24
25
26
28
РЕПОРТАЖОДИН ДЕНЬ С МИНИСТРОМЖИЗНЬ ВДВИЖЕНИИ…Министр транспорта России Игорь Левитин вышел из черной служебной БMВ и быстрым шагом направился к нам. Пожал руки и сразу же кивнул в сторону гигантской пробки по обе стороны Ярославского шоссе. «Видите, что творится? И так каждый день…» В ответ на просьбу главного редактора журнала Петра Меньших дать интервью министр пригласил нас провести вместе с ним рабочий день. На одну из суббот у Игоря Евгеньевича была намечена поездка по Ярославскому шоссе. Хотел на месте ознакомиться с тем, как идут дорожные работы на трассе М8, нуждающейся в срочной реконструкции. Мы поехали с ним.ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА. 10.00Кое-как наш автобус добирается до стройплощадки, где работа кипит ив субботу – заканчивают многоярусную развязку в подмосковных Мытищах. Совещание с участием дорожников проходит оперативно, и мы отправляемся дальше по Ярославке. – Я вижу, из нашего разговора вы поняли, в чем сегодня основная проблема, – начинает министр. – Да, да – в запутанности, неурегулированности земельных отношений! Вот вам пример – нам нужно срочно расширить мост в Мытищах, чтобы движение наконец-то «пошло», а город, областные власти и федеральный центр никак не могут решить, чья это земля! Вот уже пятнадцать лет новой России, а мы до сих пор не знаем, кто же у земли хозяин! Икак, спрашивается, дороги строить? Вот мы и пытаемся сегодня навести порядок в этих отношениях. – Сколько же времени придется ждать? – К сожалению, правительство до сих пор не решило ряд вопросов земельных отношений. Представляете – нет даже единого порядка резервирования земель для развития транспортной инфраструктуры. А ведь говорим об этом не один год! – Но есть ли у правительства воля решать накопившиеся дорожные проблемы? – Есть. И конкретно у меня тоже. Сейчас вот исправляем чужие ошибки –24За рулем 12/2005 достраиваем современные развязки в Королеве и Мытищах. Чтобы сделать это в кратчайшие сроки – снимаем людей, технику и средства с других объектов. Иначе нельзя. Сегодня тут многочасовая пробка, а завтра вообще будет «непроездная зона». Для нас эта дорога сейчас – приоритетное направление. – Но почему же? Крупных городов всетаки здесь нет, все больше дачники. Мне кажется, есть более важные направления – скажем, на Петербург, Нижний Новгород, Ростов… – Мы теми дорогами занимаемся, но по поводу «неважности» Ярославки скажу только одно: не согласен! Здесь самый большой подмосковный город Мытищи, здесь Пушкино, Королев… Все больше людей переселяются из столицы в пригороды – это мировая тенденция. Аеще Ярославка ведет на Ярославль, Архангельск, Вологду, Иваново, Кострому, проходит через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий… Вот оно – «Золотое кольцо» России! Сделай нормальную дорогу – по ней поедут миллионы туристов! Мы уже изменили (впервые!) структуру федеральных средств, направляемых на ремонт и строительство дорог. Раньше на ремонт и реконструкцию тратили 25%, а с 2006 года – уже 50%. Надо немедленно «расшивать» все узкие участки на уже существующих трассах! – Но и это требует очень больших затрат; дорожники, я знаю, всегда жаловались на нехватку средств. Может быть, огромный Стабилизационный фонд, который образовался от продажи нефти, пустить все-таки и на дороги? Я вас как члена правительства об этом хочу спросить. – Правительство часть средств из Стабилизационного фонда переводит винвестиционный. В следующем году –Совещание о ходе неотложных работ на трассе М8 начинается прямо на строительстве развязки в г. Мытищи… …и продолжается уже в автобусе, по дороге кследующему объекту.Игорь Евгеньевич Левитин Родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. В 1973 году окончил военное училище железнодорожных войск и военных сообщений в Ленинграде (специальность – инженер путей сообщения), а в 1983-м – Военную академию тыла и транспорта. Полковник запаса. