188
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК МОНТАЖНЫЕ БЛОКИОТ ГОДА ДО ПОЖИЗНЕННОГОГе ннадий НепряжинВсхеме электрооборудования, как правило, есть некий блок, к которому сходится множество проводов как из салона, так и из моторного отсека. Называют его по-разному – блок предохранителей, монтажный блок. Последний вариант (из вазовских книжек) наиболее точно отражает назначение этого узла. Он позволяет оптимально решить две задачи. Первая – объединить в одной «коробочке» ключевые участки электрических цепей, оснастить их необходимыми реле и предохранителями. Вторая – упростить сборку цепей (что особенно важно для современного автомобиля, у которого электрооборудование уже далеко не простое!). С этой целью монтажный блок снабжен множеством разъемов, а подключаемые к ним пучки проводов и реле легко заменить в случае повреждения – в таком виде они поступают ив продажу. Открыв общую схему электрооборудования современной машины, вы обязательно найдете в ней монтажный блок. Но бывает, что он охватывает не все цепи. Например, на впрысковой «десятке» или «девятке», которым предшествовали карбюраторные, те цепи, что относятся непосредственно к системе впрыска (например, главное реле, реле бензонасоса, их предохранители, провода и т. д.), объ-единены в свой самостоятельный блок – владельцу следует об этом знать. Есть на машине и цепи, не защищенные предохранителями. Например, цепи зажигания, пуска двигателя, зарядки батареи. Работа с ними требует максимальной аккуратности. Кстати, предупреждение касается не только возгорания проводки: при коротких замыканиях очень часто выгорают токопроводящие дорожки печатных плат. Впрочем, на некоторых зарубежных автомобилях и эти цепи защищены – конечно, такими предохранителями, которые соответствуют мощности цепи. Например, в зарядной можно обнаружить плавкий предохранитель на ток 50–60 Аи даже больший. У старых «волг» плавкие вставки, рассчитанные на большой ток, тоже были (в моторном отсеке рядом с левой фарой). Монтажные блоки (или блоки предохранителей) могут размещаться: – в моторном отсеке (ВАЗ-2104, 2105, 2107, «Москвич-2140», часть автомобилей ГАЗ-24-01). Здесь они неплохо защищены от внешних воздействий в виде дождя, снега. Хуже – от дыма, пыли, пожара; – в салоне (ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2106, ВАЗ-2110, 2111, 2112, «Калина», «Волга» и т. д.). Защищены хорошо. Единственное исключение – возможностьконденсации влаги при плохой вентиляции салона, особенно в холодную погоду; – в пространстве между моторным щитом и основанием ветрового стекла. Вот это настоящее «болото», печально знакомое владельцам автомобилей ВАЗ2108, 2109, 21099, 21013, 2114, 2115, «Москвич-2141», «Святогор». В иномарках монтажный блок размещают ив других местах: например, в уюте и тепле под задним сиденьем. Почему мы об этом говорим? Ахиллесова пята всей идеи «ящичка» – в первую очередь, великое множество разъемов, контактов. А они, как давно и хорошо известно, уязвимы для грязи и окисления. В цепи отказывают особенно те блоки, которые у моторного щита. Блок – узел довольно сложный. На фото 1 – общий вид «восьмого», внутри – двусторонний печатный монтаж с использованием обычного оловянносвинцового припоя и защитного лака (фото 2). В «болоте» лак сдается быстро – развивается коррозия. Припой превращается в труху, интересную только для химика, но не для нас. В точках, показанных стрелками, процесс уже пошел. Со временем цепь окажется разорвана. Правда, у блоков для «жигулей» ВАЗ2104, 2105, 2107 и «восьмого» семейства есть существенный плюс. Их печатные135Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109. А вот и сомнительная пайка.Монтажный блок «десятки». Обратная сторона незнакомца.Простейший способ ремонта. Начало конца – результат недосмотра.246188 За рулем 03/2006