160
161
162
164
ВТОРЫЕ РУКИСЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110 В ДЕТАЛЯХБОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙА н ат олий Су ховБитва за Россию между отечественным и иностранным автопромом идет уже не первый год. Однако, несмотря на многочисленные прогнозы о том, что Тольятти падет «если не сегодня, то в четверг», рынок отечественной техники скорее жив, чем мертв. Автомобили «десятого» семейства ВАЗа – в лидерах продаж, хороший спрос на них и на вторичном рынке. Вместе с тем многих покупателей они настораживают. Мнения владельцев противоречивы: одни хвалят ВАЗы за надежность и дешевизну обслуживания, другие мечтают избавиться от рассыпающегося «конструктора» чуть ли не даром. Придорожным сервисам выгодно поддерживать репутацию «машинокомплекта»: «Детали-то мы поменяем, но лучше автомобиль не станет» – какой, дескать, с нас спрос! Разберемся же вместе, стоит ли покупать подержанный ВАЗ-2110, 2111 и 2112, на что смотреть при покупке и каких затрат ожидать в эксплуатации.ПО ЛЮБВИ И ПО РАСЧЕТУС формальной точки зрения «десятка» – вполне современный продукт, что бы там ни говорили о дизайне, эргономике и качестве отделочных материалов. Оказалось, даже европейцы готовы закрыть глаза на огрехи сборки, когда им предлагают удобный и динамичный семейный автомобиль, экономичный и экологически чистый, за полцены западного одноклассника. Да, пока на «десятках» нет ABS и подушек безопасности, но на российский рынок и далеко не все «иностранцы» попадают с таким оснащением. Будем реалистами. Пожалуй, один из главных козырей этих машин – низкий расход топлива. Шесть литров на сотню за городом – отнюдь не рекорд. Другой не менее важный плюс – ремонтопригодность (в первую очередь это относится к восьмиклапанным двигателям 1,5 л) и сравнительно невысокая требовательность к качеству топлива. Заметим, что и каталитический нейтрализатор, и лямбда-зонд здесь работают даже дольше, чем на иных иномарках. Но далеко не все покупают эти машины ради экономии. Совсем наоборот: устанавливают «спортивную прошивку», «нулевой» фильтр, выкидывают нейтрализатор и «зажигают» по полной программе. Что ж, «десятка» действительно неплохой объект для тюнинга. Здесь есть что улучшать, особенно в плане управляемости, а опыт доводки, в том числе и до полноценного спортивного автомобиля, накоплен немалый. Запчасти же куда дешевле, чем на иномарку, поэтому и цена ошибки намного ниже. Наконец, третья группа – «дачники». Конкурентов у ВАЗ-2111 в его ценовой нише нет. За «кузовок» сзади можно простить и плохой обзор через стекло пятой двери, и шумные обивки, и бензиновый запашок в салоне. К счастью, от него не так сложно избавиться – достаточно удалить двухходовой клапан в пробке бензобака (рано или поздно он выходит из строя на многих машинах).160 За рулем 02/2006 СЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110 В ДЕТАЛЯХАвто с восьмиклапанным двигателем 1,5 л, как правило, находятся в лучшем состоянии – их покупают для спокойной езды. «Гонщики» предпочитают 16-клапанный мотор. Последствия «спортивного прошлого» нередко сказываются и на коробке передач: вторая передача включается с хрустом. Нижняя часть радиатора ничем не защищена. Хорошая ветка на лесной дороге способна продырявить его в два счета. Если вы – заядлый охотник или рыбак, вставьте в воздухозаборник подходящую решетку. ШРУСы служат долго только при условии целостности их чехлов. На новых автомобилях чехол частенько оказывается «задушенным» – смятым. Приподнимите хомут и впустите воздух в чехол, иначе он быстро протрется. Новый двигатель объемом 1,6 л пока заслуживает только лестных оценок. При снятой крышке его легко опознать по пластиковому ресиверу……или же, например, по измененному креплению модуля зажигания.Основная причина выхода из строя датчика массового расхода воздуха – засорение чувствительного элемента отложениями картерных газов. Промывка помогает ненадолго и не всегда.ВОСЕМЬ ИЛИ ШЕСТНАДЦАТЬ?