218
219
220
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯМонтаж «торпедо» производит робот, но в завершающей стадии им управляет оператор из плоти и крови.ЛЮДИ, АУ-У-У!Чем дальше, тем реже можно будет встретить людей в сборочных производствах. Роботы давно уже варят, прикручивают, монтируют самые разные узлы. Очередной прорыв сделали разработчики немецкой фирмы «КУКА Роботер»: они научили «железных дровосеков» работать в паре друг с другом или с человеком. В такой бригаде, как иу людей, один из роботов является ведущим (master), второй – ведомым (slave), выполняющим приказы первого. А общаются они через быстродействующую локальную сеть «Этернет». Смысл нововведения в том, что при некоторых операциях обрабатываемую деталь не удается неподвижно закрепить – из-за этого даже самая гибкая железная рука не сможет дотянуться к некоторым ее точкам. Вот и поручают роботу-«подмастерью» держать изделие и подставлять его нужным боком под инструмент робота-«мастера». Вторая новинка – совместная работа робота и человека. Досих пор по соображениям безопасности вход людям в зону работающих «монстров» был закрыт специальными ограждениями. Теперь же появилась возможность достичь полного «взаимопонимания» и «взаимоуважения» робота и человека. Важнейшим при разработке было воплотить в жизнь главный за-кон робототехники Айзека Азимова: «Робот не может нанести вред человеку». Новый «Сейф Робот» и программа «Сейф Хендлинг» (Safe – безопасный) позволили допустить оператора непосредственно на рабочее место в паре с железным помощником (ясное дело, кто из них тут «мастер»). Механизм сам берет тяжелую деталь, подносит ее к месту монтажа, а дальше уже человек, орудуя джойстиком, осуществляет сложный маневр. При этом робот без всяких кавычек видит человека и всегда «уступит» ему дорогу, не заденет неловко ни своей тяжелой рукой, ни деталью в ней. Первые бригады, скомпонованные по описанным выше принципам, уже «вкалывают» на головном заводе «ДаймлерКрайслер» в Штутгарте.«Робот-помощник» подставляет дверь «роботу-сварщику» так, чтобы тому было удобно.218 За рулем 03/2006 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВМАРШРУТНЫЙ РЕГИСТРАТОРАктуальность системы, разработанной ООО «Микролайн» из Нижнего Новгорода, не вызывает сомнений: речь идет о своеобразном «черном ящике», например, для маршрутных такси. Лихость их водителей, набранных из ближнего зарубежья, известна, но с регистратором «АвтоСкан ASK-1» беспределу на маршрутках надеются положить конец. Новинка отличается от авиационных «черных ящиков» тем, что записанные данные можно считывать, не дожидаясь катастрофы. В отличие от автомобильных тахографов для этого не нужно вынимать никаких диаграмм или подключать какие-либо провода. Накопленная в электронной памяти (ее объема хватает на два месяца) телеметрия по радиоканалу попадает автоматически в диспетчерский компьютер автохозяйства, как только автомобиль оказывается в радиусе 200 м от него! Несложный анализ графиков на мониторе позволяет не только проверить, нарушал ли водитель скоростной режим, но и засечь «левые» рейсы, факты слива топлива или накрутки спидометра. Видимо, чтобы оправдать термин «черный ящик» (который в самолетах на самом деле круглый и оранжевый), прибор выполнен в виде коробочки размером с пару сигаретных пачек, так что долго искать для него место не придется. Для работы ему нужны лишь сигналы от трех датчиков: скорости (такие уже есть на «газелях» с впрысковым двигателем), тахометра и уровня топлива (тоже штатного). Стоит регистратор около 3000 рублей, что делает его доступным для любого автопарка. Правда, понадобится еще и столь же компактный блок приемника (он назван базовой станцией), подключаемый к компьютеру, но он нужен один на все автомобили. Программное обеспечение позволяет детально изучить график режима движения на любом отрезке времени за отчетный период. Сравнивая пробег по спидометру и вычисленный компьютером по мгновенным значениям скорости, легко выявить всякие попытки накруток. График колебаний уровня топлива покажет все заправки и, возмож-Система проста и компактна: 1 – собственно регистратор; 2 – базовая станция; 3 – антенна; 4 – упаковка с программным обеспечением. 1 234Так выглядят отрезки пробега на экране у диспетчера.но, сливы бензина. Ну а уж отследить скоростной режим вообще легче легкого! Осталось пожелать, чтобы руководителиавтохозяйств были заинтересованы в безаварийной работе своих машин не меньше, чем в прибыли…ОЗОН ОЗОНУ РОЗНЬКак известно, озон в верхних слоях атмосферы задерживает вредное ультрафиолетовое излучение Солнца. А вот вблизи дорожного покрытия тот же озон в избыточных концентЭта коробочка не просто защелкивается на радиаторе, но и намертво приклеивается к нему.рациях считают вредным, агрессивным газом. Он, правда, убивает микробов наповал, но способен вызывать раздражение легочной ткани человека, что совсем не здорово. Устройство, пожирающее приземный озон О3, а точнее, преобразующее его в бесспорно полезный кислород О2, отныне устанавливают на автомобилях «Мерседес-Бенц» Е-класса – но только тех, что предназначены для продажи в пяти штатах США (среди них, конечно же, и Калифорния). На самом деле это не устройство даже, а внешнее покрытие… радиатора особым катализатором «ПримЭйр» (PremAir), на котором происходит нужная реакция при температуре около 90°С. Удобно здесь и то, что сквозь радиатор автомобиля в секунду прокачивается до 2 кг воздуха! (Это, конечно, зависит от скорости движения.)