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО «Северстальтранс» (с 1998-го – заместитель генерального директора). Курировал транспортное машиностроение, железнодорожные и морские перевозки. Девятого марта 2004 года назначен министром транспорта Российской Федерации. Женат, имеет дочь.это 60 млрд. рублей. Но если бы мне сейчас сказали: «Сколько тебе надо из этого фонда – столько и бери, строй дороги» – я бы не взял. Даже имея эти миллиарды, упрешься в нерешенные проблемы – вте же запутанные земельные отношения, а значит, просто не сможешь эффективно ив сроки освоить эти деньги. Унас от решения правительства до «первого колышка» проходит как минимум два года. Причем полгода – только на то, чтобы разобраться, чья земля. Считаю отсутствие механизмов реализации постановлений и решений – одной из основных проблем федеральной власти. К сожалению, и не все решае-мые в дорожной сфере вопросы находятся в ведении Минтранса. Мы предложили правительству передать полномочия государства по урегулированию земельных и имущественных отношений, касающихся дорог, нашим федеральным агентствам. Пока не получается. Как только решим вопрос – двинемся идальше, и быстрее. – Ваш прежний опыт работы в бизнесе пригодился на новом месте? – В бизнесе я был «заточен» на результат. Есть цель – надо найти пути, как ее достичь. Теперь, работая в министерстве, пытаюсь упростить те правила, убрать те барьеры, которые преодолевалЗа рулем 12/200525 РЕПОРТАЖОДИН ДЕНЬ С МИНИСТРОМНа Ярославском шоссе невиданными темпами идет реконструкция.недавно и которые мешали нормально работать. Пока не все получается – государственная машина разворачивается очень медленно, а время уходит. И те пробки, которые мы видим, в которых стоим – это уже фатальность.В ДВИЖЕНИИ. 11.00-12.00За Пушкином трасса становится свободнее, да и качество ее сносное. Наш автобус на хорошей скорости движется в сторону границы Московской и Владимирской областей, где строится новый участок трассы. – А с каким министерством вам, Игорь Евгеньевич, проще всего работать в правительстве? – Проще всего с Министерством обороны, потому что все свои молодые годы прослужил в вооруженных силах ( смеется). Так что душа моя там… А если серьезно, то чаще всего приходится общаться с Министерством экономического развития и торговли. И если мы хотим чего-то добиться, то только объединяя свои усилия с МЭРТ. – А с МВД? На ваших дорогах работает самое известное подразделение этого ми-нистерства – ГАИ, и к нему, кстати, у наших сограждан больше всего претензий... – С 2006 года начнет действовать федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Она находится в ведении МВД, а Минтранс – один из ее участников. Вместе будем решать, как снизить аварийность в тех местах, где сегодня ДТП особенно часты. Всамой ГИБДД будет меняться структура, и, надеюсь, она выйдет на уровень современных требований. В первую очередь нужно лучше оснащать эту службу технически. Отслеживать и фиксировать нарушения ПДД должна современная аппаратура, а вот многочисленные посты ГАИ с дорог надо убрать. Сейчас при разработке проектов платных дорог мы предусматриваем все необходимое техническое оборудование, радары и видеокамеры, и никаких постов. Должны быть дежурные экипажи ДПС – и все. Одна из наших главных претензий к ГИБДД – это избыток ее представителей на дорогах. Считаю, государство очень мало внимания уделяет безопасности дорожного движения. То, что у нас в год на дорогах гибнет 35 тысяч человек и еще 250 ты-сяч получают травмы – само по себе ужасно, а если учесть еще нашу демографическую ситуацию? Федеральная целевая программа «Безопасность дорожного движения» – это очень хорошо, но очень мало. Я, вообще-то, сторонник того, чтобы передать ее не МВД, а Минтрансу – у нас больше ресурсов. Строительство и содержание дорог без учета безопасности движения – это ненормально. Уверен, что именно Минтранс может и должен комплексно заняться решением этих проблем. Пока наше предложение не принято. Посмотрим, как МВД справится с