АВТОСАЛОНУСЛУГИ ДИЛЕРОВМОЖНО В КРЕДИТАндрей МорозовПятнадцать лет назад, по данным советских социологов, первым в ряду желаний для 78% граждан стоял новый автомобиль. Для большинства оно было неосуществимо. В прошлом году подобный же опрос провели уже российские социологи. И выяснилось, что мечта иметь новый автомобиль по-прежнему актуальна, но теперь уже для 84% жителей. Только неосуществимой ее считают уже менее трети.НЕ БОЯТСЯ ЖИТЬ В ДОЛГСоциологическая закономерность, на первый взгляд, здесь выглядит странной, если сопоставлять финансовые возможности наших сограждан в те и нынешние годы. Обратимся снова к опросам. По их данным, доходы российских семей в сравнении с последними годами социализма выросли разве что у 20% населения. Между тем число новых машин из года в год растет такимитемпами, которые явно опережают рост доходов населения. Приведу некоторые цифры. По предварительным подсчетам, в 2005 году на российском автомобильном рынке было продано около 1,7 миллиона машин, что на 11% больше, чем годом раньше. «Емкость» российского рынка составила примерно 22 млрд. долларов. Такой финансовый объем, по оценке эксперта из американской консалтинговой компании «Морган Стенли» Виталия Назлымова, уже привлекателен для крупных международных финансовых структур. – Можно говорить о том, что сегодня Россию рассматривают как полноправного участника финансовых программ различных корпораций, – считает эксперт. – Иными словами, она, как сегмент рынка, уже входит в тактические и стратегические планы автомобильных корпораций. Добавим еще, что стабильность рубля, темпы роста авторынка впоследние годы существенно снижают страховые риски, поскольку обеспечивают возврат крупных финансовых вливаний. Если рассматривать в связи с этим кредитование, то экономическая ситуация сегодня ставит гражданина России в один ряд с представителем любой цивилизованной страны – европейцами, американцами и японцами. То есть рыночные механизмы работают не только на глобальномуровне, а в буквальном смысле входят в каждый дом. Или, если хотите, в гараж или «ракушку»… Оценку эксперта подтверждают экономические показатели. По различным данным, в 2005 году объем рынка автокредитования в России достиг 5–6 млрд. долларов, то есть в кредит куплен примерно каждый четвертый новый автомобиль. В краткосрочной перспективе (до 2010 года) потребительское кредитование долж-ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ ПОКУПКЕ АВТОМОБИЛЕЙ В КРЕДИТ В АВТОСАЛОНАХ МОСКВЫ (ДОЛЛ. США)Максимальный срок кредита, лет «Ситибанк» «Газпромбанк» Международный Московский банк Внешторгбанк Сбербанк Райффайзенбанк 553553 (для «Сонаты» и «Маджентис»), 5 (для «Грейт Уолл») 3 «ХёндэСоната», $17 800 493(0) 349(10) 585 (0) 349(10) 326 (15) «КИА«Грейт Маджентис», Уолл Дир», $18 800 $18 500 521(0) 369(10) 617 (0) 369(10) 344(15) 532(0) 392(0) 606(0) 367(10) 338(15)Русь-банк580 (0) 493 (20)613 (0) 521(20)307(20) 511(20)Расчеты выполнены при помощи специалистов компании «Независимость-Финсервис» (в скобках указан первоначальный взнос в процентах).230 За рулем 01/2006 УСЛУГИ ДИЛЕРОВно охватить до 50% рынка новых российских автомобилей и до 70% – новых иномарок. По данным психологов МГУ им. Ломоносова, исследовавших отношение рядовых россиян к современным рыночным механизмам, более трети опрошенных респондентов уже пользовались банковскими кредитами. При этом среди москвичей от 25 до 45 лет этот показатель достигает уже 64%. – На сегодняшний день, по крайней мере в Москве, сломлено психологическое недоверие к банкам, которое особенно ощущалось в конце 90-х годов. Россияне поняли, что «осуществлять мечты в кредит», как принято на Западе, не так уж страшно, – говорит кандидат наук Ольга Савина. только выбрать машину, но и тут же, на месте подобрать самый приемлемый для него способ кредитной оплаты. Наряду с традиционными схемами в ходу ныне новые, нестандартные. Например, автосалон «Пеликан» вместе с Московским кредитным банком предлагает покупателям «ниссанов» оформление кредита по телефону. Отправляясь