Почему же именно в США нашла применение новинка? Ларчик открывается просто: местные власти, одержимые заботой об экологии, готовы учесть полезные эко-штучки и увеличить производителям квоту на допустимые выбросы СО2 их автомобилями. Правда, согласно закону, для этого нужен сущий «пустяк» – устройство, позволяющее контролировать их исправную работу. Вот и пришлось фирме «Беру» разработать особый датчик. Если только водитель попытается поменять радиатор на обычный (без покрытия) или вырезать кусок металла с датчиком – контроллер тут же зафиксирует незаконные манипуляции. А принцип работы основан на том, что замеренная сенсором температура должна достаточно точно совпадать с той, что измерил штатный датчик температуры охлаждающей жидкости. Если оторвать коробочку и поместить ее куда-нибудь в другое место – хитрость будет быстро разоблачена и на панели загорится сигнал.За рулем 03/2006 219 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЕСТЬ ФИРМА В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ…Дания – небольшая страна, сообщения оттуда редко появляются в прессе. Внимание ЗР привлекла фирма «Бенг энд Олафсен», более известная электронщикам, любителям «хай-фай» звука и четкого телевизионного изображения. В год своего восьмидесятилетия компания отметилась громкой в буквальном смысле премьерой на Детройтском автосалоне: она представила аудиосистему «Эдвансед Саунд Систем» (АSS), предназначенную для серийных автомобилей «Ауди-А8» и S8, а также установленную в концепткаре «Ауди-Роудджет» (Roadjet). Не будем утомлять читателя сложными техническими деталями. Скажем лишь, что цифровой аудиопроцессор обеспечивает индивидуальное усиление сигнала для каждого из 14 громкоговорителей, общая мощность которых достигает 1000 Вт! Это необходимо для равномерного распределения звука в салоне. Дело в том, что уже при частоте 1000 Гц длина звуковой волны в воздухе составляет 33 см, при 10 000 Гц она в десять раз меньше. Поскольку эти величины соизмеримы с размерами салона автомобиля, при отражении звука от его стенок возникают так называемые стоячие волны. Проще говоря, в одной точке какие-то звуки слышно хорошо, в паре десятков сантиметров от нее – плохо. Проблему усугубляет направленный характер распространения высокочастотных звуковых волн: равномерно заполнить ими весь салон особенно сложно, приходится «играть» с фазами излучаемых сигналов. Поэтому в ASS применили особенные динамики и технологию акустических линз, позволяющую отражать и фокусировать звуковые волны подобно свету в оптических системах. Особенно впечатляют… высокочастотные громкоговорители, выдвигающиеся из «торпедо» при включении системы. Только что передняя полка была совершенно ровной, и вот на ней будто выросли грибы. А звуки от динамиков, спрятанных в панелях дверей, направляются в нужную сторону… стильными дверными ручками.Ручка двери по совместительству служит акустической линзой. Это не съедобный гриб, а высокочастотная «пищалка» в боевом положении.ПАРНИК ДЛЯ «АСТРЫ»Панорамные ветровые стекла появились уже очень давно. Но теперь стараниями дизайнеров и разработчиков автомобиля «Опель-Астра GTC» этот термин приобретает новый смысл. Ведь все, что было до того, назвать панорамным уже не получается. Итак, впервые на серийной машине ветровое стекло, начинаясь от капота, заканчивается где-то на… середине крыши! Ничто больше не мешает увидеть светофор, даже если он высоко над головой или остался чуть позади. (Лишь бы шея была достаточно гибкой.) Само по себе стекло большого размера не новость, но чтобы выполнить все нормативы по безопасности автомобиля, разработчикам пришлось изрядно попотеть – недаром ими запатентовано 11 изобретений! Вот несколько характерных цифр: длина стекла 1,5 м, его площадь 1,8 м2, толщина 5,5 мм. Чтобы сохранить жесткость кузова на уровне обычной трехдверной «Астры», между средними стойками (только здесь заканчивается остекление!) установили балку-поперечину из высокопрочной стали CR 340 DP толщиной 1 мм. Вид из автомобиля открывается совершенно необычайный, в том числе и пассажирам во втором ряду. Будто находишься в истребителе под стеклянным фонарем. Но… как быть с парниковым эффектом, не получат ли се-доки солнечный удар? Такую опасность предотвратит новая термозащитная пленка, расположенная в сердцевине этого триплекса. Она лишь слегка зеленоватого цвета, но поглощает тепло настолько эффективно, что салон нагревается не больше, чем под обычной стальной крышей. Остается выяснить, куда делись противосолнечные козырьки? Вместо них сзади из сэндвичкрыши вытягивается шторка, которую можно зафиксировать в любом положении. Она же при случае защитит от любопытных взглядов.В рекламных целях «Астру GTC» установили на… гондолу. В Венеции ездить на ней просто негде.Порой создается впечатление, что сидишь в кабриолете. Если, конечно, регулярно мыть стекло…220 За рулем 03/2006