230
231
СПОРТ И ТЮНИНГМАТЧАСТЬрую, особо мягкую модификацию номекса используют только крупные производители: Stand 21, Sparco, OMP. Итальянцы из «Спарко» пошли еще дальше – они делают белье из материала с углеволокном, который называется кармит (carmyth). И не только белье. Плотность уникального комбинезона X-light 270–270 г/м2 (у обычных этот показатель – 400–420 г/м2), при этом он замечательно справляется со своими огнестойкими задачами. Его внутренний, «гигиенический» слой сделан из кармита. Так что будущее экипировки видится в комбинации номекса с углеволокном – это и легкость, и огнестойкость, и эластичность. Разработан и «гражданский» вариант кармита – он обладает уникальными термическими свойствами, прекрасно вентилируется, не промокает и т.д. Из него выполнена новая коллекция одежды «Спарко» для поклонников автоспорта – тех, кто предпочитает гоночный стиль ив повседневной жизни. Обыкновенная на вид демисезонная куртка обеспечивает тепло, легкость, комфорт при 20–25градусном морозе и сильном ветре.ЛАДОНЯМ И ЛОДЫЖКАМНА ГОНКИ В ИСПОДНЕМВадим НикишевВорошить чужое белье – занятие неблагодарное и неблагородное, но только если речь не о гонках. В автоспорте свои законы, причем особенно строгие в отношении безопасности. И если судья просит продемонстрировать пилота свое белье – значит, нужно незамедлительно предъявить нашитую на нем омологационную лычку. В противном случае – не допустят на старт потому, что по правилам Международной автомобильной федерации (ФИА) тело пилота должно быть полностью защищено от огня, а один лишь комбинезон с этим справиться не в состоянии. Рассказ о «комбезах», их различиях вы можете найти в ЗР, 2005, № 11, а сегодня познакомимся с гоночным бельем, перчатками и обувью.БЛИЖЕ К ТЕЛУКомбинезон не закрывает кисти рук пилота, его ступни и голову, а без этого защита будет неполной. Чтобы при пожаре гонщик не получил ожоги, нижнее белье, подшлемники, перчатки, ботинки и даже носки тоже изготавливают из огнеупорного материала. В производстве гоночного исподнего сегодня повсеместно применяют номекс(nomex) – тот самый, из которого шьют комбинезоны, только в мягком, «трикотажном» исполнении. Нижнее белье выполняет две функции. Это дополнительный термобарьер, повышающий эффективность защиты от огня на 20%, и средство гигиены. «Трикотажная» структура как раз и нужна белью, чтобы создать пилоту максимально возможный комфорт в условиях повышенного потоотделения. Кроме того, совсем не лишний дополнительный мягкий слой между достаточно жестким комбинезоном и телом гонщика. В конце концов, представить профессионального пилота, надевающего современную экипировку поверх обычных кальсон и майки, куда сложнее, чем гонщика формулы 1, который выбирается из кокпита болида в… валенках. Те же самые функции выполняют подшлемник и носки – они создают термозащиту, комфорт и эстетику, присущую спорту высоких скоростей. Каковы же особенности гоночного белья и чем отличаются разные модели? Для пошива нижнего белья и подшлемников применяют несколько разновидностей номекса. Первый – традиционный «трикотажный» – предлагают все компании – производители амуниции. Вто-Гоночная обувь и перчатки должны отвечать тем же стандартам ФИА, что и нижнее белье, подшлемники, носки. Однако у них своя специфика. Например, ботинки – информативная часть экипировки пилота. То есть они должны быть не только безопасными и комфортными, но и помогать гонщику «чувствовать» педали. С этой целью гоночную обувь обрабатывают специальной пропиткой, придающей термическую стойкость коже и замше, а кроме того внутренний слой ботинка делают из огнеупорного номекса. Комфорт предопределяет удобная колодка – некий слепок, по которому будет изготовлена та или иная модель обуви. За информативность же отвечают форма и материал подошвы. Крупные фирмы, проектируя ее, даже патентуют свои ноу-хау. Достаточно сказать, что