссия вообще встретила пятью(!) злыми «лежачимиНа 18-й день пути «Логан» наконец-то преподнес хоть что-то похожее на неполадку. Из-под уплотнителя выскочил коврик управого пассажира: мы записали это в книжечки, сняли на камеры и... в5секунд вернули на место.полицейскими» подряд – в союзное государство въехали торжественным галопом... Конечно, в Румынии на подъемах, особенно с полной загрузкой, водитель клонился к рулю, пытаясь еще чуть-чуть раскочегарить 1,4-литровый мотор. В Испании хотелосьиметь мощный климат-контроль, а в России и Марокко – эффективный салонный фильтр. После каждой остановки салоны «логанов» несколько разогревались. Тепло отдавали радиатор печки (здесь нет краника, потоки регулируют воздушные заслонки) и система выпуска под ногами задних пассажиров. Сравнивая наш бедный «Рено» с богатой «Дачией» французских коллег, мы не испытывали ни зависти, ни желания поменяться. 1,6литровый мотор и кондиционер не демонстрировали решающего преимущества, не говоря о крашеных бамперах и 15-дюймовых колесах. Да и гидроусилитель на автобане не нужен. Правда, мы бы с удовольствием «махнулись» задними спинками с подголовниками, а также ремнями и тормозами. Нынешнее состояние автомобиля почти не отличается от стартового. Так что, возвращаясь к вопросу «что сломалось?», отвечаем одним словом: ничего.232 За рулем 12/2005 МОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВАИз окна отеля в Касабланке виден и слышен океан, в вестибюле портрет Мухаммеда VI, ввечернем меню обозначен кус-кус. Экзотика...не очень спасает. Останавливаясь на ночевку километрах в пятидесяти от побережья, уже почувствовали дыхание моря: поднялся ветер, спала жара.ФИНИШ НА ПОЛДОРОГЕСтарт: Алькала-де-лос-Гасулес, 9.00 Финиш: Касабланка, 20.00 Пробег: 423 км Средняя скорость: 38 км/ч На одиннадцатый день пути увидели пред собой берега Африки. «Май френд! – мужчина в цивильном платье ис металлической бляхой заглядывал в глаза. – Мон ами, я писарем работаю, подари хоть что-нибудь». Бакшиш с путешественника попросят за что угодно. Назойливость извиняется только необязательностью оплаты. Почти два часа потеряв с таможенниками и пограничниками, но уладив все формальности без взяток, покидаем порт Танжер. Быстро кончается город и начинается настоящая Африка – с красной землей, арабской вязью на ценниках бензоколонок, грузовичками, груженными до неба, и пикапами с осликами (битый небитого везет). Но что это? Будочки оплаты проезда, великолепная пустынная автострада, беглый французский официанта – наследие колониалистов? А что в таком случае пять пикетов местного «гаи» с радарами – влияние далекой России? А беспорядочная езда слоктем в правом окне и указанием поворотов одним пальцем – это уже местное? Прибываем в Касабланку под вечер. Вот он, финиш! На берегу торжественноУгадаете, что это за знак? Владимир Соловьев позирует на фоне второй по величине мечети мусульманского мира.На правах рекламы КЛУБМОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВАВновь в жаркой Испании. Какая же она большая – никак за день не проедешь! А домой уже очень хочется...Третьего октября на юге Европы случилось солнечное затмение, которое мы наблюдали через естественный светофильтр – тучи.Наш «Логан» был оснащен современной штурманской аппаратурой, двумя атласами и дорожной «легендой» от «Виа Мишлен».называем наши достижения: 9 стран, 2континента, 8 границ за 11 дней. Ура нам, ура «Зарулем»! Но не будем забывать – мы на полпути домой...ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОСКВУ!Старт: Касабланка, 2 октября, 10.50 Финиш: Москва, 8 октября, 14.50 Пробег: 5741 км Мы очень торопились домой, но все равно дорога заняла неделю. Обратныйпуть вышел короче – ехали по побережью Испании и Франции, затем повернули на север, в Страсбурге пересекли границу с Германией, через Лейпциг прошли до Франкфурта-на-Одере, по прямой, через Варшаву, проехали Польшу, затем Белоруссию, и вот уже вдали силуэты Белокаменной. Позади 12944км. И14 государственных рубежей – не сказать, что мы их стерли, но путешествию они не мешали: за рулем – без границ!