Карбюраторные машины с восьмиклапанным 1,5 л нынче на рынке редкость. Однако для глухой провинции, где на тысячу верст в округе нет хорошего диагноста со сканером, это, пожалуй, единственно приемлемый вариант. Мотор почти повторяет ВАЗ-2108, многие их детали взаимозаменяемы. Вариант для более цивилизованной провинции – «десятка» с впрысковым двигателем без нейтрализатора и лямбда-зонда. Однако для регулировки СО потребуется газоанализатор, да и остальные элементы системы управления на глазок не проверишь. Впрочем, большинство датчиков можно прозвонить обычным автотестером, только без специальных знаний и прибор не поможет. Самый массовый двигатель – восьмиклапанный 1,5 лс нейтрализатором. Для «неспортивной» езды его вполне хватает, и перед шестнадцатиклапанным мотором того же объема у него много преимуществ. Главное, пожалуй, в том, чтопри обрыве ремня не страдают клапаны. Наверное, поэтому и менять его предписано в полтора раза реже. Другая головная боль владельцев шестнадцатиклапанных «десяток» – гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Они нередко выходят из строя еще в гарантийный период (100 тыс. км). Порой дефект в самой детали, порой виновато низкокачественное масло. В любом случае, этот двигатель требует хорошего сервиса. «Десятки» с новыми двигателями 1,6 л выпускаются всего год, поэтому и на вторичном рынке их почти нет, и опыта эксплуатации немного. Отметим лишь, что за ремни ГРМ здесь можно не волноваться. В случае досрочного обрыва придется потратиться лишь на новый ремень и эвакуатор – мотор останется цел.верхней части зеркала цилиндров к этому пробегу, как правило, тоже исчезают, но износ невелик, менее 0,05 мм на диаметр. Растачивать блок стоит, когда износится второй комплект колец, тысячам к 200, или даже после износа третьего – бывают счастливые исключения. На хорошем масле коленчатый вал и вкладыши служат не менее 300 тыс. км.НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫРабота Замена масла в двигателе Замена топливного фильтра Замена воздушного фильтра Замена фильтра вентиляции салона Замена свечей зажигания Замена масла в МКП Замена охлаждающей жидкости Замена тормозной жидкости Замена ремня привода ГРМ Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов Регулировка углов установки колес Периодичность, тыс. км 15 30 30 15 30* 30 75 45 45**/75*** 45 30КАЧЕСТВО ВОЗВРАЩАЕТСЯРесурс полуторалитровых двигателей до замены колец – в среднем около 120 тыс. км (причем изнашиваются в основном лишь маслосъемные). Следы хона в* Пробег может быть уменьшен при ухудшении характеристик. ** Для двигателя 1,5 л 16-кл. На 30 тыс. км рекомендуется проверить состояние ремня со снятием крышки привода. *** Для двигателей 1,6 л 8-кл. и 16-кл. и 1,5 л 8-кл.За рулем 02/2006 161 ВТОРЫЕ РУКИВторое слабое звено системы управления двигателем – регулятор холостого хода. Стал заедать – меняем. Разборка, промывка и сборка – для часовщиков на отдыхе.СЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110 В ДЕТАЛЯХДатчикам уровней верить нельзя – на одно истинное срабатывание придется десяток ложных. Та же ситуация ис датчиками износа тормозных колодок: их провода отгнивают и замыкают на вторую же зиму. Поэтому проверять износ тормозов лучше по старинке. Три разных моторедуктора отопителя объединяют общие беды.Трещины расширительных бачков – бич «десяток». Покупайте, пробуйте, надейтесь…К расходникам (1–2 года эксплуатации) можно отнести и электростеклоподъемники…Но связаны они, похоже, с заедающими заслонками: пластмассовую втулку расколоть – сила нужна!…и исполнительные механизмы привода замков дверей.Если автомобиль плохо разгоняется, проверьте, полностью ли открывается дроссельная заслонка. На многих машинах для нормальной работы узла педаль газа приходилось выгибать вверх.На практике зазоры в клапанах нуждаются в регулировке примерно каждые 100 тыс. км, но при условии, что исходные детали не забивали молотком. Времена «тихих», шелестящих моторов начала 90-х прошли, но и пик брака, кажется, тоже остался позади. Самые проблемные двигатели те, что выпущены в 2002–2003 гг. Оси втулок клапанов, отверстий под стаканчики в головке цилиндров и седел у них частенько не совпадали, детали перекашивались, стучали, изнашивались. Отгорали тарелки клапанов, а порой поршень догонял перекошенный, зависший во втулке клапан и ломал тарелку пополам. Были и проблемы с поршневой: случалось, в одинаковых по классу цилинд-рах оказывались поршни, клейменные четырьмя разными буквами. Вот уж действительно, впору отправлять рабочих с конвейера учить алфавит! Сегодня самая распространенная болезнь – перекос ремня ГРМ (об этом журнал неоднократно писал). К прошлым советам добавим лишь один: проверьте состояние приводной шестерни на коленчатом валу. Нередко после ее замены перекос исчезает. Датчики и исполнительные механизмы управления двигателем в целом надежны. Больше всего отказов приходится на датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) и регулятор холостого хода (РХХ). Причина проста – загрязнение узлов. Основной признак: обороты холо-стого хода поднимаются до 1200–2000 об/мин, становясь нестабильными. Неисправный ДМРВ, как правило, увеличивает и расход топлива. Чтобы продлить ему жизнь, стоит перенести поближе к дроссельной заслонке шланг большой ветви вентиляции картера, а работоспособность РХХ нередко удается восстановить, промыв его «Очистителем карбюратора». Только не забудьте смазать механизм регулятора – «всухомятку» узел долго не прослужит.