та же «Спарко» разрабатывала состав подошв совместно с шинным гигантом «Пирелли». Не удивительно, что их рисунок напоминает протектор гоночных дождевых покрышек. А подошва гоночного ботинка, между прочим, должна обладать отменными сцепными свойствами, быть маслобензостойкой, достаточно прочной, но при этом гибкой и мягкой. Перчатки тоже контактируют с органами управления автомобилем, а значит, и они – информативная часть экипировки. Вместе с номексом при их пошиве применяют вставки из кожи или замши с пропиткой. В таких перчатках рулевое колесо надежно лежит в руках пилота. Не так давно получили распространение модели с внешними швами. Новшество230 За рулем 02/2006 МАТЧАСТЬбыстро стало популярным, и сейчас 70% пилотов используют именно такие перчатки – менее эстетичные, зато более комфортные. Существуют и достаточно экзотичные модели, которым вполне можно присвоить характеристику «хай-тек»: на некоторых есть дополнительные элементы защиты с внешней стороны из кожи и даже кевлара. Обычно это необходимо пилотам «формул» с тесным кокпитом, где при переключении передач кулак за что-нибудь задевает. Нелишней будет такая защита ив картинге – там травмировать руку может камешек, вылетевший из-под колеса впереди идущей машины. ления уже не действуют. Если у пилота, стартующего на официальных соревнованиях ФИА, амуниция с просроченной омологацией, его не выпустят на трассу. Столь жестких требований к исподнему нет в картинге – там акцент на защиту от механических повреждений. Амуницию, в том числе и белье, проектируют здесь без учета «жароустойчивой» составляющей. Это дает выигрыш в комфорте – не так давно на смену традиционным хлопчатобумажным тканям пришел материал кулмакс (coolmax) – разработка фирмы «Дюпон», обладающая воистину уникальной способностью отводить от тела влагу. Из него делают подшлемники, носки и белье с эффектом «охлаждения». Похожая ситуация с обувью и перчатками. Защита от огня не обязательна. Главное, чтобы перчатки были длинными и прикрывали кисти рук, а ботинки достаточно высокими для защиты лодыжек. Как видим, поворошить чужое белье все же стоило. Хотя бы для того, чтобы понять – в гоночной амуниции нет мелочей. Каждый элемент экипировки, созданный усилиями множества специалистов, нужен, прежде всего, для безопасности. О чем не стоит забывать как молодым, так и опытным пилотам.НОВЫЙ ЗАКОНРазумеется, гоночная экипировка должна соответствовать строгим международным стандартам. На протяжении последних десяти лет действовало правило ISO 6940, регламентирующее требования к обуви, перчаткам, подшлемникам, нижнему белью и носкам. С 2000 года на названные здесь предметы экипировки введен стандарт FIA 8856-2000. Требования его вступили в силу не сразу, что позволило растянуть смену экипировки еще на несколько лет. Но с1 января 2005 года послаб-Последний писк гоночной моды – наружные швы и минимум кожаных или замшевых вставок. Этикетка подтверждает соответствие перчаток свежим стандартам ФИА.Характерный бежевый цвет выдает ультрасовременное белье из материала кармит. В официальных соревнованиях ФИА разрешены только майки с длинным рукавом и полноценные панталоны. Короткий рукав и шорты – для соревнований рангом ниже.Обычно у боевых ботинок загнутая пятка – продолжение подошвы. Кожаная или карбоновая вставка сбоку – защита при контактах с кромками педалей.Подшлемники на любой вкус и цвет. Тот, что посередине, будет удобен пилотам, выступающим в очках. Красный – из особо мягкого номекса, синий – с двухслойной передней частью.Эти модели перчаток можно использовать как в автогонках, так ив картинге. Вставки из натуральной или искусственной кожи обеспечивают необходимую прочность и долговечность.Слева направо – огнестойкие гоночные модели «Топ 2», «Дайтона» и «Спидвей». Последние две неплохи и для картинга – кожа в данном случае практичнее замши. За рулем 02/2006 231