«Нашедшего это письмо мы приглашаем в редакцию «За рулем»... Такое послание на трех языках мы запечатали вбутылку и бросили ее с борта парома вГибралтарский пролив – аккурат на рубеже двух частей света. Надеемся, она будет найдена ив гости к нам приедет житель какой-нибудь далекой или близкой страны... еще раз доказав, что границы для «За рулем» – не преграда.Страсбург, некогда центр спорной территории (Эльзас был и немецким, и французским), сегодня – «дом» европарламента. Мы стоим на крыше знаменитого собора на высоте 66 ми видим объединенную «безграничную» Европу. МОСКВА–ПИТЕШТИ–ПАРИЖ–КАСАБЛАНКА–МОСКВА АРЕАЛ «ЛОГАНА»От самого старта, с восьми утра 19 сентября, мы искали на дорогах «логаны». Первый мелькнул в 8.10 на... рекламном плакате, утверждая, что может изменить нашу жизнь. До второго прошло больше двух дней, мы успели въехать вРумынию и... «вот он!» – закричал экипаж, завидев ярко-красного близнеца. Мы завернули в новенький дилерский центр «Дачии», чтобы навести справки о стоимости икомплектациях румынских «логанов». Так вот что такое – «привлекательная цена»! 6230 евро ($7500) – и вы станете одним из немногочисленных обладателей «Дачии-Логан» в начальной комплектации, очень похожей на нашу за $8999. Мы уже упоминали, что модель здесь считают престижной, поэтому спрос в основном на более дорогие версии. Они дешевле московских на $1500–2000. А еще здесь начали продавать «Логан» с 1,5-литровым 65-сильным дизелем – $8700–10400. Неудивительно, что в Румынии автомобиль далеко опережает соперников. На чужбине отвоевать место под солнцем сложнее. Чем «автомобильнее» страна, чем жестче конкуренция на ее рынке, тем более привлекательным, на фоне других машин, делает «Логан» свое предложение. В Германии цена от 7200 евро ($8640), во Франции – от 7500 евро: с ABS, двумя подушками, тремя нормальными задними ремнями, подголовниками... (выгодные отличия от российской начальной версии). И вот, наконец, Касабланка. На ценниках вавтосалоне «Дачии» – дирхамы, которые мы переводим в привычные доллары: $8150– 11300. Машины только с моторами 1,4л и без ABS. Самая дешевая версия – даже без подушки, зато с тонированными стеклами. Цены на остальные сравнимы с российскими. Жаль, но похвастать самым доступным «Логаном» мы не можем ни перед немцами, ни перед марокканцами, не говоря уж о румынах. Касабланка, финиш... Заезжаем на парковку отеля, и... из-под навеса на нас приветливо глядит знакомый нос. Местный «Логан», причем всамой недорогой комплектации. Мы обрадовались ему, как если бы встретили в Африке москвича! Пока «логаны» на дорогах – большая редкость. Невзирая на привлекательную цену и вроде бы верную идею. Хотя, почему «вроде бы»? За первый год в Питешти выпущено более 70 тысяч машин – большая часть осталась в Румынии, остальные пошли на экспорт. Уверены, скоро «Логан» займет свое место на европейских трассах. По рассказам французских коллег, в Германии первые румынские автовозы встречали… камнями. Значит, машина представляет серьезную угрозу для рынка и способна отвоевать его заметную долю. Пусть это кому-то и не нравится.Итак, трансконтинентальный пробег на «логанах» завершен. Символическая бутылка спосланием от «За рулем» брошена в морскую пучину. Куда она возьмет путь? Может, вРоссию или в Румынию? А может, останется в Африке либо доберется до берегов Индии? Океанские и морские течения могут забросить ее вИран, Колумбию, Бразилию, Мексику – туда, где уже делают или скоро будут делать доступные и надежные , всемирные «логаны». Порадуемся за тех, кто сегодня за рулем! Перед ними не существует границ и железных занавесов. Приезжайте и кнам! Мы покажем нынешнюю свободную автомобильную Россию, которая смотрит в будущее. Главный редактор П. МЕНЬШИХ За рулем 12/2005 235