К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТПровал по качеству в 2002–2003 гг. отразился и на других узлах. Так, на машинах этих лет нередко трескались кронштейны механизма выбора передач. До162 За рулем 02/2006 ВТОРЫЕ РУКИСЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110 В ДЕТАЛЯХИСТОРИЯ МОДЕЛИ1995 год. Начало производства седана ВАЗ-2110. Двигатели – бензиновые, Р4, 8-клапанные 1,5 л, 51 кВт/69 л.с. и 53 кВт/ 72 л.с. Коробка передач – М5, привод – передний. 1996–1997 годы. Новые модификации двигателя 1,5 л, отличающиеся мощностными и экологическими показателями. 1998 год. Начат выпуск универсала ВАЗ-2111. На часть автомобилей устанавливается новый 16-клапанный двигатель модели 2112 – 1,5 л, 69 кВт/94 л.с. 1999 год. Начат выпуск 5-дверного хэтчбека ВАЗ-2112. 2004 год. Часть автомобилей комплектуют новыми бензиновыми двигателями ВАЗ-21114 – Р4, 1,6 л, 60 кВт/81 л.с. (8-кл.) и 21124 – 72 кВт/100 л.с. (16-кл.).этого, как многие помнят, были проблемы с прочностью вторичного вала (главным образом, у машин с 16-клапанными моторами) – при его поломке коробка заклинивала на ходу, превращая автомобиль в неуправляемый снаряд. Сейчас серьезных отказов нет, не считая досрочного износа сцепления на отдельных авто. Это конструктивно слабый узел: конец первичного вала КП висит в воздухе, поэтому, прежде чем заменять вышедшие из строя детали, проверьте соосность валов и люфты в подшипниках. Впрочем, на многих автомобилях этот узел служит более 100 тыс. км, как и трос сцепления. Привод коробки передач на ВАЗ2110 – не самый удачный: большие ходы, ломающиеся пластмассовые втулки. К счастью, расходники стоят копейки, аПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ У ДИЛЕРА, руб.(включая расходные материалы)ТО-1: замена моторного масла и фильтра, 3000– осмотр ходовой части, подвески, рулевого 3500 управления, тормозной системы, диагностика системы управления двигателем Расширенное ТО-2: дополнительно – заме- 10 000– на ремней ГРМ и привода вспомогательных 12 000 агрегатов, всех эксплуатационных жидкостей, фильтров, тормозных колодок, регулировка клапанов, углов установки колесвот периодическая смазка и тщательная регулировка необходимы. Легкость переключения во многом зависит и от того, какое масло работает в коробке. Оптимум – трансмиссионное (отечественное или импортное) класса GL-4 или GL4/5 и вязкостью 75W90 или 80W90. Коробление тормозных дисков характерно для многих современных автомобилей. Если тормозите часто и интенсивно, на замену родным дискам стоит поискать более стойкие к перепадам температур (например, ATE, «Лукас»). Другая болезнь тормозов – закисание и течь задних механизмов. Первый признак заклинившего поршенька – сильная вибрация при торможении, словно автомобиль попал на стиральную доску. Замена цилиндров и барабанов импортными позволяет надолго забыть о дефекте. Но помните, что чугунные барабаны боятся перегрева – следите за регулировкой ручника. Щелчков до упора должно быть не меньше пяти! Кстати, заклинивший ручник, как правило, и служит причиной закисания поршней. Подвеска в целом держится неплохо. К «лотерее» отнесем лишь амортизаторы. Одни отказывают, не проехав и 20 тыс. км, другие способны прожить и 150 тысяч. Менять их лучше парами, но ра-зоряться на дорогой «газ» необязательно: штатные гидравлические справляются с повседневными задачами на отлично. Среди плановых расходов – стойки стабилизатора (износ) и верхние опоры телескопических стоек (отслоение резины). Очень хорошо зарекомендовали себя на этих машинах запчасти марки SS20 оригинальной конструкции. Отказы электрики многочисленны и разнообразны. На этом фронте борьба предстоит упорная. Самый опасный дефект – негорящие задние фонари и стопсигналы из-за слабого прижима лампы в патроне (похоже, патроны у них «не той системы»). Не ленитесь периодически зачищать и поджимать контакты. Дополнительное электрооборудование (приводы замков дверей, стеклоподъемников) и система отопления и вентиляции (приводы заслонок) тоже не избежали проблем. Самый неприятный отказ – поломка стеклоподъемника при опущенном стекле: чтобы закрыть машину, придется разбирать дверь. Неисправности, по сути, запланированы, поэтому при покупке машины обязательно сделайте ревизию этих узлов, смажьте направляющие стекол силиконом и отрегулируйте привод замков.164 За рулем 02/2006