196
197
198
199
200
201
202
ТЕХНИКАПРЕМЬЕРЫ ДЕТРОЙТАЧЕМ ПАХНЕТ БУДУЩЕЕМ ихаил Гз овский . Ф ото : А лександрБ ат ыру«Когда это наконец закончится?» – то и дело спрашивал я себя во время долгого перелета на самое значимое автомобильное событие Америки – автосалон NAIAS в Детройте. Сквозь облака проглядывали леса и равнины, озера и города, которые, наконец, сменил Атлантический океан, разлившийся на тысячи миль… Спустя почти сутки пересадок, досмотров и, конечно, полета больше всего хотелось одного – свежего воздуха! После долгих часов «искусственногодыхания» на борту выходишь на солнечный свет в штате Мичиган и чувствуешь малейшую примесь в воздухе. В США действуют одни из самых строгих в мире норм токсичности, особенно это касается Калифорнии с ее неудачным для автомобилизации рельефом (в низине Лос-Анджелеса легко собирался смог). Словно катализатор, этот штат каждый раз стимулирует производителей делать все более «чистые» автомобили, а законодателей – все вы-ше поднимать планку требований к чистоте выхлопа. Подливают масло в огонь и растущие цены на то, из чего это масло, собственно, и делают, – нефть. Ведь чистота воздуха и экономичность – вещи взаимосвязанные.ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯПретендент № 1 на экологический подиум – гибридные модели. Перефразируя классику, можно сказать: «Верхи еще не могут, низы уже хотят». Еще пару лет на-196За рулем 03/2006 Пикап будущего «Форд-Супер-Чиф» подавляет размерами. Стопроцентно американский классический стиль скрывает продвинутую начинку. Десятицилиндровый V-образный двигатель предоставит хозяину возможность выбирать между бензином, этанолом или водородом. Пробег циклопа между заправками превышает 500 миль.Свой ответ «Роллс-Ройсу» подготовил «Крайслер». Использовав удлиненную платформу 300С, фирма создала пафосный седан «Империал», стиль которого навеян одноименной моделью 30-х и 50-х годов. Если машина пойдет в серию, в качестве силового агрегата будет использован двигатель «Хеми» объемом 5,7 ли мощностью 340 л.с. В целях экономии топлива четыре из восьми цилиндров при малой нагрузке отключаются.зад производители без устали убеждали покупателей в том, что комбинированные силовые установки надежны и позволяют немало экономить на топливе. Результат пропаганды превзошел все ожидания: лидеры гибридного рынка «Тойота» и «Хонда» не справляются со спросом на чрезвычайно популярные «Приус» и «Сивик Гибрид». Обе компании в ближайшее время намерены в качестве опции предложить подобные установки почти для любой модели! ПричемЗа рулем 03/2006 197 ТЕХНИКАПРЕМЬЕРЫ ДЕТРОЙТАВ гибридную гонку включилась и «Субару». Концепт-кар В5 ТРН служит агрегатоносителем для комбинации из турбонаддувного оппозитного двигателя, работающего по циклу Миллера, и 10-киловаттного мотор-генератора, расположенного между ним и автоматической трансмиссией. Эффектный «Форд-Рефлекс» – первое переднеприводное купе фирмы с 1997 года (тогда сняли с производства «Проуб»). Концепт не смог самостоятельно въехать на стенд… Но все же его силовой агрегат весьма интересен: это сочетание дизеля и электромотора, изредка приводящего задние колеса, добавляя «огоньку».Среди европейских концептуальных новинок – «Ауди-Роудджет»: некое подобие вседорожника на базе А4. Пожалуй, наиболее интересна в машине 7-ступенчатая трансмиссия DSG, впервые сочетающаяся с продольно установленным мотором. Элегантный «Мерседес-GL» создан специально для северо-американского рынка. Без сомнения, GL320 «Блютек» – один из самых экономичных автомобилей в классе. Расход топлива составляет всего 9,4 л/100 км. Применены фильтр сажевых частиц, несколько каталитических нейтрализаторов, рециркуляция отработавших газов. Технология уже отработана на грузовых автомобилях «Актрос», «Аксор» и «Атего».Возрождается еще одно знаменитое имя – «Челленджер». Ремейк броского купе, слывшего культовым в 70-х годах, близок к серийному производству. Его позиционируют в пику одной из самых удачных новинок прошедшего года в Америке – «Форду-Мустанг». Ценовой коридор для модели определен в 20–35 тысяч долларов. Двигатель «Хеми», несмотря на мощность 425 л.