181
ЭКСПЕРТИЗА СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЗМЗ-406«МЯГКИЙ» КОЭФФИЦИЕНТМихаил ВасильевНаверное, самый частый вопрос, который задают продавцу покупатели сцепления: «А мягкая ли будет педаль?» О крутящем моменте и прочих показателях, скорее всего, никто не спросит, да никто и не ответит, если кто-то поинтересуется. Между тем крутящий момент и, как следствие, коэффициент запаса сцепления ведомого диска – очень важный показатель. К экспертизе сцеплений мы готовились как ик любой другой: в крупных магазинах закупили несколько ходовых образцов: «ЗМЗтурбо», ГАЗ, ОАО «Тюменские моторостроители» и Krafttech. Сложив коробки аккуратной горочкой, передали их в НАМИ, в лабораторию сцеплений. Испытатели обратили внимание на тюменский комплект: его ведомый диск не нес никакоймаркировки, в отличие от кожуха, имевшего лазерное клеймо. Звонок на завод снял вопрос: «Ведомых дисков для ЗМЗ-402, ЗМЗ-406 мы не выпускаем». Примем к сведению и для удобства будем именовать его «лжетюменским». Все формальности улажены, эксперты запускают свои испытательные стенды и снимают показатели. Когда дело дошло до измерения крутящего момента – «запахло жареным». Трое претендентов уложились в норматив, а у диска «ЗМЗ-турбо» крутящий момент оказался равен 530 Н . м, то есть коэффициент запаса сцепления составил 2,2 при норме 1,3–1,5. Испытатели по этому поводу изложили свою точку зрения: «Сцепление с подобным коэффициентом запаса больше подходит для УАЗов и «газелей». А вот использовать его на рядовых «волгах» нежела-тельно. Может привести к существенному увеличению динамических нагрузок в трансмиссии и вызвать разрушение таких агрегатов, как КП, редуктор ведущего моста и т.д.». Вот уж странно, обычно недовольство вызывает недостаточный запас, а тут – наоборот. Тем не менее согласимся с этим мнением. Ведь тот, кто выезжает на своей «Волге» один раз в год на дачу, а другой – с дачи и ничего крупногабаритного, кроме своей персоны, на ней не возит, скорее всего и не нуждается в сумасшедшем коэффициенте сцепления. Ему куда приятнее переключать передачи без усилия и выжимать мягкую педаль. Другое дело сочинский таксист, груженный сытыми туристами и по двадцать раз в день покоряющий на желтой «Волге» гору Ахун. Он спит и видит нажимной диск с по-вышенным коэффициентом сцепления. Так что же выбрать? Если у вас «Газель», которая через барханы перемещает по полторы тонны помидоров – берите «ЗМЗ-турбо», не ошибетесь. Хочется «мягенького сцепления» – ваш выбор Krafttech. Если ориентируетесь на низкую цену, тогда ГАЗ. Подробнее о преимуществах и недостатках каждого из дисков – в подписях к фото. Производители расставлены в алфавитном порядке.ПОПРАВКАВ ЗР, 2005, № 5, с. 186 в статье «Фильтры нон грата» применительно к изделию «Колан» 2101С-1012005-НК-2 в графе «заявленный изготовитель» вместо «Россия» следует читать «Украина».Заявленный изготовитель – Заявленный изготовитель – Заявленный изготовитель – Заявленный изготовитель –KrafttechОАО «ГАЗ»ОАО «ЗМЗ»ОАО «Тюменские моторостроители»Ориентировочная цена – 2200 руб. (за комплект) Из плюсов: самое низкое усилие на педаль, самый лучший отход диска от маховика и, как следствие, легкость включения передачи. Из минусов: высокая цена, величина статического дисбаланса нажимного диска – 72 гсм при норме 50 гсм.Ориентировочная цена – 900 руб. (нажимной диск), 450 руб. (ведомый диск) Самый низкий дисбаланс и недостаточная величина перемещения нажимного диска при выключении сцепления. Такое сочетание повлечет за собой затрудненное включение передач – ресурс ведомого диска снизится. Немного завышено усилие на педаль, что, впрочем, можно простить…Ориентировочная цена – 1200 руб. (нажимной диск), 400 руб. (ведомый диск) В целом изделие понравилось – все показатели в норме, не считая того самого, увеличенного коэффициента запаса. Есть претензия к упаковке нажимного диска: маленький значок «Turbo» не информирует о предназначении сцепления – для тяжелых условий. Впрочем, ЗМЗ выпускает и альтернативные варианты, например «ЗМЗ-комфорт».Ориентировочная цена – 1200 руб. (нажимной), 280 руб. (ведомый) Корзина точно «Тюменская», а чей ведомый диск, не указано (по нашим сведениям, это Тюменский АРЗ). Показатели хорошие: мягкое включение, небольшое усилие выжима.За рулем 02/2006 181