166
167
СПОРТ И ТЮНИНГГОНОЧНАЯ ГРАМОТАТАБЕЛЬ О РАНГАХ1 2Вадим КрючковЧемпионат мира формулы 1 (FIA Formula One World Championship). Это, как известно, вершина мирового автоспорта. Здесь самые совершенные автомобили, самые передовые технологии и самые лучшие пилоты. А что Россия? Своего представителя в высшем гоночном обществе у нас еще не было. Правда, есть чемпионат страны, где соревнуются формулы. Старшая из них Ф-1600 пусть и очень отдаленный, но все же какой-то аналог Ф1.Чемпионат мира по ралли (WRC-FIA World Rally Championship). Единственная не «асфальтовая» дисциплина в первых семи строках рейтинга. Престиж этого соревнования очень высок – имена лучших пилотов на слуху у каждого, кто интересуется автоспортом. Раллийный чемпионат по статусу, в общем-то, равноценен формуле 1. К сожалению, в последние годы отечественные мастера заметных успехов на международной арене не добивались.567Чемпионат мира по картингу (CIK-FIA Carting World Championship). Проводится лишь в одном классе – формула А. Это карты без коробок передач с двигателем 100 смз. В остальных зачетных группах состязания пока несколько ниже рангом: кубок мира, чемпионаты Европы и т.д.Кубок Европы автомобилей класса «Туринг» (ETCC-European Touring Car Cup). В прошлом – европейский аналог WTCC. В минувшем сезоне многоэтапный чемпионат стал одноэтапным кубком для победителей национальных первенств в классе «Туринг». В нем стартовали и российские пилоты (см. статью в этом номере).Кубок Европы по гонкам грузовиков (FIA European Truck Racing Cup). Несмотря на проблемы, грузовое кольцо по-прежнему популярно у любителей автоспорта. Хотя были у него и лучшие времена, в том числе иу нас в стране, когда ее представители на МАЗах и ЗИЛах весьма успешно конкурировали с зарубежными пилотами.Любой пилот в фирменном гоночном комбинезоне сам по себе хорош. А уж если стоит на подиуме с кубком в одной руке и шампанским в другой – так просто герой. Вот только герой чего? Какие соревнования действительно престижны в мире иу нас, а какие не очень? Чье достижение весомее? Об этом и поговорим. Не станем погружаться в дебри автоспортивного законодательства. Главное, что надо знать – официальный автоспорт России живет по законам Международной автомобильной федерации (FIA) и ориентируется именно на ее документы. За многие годы в мировом автоспорте сложился некий рейтинг соревнований. Он, конеч-но, весьма условный и его не стоит воспринимать как догму. Скажем, у нас в стране какие-то виды автоспорта традиционно более престижны, чем за границей, и наоборот. Но это нисколько не умаляет значения самого рейтинга. Что же в нем привлекает в первую очередь? Да хотя бы то, что статус соревнований косвенно говорит ио статусе того или иного вида автоспорта. При всем обилии состязаний чемпионатов мира всего четыре, причем три из них «асфальтовые» – кольцо и картинг. Остальные серии – рангом пониже. Какие соревнования идут за первой десяткой? Их очень много. Отметим только, что одиннадцатое место у чемпионата Европы по ралли-кроссу, а двенадцатое… у кубка автомо-билей с двигателями на альтернативных видах топлива! Помня о заслугах наших лучших гонщиков, не будем, однако, тешить себя успехами в тех видах автоспорта, где мы традиционно сильны. Пилоты, штурманы, механики команды «КАМАЗ-мастер» за победы в «Дакарах» получили правительственные награды. С нашими считаются ив ралли-рейдах. Да, мы лучше других умеем ездить на легковых автомобилях по грунту кроссовых трасс. Но созданы-то эти машины для асфальта! А вот здесь мы не в первых рядах. И как будет здорово, если правительственные награды за успехи на международной арене когда-нибудь получат наши кольцевики, раллисты, картингисты. Может, доживем?166 За рулем 01/2006 ГОНОЧНАЯ ГРАМОТАРЕЙТИНГ СОРЕВНОВАНИЙ В МИРОВОМ АВТОСПОРТЕ34Чемпионат мира автомобилей класса «Туринг» (WTCC-FIA World Touring Car Championship). Самый молодой из тех, что проводит ФИА. Это кольцевые гонки доработанных серийных легковых автомобилей с 2-литровыми двигателями. В нынешнем году в этих состязаниях планирует стартовать вазовская команда на «десятках», подготовленных в Германии. Аналогом в нашей стране может служить чемпионат России по кольцевым гонкам в классе «Туринг».Чемпионат ФИА «Гран Туризмо» (FIA GT Championship). Одна из разновидностей кольца – весьма продолжительные гонки на дорогих и престижных легковых автомобилях. Соревнования имеют долгую историю и ныне совсем немного не дотягивают до полноценного чемпионата мира. В России ничего подобного пока нет. Зато наш известный гоночный дуэт Алексей Васильев–Николай Фоменко регулярно выступает в «Гран Туризмо» за рубежом.8910Кубок мира по ралли-рейдам (FIA CrossCountry Rally World Cup). В отличие от марафона «Париж–Дакар» включает несколько этапов. В последнее время наши пилоты регулярно участвуют в этих состязаниях. В минувшем сезоне на подиум в своих классах поднялись Сергей Суховенко и Сергей Шмаков.Чемпионат Европы по дрег-рейсингу (FIA European Drag Racing Championship). Состязания автомобилей на дистанции 0–400 метров. В прошлом году чемпионат включал пять этапов. Увы, у наших доморощенных машин мало общего с мощными дрегстерами, хотя любителей этой дисциплины в России хватает.Чемпионат Европы по автокроссу (FIA European Autocross Championship). Далеко не самая ведущая в мировом спорте серия, но популярная в России. Успехов на легковых автомобилях здесь добивались вазовцы и пилоты из Татарстана. А вот в багги россиянам сейчас похвастаться нечем.На правах рекламыЗа рулем 01/2006 167