с., весьма чист и экономичен. «Модифицированные «хеми» позволят нам экономить до 60 млн. галлонов топлива ежегодно», – говорит Роберт Ли, ответственный за разработку мотора.198 За рулем 03/2006 «Сатурн-VUE гибрид» поступит в продажу весной и поведет конкурентную борьбу с гибридным «Фордом-Эскейп». Под капотом «паркетника» бензиновый двигатель объемом 2,4 л. Электромотор играет в том числе роль стартера и установлен на его месте. Это позволило избежать глобальных переделок силового агрегата.их достоинства не только в экономичности и заботе об экологии, но ив улучшении динамических характеристик. Ярчайший пример – гибридный «ЛексусRX400h», обставляющий в спринте бензинового собрата (ЗР, 2006, № 1). В гонку включились почти все крупные производители, даже те, кто ранее был настроен скептически. «Мы не учли, что многие готовы купить гибрид, продемонстрировав тем самым заботу об окружающей среде», – сокрушается вице-президент «Дженерал моторс» Роберт Лутц. Джил Ладжзак, глава подразделения «Сатурн»: «Мы уверены – необязательно быть богатым для того, чтобы примкнуть к стану «зеленых».В «Дженерал моторс» сегодня работают над гибридными установками двух типов: первый вариант – для легковых машин, второй – для вседорожников и пикапов. По уверению фирмы, самые доступные легковые модели стартуют с цены ниже 20 тысяч долларов. Здесь электромотор задействован во всех режимах, обеспечивая быстрый разгон и снижая расход топлива на 20%. Второй тип систем – двухступенчатый: гибрид переключается в один из двух режимов – «город» или «трасса». В первом на малых скоростях работает лишь электромотор, затем вступает бензиновая «восьмерка» «Вортек». Двига-«FJ-Крузер» успешно закрывает пробел в модельном ряду и выступает как доступный, практичный, молодежный, приятный в управлении агрессивный автомобиль», – говорит про новую «Тойоту» вице-президент фирмы Дон Эсмонд. Задние двери распахиваются против хода, салон нарочито практичен. Автомобиль особенно понравится любителям природы – доберется до нетронутых цивилизацией мест. ТЕХНИКАПРЕМЬЕРЫ ДЕТРОЙТАПо словам дизайнера Джоэла Пиасковски, «Хёндэ-HCD 9 Талус» предназначен тем, кто «вырос на вседорожниках, но хочет получить удовольствие от спортивной езды». С одной стороны, «Талус» может похвастать полным приводом и приличным клиренсом. С другой, V-образной «восьмеркой» объемом 4,6 л (340 л.с.) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. И удивительно гармоничным, как будто подсмотренным у самой природы стилем. Внешность тоже может быть экологичной!«Хонда» продолжает совершенствовать бензиновые моторы. В «Акуре-RDX» установлен турбомотор – впервые для Северной Америки. В сочетании с полноприводной трансмиссией SH-AWD и 5-ступенчатой секвентальной коробкой, этот агрегат объемом 2,3 л (240 л.с.) обеспечивает машине спортивную динамику при умеренном аппетите.Поклонникам «Лексуса» теперь доступна новая модель LS 460, включая удлиненную версию. Изюминка машины в 8-ступенчатой автоматической коробке передач (ранее рекорд по числу передач удерживал «7-ДжиТроник» от «Мерседеса»). Под капотом новый мотор объемом 4,6 л (385 л.с.). Гибридный LS 460 эквивалентен по мощности 12-цилидровым 6-литровым конкурентам, при этом расход топлива сравним с 6-цилиндровыми двигателями.Презентацию концептуального «Камаро» предварил проезд классических купе «Шеви» 30-40-летней давности, оставляющих за собой дымный шлейф непереваренного бензина. 400-сильное заднеприводное купе воспроизводит шикарный звук мотора и при этом укладывается во все экологические рамки. Решение о серийном производстве последует в ближайшие месяцы.200 За рулем 03/2006 «Мазда-Кабура» вряд ли когда-нибудь станет серийной, зато показом этой машины фирма подает экологический пример. Для отделки салона применен материал, полученный после переработки… спортивной обуви «Найк»! Процесс подразумевает полное обесцвечивание кожи и последующую ее окраску в любой цвет.Полноразмерный вседорожник «Шевроле-Тахо» в гибридном исполнении поступит в продажу в 2007 году. Восьмицилиндровый двигатель оснащен устройством для отключения половины цилиндров. При троганье «Тахо» использует лишь электрический двигатель. Экономия топлива достигает 25%.