149
ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ MERCEDES BENZОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДОМ ихаил Гз овскийВдетстве я зачитывался фантастической повестью Анатолия Днепрова «Глиняный Бог», рассказывающей о попытках превратить обычных людей в армию кремнийорганических солдат. Другая настольная книга того же жанра – «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого потрясала воображение злой мощью таинственного луча. Мог ли я хоть на секунду подумать, что всего пару десятков лет спустя мир будет обсуждать этическую сторону клонирования, а лазерный луч станет не только разрушительным оружием в руках военных, но и приживется в учительских указках? Эти мысли пришли, когда я сидел за рулем «Мерседеса» S-класса – теперь уже предыдущего поколения. Нет, сама машина меня интересовала мало. Установленный на нее активный круиз-контроль «Дистроник плюс» – вот причина того нетерпения, с которым я ждал отмашки доктора Фолькера Шмида, одного из разработчиков системы. «Задайте круиз-контролю скорость движения и просто отпустите педаль тормоза» – я подчиняюсь, и S-класс плавно трогается. Одновременно перед нами стартует второй участник теста, черный «Гелендеваген». «Помните, не трогать газ и тормоз, что бы ни произошло!» – командует инженер, и я, с трудом преодолевая выработанную привычку, буквально поджимаю ноги. Наш седан постепенно нагоняет «Гелендеваген», но что это?! Неожиданно вседорожникзажег стоп-сигналы и довольно резко затормозил. В следующее мгновение S-класс, «кивнув», застыл перед стоящим впереди автомобилем. «Чудеса!» – едва успел я подумать, и тут «джип» тронулся, а за ним, ведомая «Дистроником», устремилась наша машина. Имитация городского режима «стоп энд гоу» была не единственным тестом. Господин Шмид демонстрировал функцию дотормаживания с использованием «Брейк Эссист плюс»: машина посредством радара отслеживала дистанцию до препятствия и увеличивала эффективность торможения, если водитель недожимал педаль. К сожалению, на сей раз за руль не пустили, пришлось довольствоваться пассажирским сиденьем. Отчетливо чувствовал, как ремни подтягиваются перед самой остановкой – это только одна из мер безопасности, которые активирует электроника, если опасность столкновения велика. Также компьютер отдает приказ закрыть боковые стекла, отодвинуть сиденья подальше от передней панели и поднять спинку. В России пока всего одна машина оснащена «Дистроником плюс», да и та демонстрационная, ввезена временно. Между тем в Европе это устройство уже доступно всем покупателям нового S-класса! Неужели у нас на эту электронику нет спроса? Конечно, сомнения в ней есть: насколько точно рассчитано торможение в условиях гололеда? Что будет в грязную погоду, когда радар неминуемо по-кроется слоем грязи? Многое еще предстоит понять в ходе подробных российских тестов, но адаптировать систему наверняка можно! Причина, по которой российские дилеры не предлагают «Дистроник», иная: «Мерседесу» необходимо получить добро на использование частоты 24 ГГц. В Европе и Америке на это требуется совсем немного усилий. Россия – другое дело. Здесь даже портативные рации, популярные у туристов, требуют разрешения. Как говорится, нашла коса на камень. Хочется надеяться, ситуация все же изменится. Иначе очередное обыкновенное чудо так и останется для нас недостижимой фантастикой.Так работает система экстренного дотормаживания «Брейк Эссист плюс»: раз за разом S-класс эффектно замедлялся со скорости около 50 км/ч и застывал на расстоянии 15–20 см до препятствия. «Дистроник плюс» и «Брейк Эссист плюс» используют радары ближнего и дальнего действия, работающие на частотах 24 и 77 ГГц, эффективные в диапазоне 30 и 150 м соответственно. По отражению от объектов система рассчитывает дистанцию. В случае опасности электроника отдает команды: предупредить звуком водителя, экстренно увеличить интенсивность торможения, натянуть ремни безопасности.За рулем 01/2006 149