238
БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕХОРОШО ИЗВЕСТНОЕ НОВОЕПЕРЕМЕНЫ «СВЕРХУ»Потребовалось два года, чтобы правительство смогло подвести первые итоги работы закона об ОСАГО и внести первые же изменения. С нового года изменились тарифы. Все поправки можно найти в постановлении № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Мы же остановимся на самом существенном. Базовая ставка ОСАГО осталась прежней, но изменились два коэффициента – территориальный (КТ) и мощностной (КМ). Последний касается автомобилей с моторами от 95 до 100 л.с. (был 1,3, стал – 1), а также более 150 л.с. (был дифференцированным, от 1,5 до 1,9, стал 1,7). Территориальный коэффициент будет равен 0,5 для всех населенных пунктов с числом жителей до 50 тысяч; ранее жители деревень (до 10 тысяч) платили за полис ОСАГО по коэффициенту 0,4, а населенных пунктов с численностью 10–50 тыс. – по 0,6. Кстати, на всей территории Московской области будет действовать КТ 1,7 вместо 1,8 (для ближнего Подмосковья) и 1,6 (для дальнего). Можно даже подсчитать, кто выиграл от введения новых коэффициентов, а кто проиграл. Владельцы легковых авто с мощностью двигателя от 150 до 160 л.с. в 2006 году заплатят за полис на 13% больше, чем раньше. Придется дополнительно раскошелиться жителям отдаленных районов Московской области (+6%). А вот повезло владельцам мощных (свыше 200 л.с.) машин из ближнего Подмосковья. Для них ОСАГО подешевело почти на треть! Но в той или иной форме циенты? Ответа на этот вопрос пока нет – в законе не прописано, как часто это делать. Между тем, как считают сами страховщики, пересмотреть их все же придется, причем в самое ближайшее время. За время действия закона об ОСАГО базовая ставка оставалась неизменной, несмотря на инфляцию. В результате сегодня, по данным Российского союза автостраховщи-Игорь Моржареттопов работы нашей «автогражданки» – возмещение ущерба не своей страховой компанией, как принято в цивилизованном мире (так называемый «европейский протокол»), а страховщиком виновника ДТП. В результате потерпевший, чтобы получить деньги, вынужден терять время и нервы в поисках компании, которая ему, быть может, компенсирует затраты! И вот пять крупных российских страховых компаний («РЕСО-Гарантия», РОСНО, «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и «Согласие») недавно решили облегчить жизнь своим клиентам и договорились о взаимном урегулировании убытков (по принципу того самого «европейского протокола»). Пока, правда, это начинание действует как эксперимент в нескольких регионах (в том числе в Москве), но если будет положительный эффект, систему обещают распространить и на другие области. К действиям новоявленного страхового «картеля» присматриваются и другие. Еще одно полезное новшество, за которое ратуют страховщики, возможно, будет принято в ближайшее время. Руководитель Росстрахнадзора Илья ЛомакинРумянцев обещает все-таки скорые изменения в законе об ОСАГО, касающиеся упрощенного оформления ДТП (когда нет жертв и ущерб незначительный). Если эти нововведения вступят в силу, число недовольных «автогражданкой» может резко пойти на убыль...Базовая ставка ОСАГО осталась прежней, но изменились два коэффициента – территориальный и мощностной. Это коснется всех, хотя... фактически ничего не изменит!изменения коэффициентов ОСАГО коснутся всех, хотя... фактически почти ничего не изменят. Речь-то идет о разнице всего в десятки рублей! Еще два месяца назад нам обещали совсем другое. При оформлении мелких ДТП законодатели планировали отказаться от услуг ГИБДД, упростить процедуру оформления полиса и распространить действие ОСАГО на территории охраняемых стоянок, АЗС и т.д. (мы писали об этом в ЗР, 2005, № 11). И что же? Вместо этого невразумительные изменения коэффициентов. Причем даже специалисты затрудняются объяснить, чем, скажем, продиктованы изменения КТ по Московской области. Как долго сохранятся старые ставки и старые-новые коэффиков (РСА), уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся «автогражданкой», а в 2006 году число «убыточных» может возрасти до 100. Выжить смогут только те, считают там, кто пришел в систему ОСАГО работать «всерьез и надолго».ПЕРЕМЕНЫ «СНИЗУ»В большинстве компаний поняли, в чем причина падения популярности системы ОСАГО. Потребовалось два года, чтобы осознать, насколько неудобна схема оформления документов и получения выплат. Не дожидаясь указания «сверху», некоторые сами начали предлагать клиентам новые, более цивилизованные варианты. Один из самых раздражающих россиян принци-На правах рекламы238 За рулем 02/2006