тель с изменяемыми фазами газораспределения снабжен функцией отключения нескольких цилиндров и отличается высокой степенью сжатия. Экономия топлива достигает 25%. Но проблемы, само собой, есть – прежде всего, экономического характера. Президент «Джи-Эм» Ричард Вэгонир откровенничает: «Сегодня никто не зарабатывает деньги на гибридах. Если продажи перешагнут миллионную отметку, тогда мы сможем бросить прибыль на разработку новых систем». Именно по этой причине «Дженерал моторс» объединил усилия с «ДаймлерКрайслером» и БМВ.ДИЗЕЛИ НАЧИНАЮТ И…«Второй фронт» порываются открыть дизели, способные отобрать кусочек успеха у гибридных моделей. Насколько сильна конкуренция? Уже с 30-х годов прошлого века дизели доминируют в США в сегменте тяжелых грузовиков. С легковыми авто картина иная. В 70-х годах та же «Джи-Эм» предпринимала попытки выйти на рынок с дизельными версиями «кадиллаков» и «олдсмобилей», но все они провалились. Отринув идею собственной разработки мотора, стали рассматривать донорские варианты, предлагаемые «Фольксвагеном», «Мерседесом» и БМВ. ТЕХНИКАПРЕМЬЕРЫ ДЕТРОЙТАНо их агрегаты со скрипом вписывались в свежепринятые экологические нормы США, да и бензиновые моторы становились все экономичнее, стремительно обрастая электроникой. Покорение Америки не состоялось. Сегодня объединенный концерн «Даймлер-Крайслер» с подачи своей европейской составляющей как никогда активно продвигает дизели в США. Ярчайший тому пример – «Мерседес-Бенц GL» с мотором «Блютек». Глава концерна назвал его самым чистым дизелем в мире, которому уже сейчас по плечу нормы токсичности 2008 года! Эти двигатели вскоре появятся под капотами «джипов», в частности «Гранд Чероки». Не скрывают намерений по раскрутке дизельной темы «Форд», БМВ, «Ауди»… Остается решить лишь одну маленькую проблему – и эти моторы, возможно, завоюют сердца американцев. Дело в топливе. По сей день заокеанская солярка содержит серу, губительную для современных европейских моторов. В соответствии с новыми нормами сера должна исчезнуть из топлива с будущего года. Так что большинство европейских компаний, особенно БМВ, намереваются дождаться этого эпохального события и лишь потом завозить в США дизельные модификации.ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХВ январе Детройт притягивает журналистов на автомобильный салон NAIAS, лучший индикатор тенденций северо-американского автомобильного мира. В рамках салона 49 журналистов из Канады и США ежегодно выбирают лучшие вседорожник и легковой автомобиль. Нынче обе награды впервые достались одной компании.Новая «Хонда-Сивик» вырвала победу у «Понтиака-Солстис» и американской версии «Форда-Фьюжн». Набирающий популярность пикап «Хонда-Реджилайн» переиграл «Ниссан-Экстерру» и «Форд-Эксплорер». «Если вы прислушиваетесь к желаниям покупателей, они отвечают взаимностью», – резюмировал представитель «Хонды» Дик Оливер.ПЛОДЫ РЕВОЛЮЦИЙКартина будущего рисуется такой: до 2010 года рынок гибридных машин в США вырастет, по разным оценкам, в 4–5 раз. Перспектива дизелей не столь радужна. Сейчас объем их продаж – 3,4% от общего числа, к 2015 году аналитики прогнозируют четырехкратный рост.Типичный пример эволюции бензиновых моторов представляет БМВ. Ее система High Precision Injection (высокоточный впрыск) позволит выйти на новый уровень экономии и чистоты выхлопа. Кроме того, технология Brake Energy Regeneration регенерирует тепловую энергию, выделяемую тормозными дисками.О сколь-нибудь масштабном внедрении топливных элементов речь пока не идет: это потребует создания мощной инфраструктуры по всей стране – перерабатывающие заводы, заправочные станции… Нынешней Америке, да и Европе это пока не по зубам. Даже оптимисты говорят: топливные элементы не завоюют сердца покупателей ранее 2020 года. Из ближайших планов наиболее реалистичные – у «Форда», стремящегося заполнить рынок работающими на этаноле моделями. В 2006-м фирма продаст около 250 000 спиртовых машин. В целом рынок США в ближайшие годы останется во власти бензиновых моторов. Ожидать здесь серьезных подвижек не приходится – прогресс идет по пути эволюции. А может, это лишь затишье перед бурей?202 За рулем 03/2006