в автосалон, вы можете позвонить в кредитный отдел банка и, ответив на ряд вопросов, получить предварительное согласие на кредитование. А потом уже в салоне, когда выберете автомобиль, в банк последует электронный запрос, и в течение часа вам сообщат о возможности покупки автомобиля в кредит. Его выдают на срок до пяти лет при первоначальном взносе от 10%. Сумма кредита – от 4000 долл., 3200 евро или 120 000 рублей. Привлекательный кредит предлагает и Московский банк реконструкции и развития. Это так называемая программа Buyback, или кредит с последующим обратным выкупом машины у владельца. Есть еще программа «Автокредит Light», которая дает возможность клиенту каждые три года менять класс автомобиля на более высокий за меньшие деньги. При расчете ежемесячного платежа остаточная стоимость машины не учитывается, что снижает его почти наполовину. Допустим, покупатель нового «Ауди-4» первоначально внес 12 000 долларов и ежемесячный платеж у него – около 300 долларов. По истечении трех лет банк предлагает такому клиенту право выбора: продать свой автомобиль автосалону и использовать полученную сумму в зачет нового; самостоятельно найти покупателя на эту машину; оставить себе автомобиль и продолжить выплаты остаточной стоимости. Такая схема применяется теперь почти во всех крупных автосалонах Москвы. Годовой процент у Московского банка реконструкции и развития составляет 11%, при этом занять можно от 4000 до 80 000 долларов на срок до трех лет. «Автокредит Light» в основном рассчитан на представителей среднего класса, по крайней мере, на тех, кто может себе позворительным оценкам, выросла еще на 13%. Средние процентные ставки по кредитам на автомобили АВТОВАЗа в России составляют 16–22% в рублях и 9–12% в валюте. Минимальный первоначальный взнос обычно от 20 до 50% стоимости автомобиля, хотя предлагают уже и кредиты без первоначального взноса. Срок, на который выдают автокредит, в большинстве банков – от 1 года до 5 лет. Заработали новые кредитные схемы и для клиентов, которые приобретают машину не «удовольствия ради, а выгоды для». Представители малого бизнеса могут купить «Газель» или «Бычок», воспользовавшись кредит-ФАКТОР ВЫГОДЫЭксперты из аналитического агентства «Росавтобизнес» считают, что во многом росту автокредитного рынка способствовала большая доступность кредитов. Банковское сообщество заметно расширяет свои предложения в сегменте автокредитования, а реальная конкуренция банков приводит к тому, что кредиты для потребителя становятся доступнее. Здесь и внедрение новых схем, и упрощение процедур, связанных с получением кредита. Еще один немаловажный фактор – сотрудничество кредитных отделений банков с дилерами, торгующими автомобилями. Ныне в солидном автосалоне покупатель имеет возможность неОсуществлять мечты в кредит, как принято на Западе, не так уж страшно. Так живет уже каждый третий россиянин.лить относительно дорогой автомобиль. Особенностью же последних лет стал интерес банкиров к покупателям недорогих автомобилей. В первую очередь – отечественных. Причем интерес здесь взаимный. Вазовские дилеры вносят сегодня заметный вклад в рост кредитного рынка. Год-два назад кредитование предлагали около половины дилеров АВТОВАЗа, а сейчас практически все, кто реализует автомобили «Лада». По оценкам вазовских маркетологов, в 2004 году с применением кредитных схем на российском рынке было продано около 250 тыс. автомобилей «Лада». В 2005 году эта цифра, по предваными программами «Бинбанка» (без первоначального взноса). Кредит от 45 000 до 1,5 миллиона рублей можно взять на срок от года до пяти лет, в зависимости от категории машины. При этом процентная ставка единая – 10% годовых, независимо от срока. По оценкам банковских специалистов, рынок автокредитования будет развиваться ив наступившем году. Аналитики предсказывают его рост примерно на 13%. А это значит, что еще несколько сот тысяч россиян осуществят мечту, которая 15 лет назад казалась нереальной, – стать владельцем новенького автомобиля.На правах рекламыЗа рулем 01/2006 231