реализацией этой целевой федеральной программы; мы влюбом случае будем активно помогать. – Мне кажется – и журнал об этом давно пишет – что МВД и ГИБДД взяли на себя часть несвойственных функций. Зачем милиционерам заниматься регистрацией транспорта или техосмотром? – Мы уже предложили передать Минтрансу технический контроль за состоянием автотранспорта. У нас развитая сеть транспортных инспекций, где работают специалисты. И регистрацию автомобильного транспорта – тоже. Но26За рулем 12/2005 РЕПОРТАЖОДИН ДЕНЬ С МИНИСТРОМрода, – откроется сквозная скоростная трасса до самой Вологды… – Что у вас на этом участке? – это уже министр обращается к командиру дивизиона ГИБДД, который обслуживает Ярославское шоссе. – Главная проблема здесь, особенно зимой – многокилометровые заторы. Занесет на склоне фуру – и все, движение стало. Однажды несколько часов в пробке просидел сам святейший Патриарх. Очень нужна объездная дорога! – А можно найти инвестора для долевого участия в строительстве этого участка? – министр обращается к руководителям дорожной отрасли. – Думаю, его можно сделать платным… – Мы разрабатываем варианты, обсуждаем возможные доли государства и инвесторов в предполагаемом проекте, – объясняют дорожники. – Чтобы привлечь компании, хотим предложить им в одном пакете несколько перспективных участков автодороги «Холмогоры». Левитину такой вариант нравится. – Эту дорогу можно сделать первоклассной, – считает он, – не когда-то вдалеком будущем, а уже за полторадва года… Представляете, из Москвы до Ярославля за два с небольшим часа! Яуверен: сразу, как только заработает новая дорога, появится вокруг инфраструктура… – Игорь Евгеньевич, а самому хоть иногда удается сесть за руль? – Только в воскресенье. Вожу машину с удовольствием! Вот в Сочи проехал в 21-й «Волге» нашего президента – очень понравилось ( смеется). Хорошая машина, в прекрасном состоянии. – А свой автомобиль у вас есть? – Да, «Мерседес» С-класса. Для моей небольшой семьи это очень хорошая машина. А первыми моими автомобилями были два подряд ВАЗ-2104, о которых вспоминаю с нежностью. Сколько вместе проехали, сколько грузов перевезли, особенно когда дачу строил в Подмосковье, – не сосчитать. «Четверка» – это моя первая любовь… …Еще одно рабочее совещание на дороге, тоже короткое, и министр собирается обратно, в столицу. Сегодня у него еще плановая встреча с министромэкономразвития Германом Грефом, а в самом начале будущей недели – рабочая поездка по нескольким регионам России. В четверг, как всегда, – заседание правительства, а в пятницу – лететь вАрмению и Грузию. И так – каждый день. Жизнь – вдвижении.Игорь Левитин – Петру Меньших: «Представляете, через год из Москвы до Ярославля можно будет проехать за два часа?» …а пока в пробках простаивают здесь тысячи и тысячи машин.МВД, естественно, эти функции отдавать никому не хочет. Все зависит от воли правительства. Надеюсь, мы этот вопрос решим…ВТОРАЯ ОСТАНОВКА. 12.10Мы обогнули старинный Сергиев Посад и по трассе М8 подъезжаем к конечной цели нашего маршрута – границе Московской области. Здесь шоссе уже двухполосное и километров двадцать тянется по Владимирской области, то поднимаясь на очередную крутую горку, то спускаясь в низину. Место это известно тем, что то и дело тут возникают огромные пробки. А еще – местными гаишниками, которые прячутся по кустам иазартно ловят тех, кто обгоняет по «встречке» медленно ползущую на подъем колонну грузовиков. Сейчас в обход старой дороги быстрыми темпами строится новый, скоростной участок. Первый отрезок уже готов – отличного качества четырехполосное шоссе с разделительным заграждением посредине. Мы выходим из автобуса. Левитин осматривает все вокруг: – Красота-то какая! И сама дорога, илес рядом… Если такая будет везде, вхорошую погоду сюда за час можно будет из Москвы добраться. Представляете, вся дорога на Ярославль может быть 1-й категории! А когда в следующем году сдадим мост через Волгу, в обход го-28За рулем 12/2005