164
165
166
168
ВТОРЫЕ РУКИПОКУПАЕМ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОРМихаил АфанасьевПокупатели секонд-хэнда часто попадают впросак, просто не представляя, какие ловушки могут их поджидать и на что в первую очередь следует обратить внимание. Лучше других о подводных камнях знают посредники, для кого рынок – источник заработка. Ведь удачная сделка для них – лучшая реклама, а любой прокол одинаково чувствительно ударит по кошельку и покупателя, и «консультанта». Впрочем, для профессионала такой исход – скорее редкость. Прислушаемся же к советам спецов, через чьи руки прошла не одна сотня машин.СВОЙ-ЧУЖОЙЛучше всего от превратностей судьбы защищены те, кто присмотрел автомобиль «с родословной»: официально проданный в России и обслуживавшийся у официального дилера (по частному объявлению или через систему трейд-ин). Покупателям со скромным бюджетом (до 10–12 тысяч долларов), как правило,такие авто не по карману, поэтому в поисках будущего спутника жизни им приходится перебирать сотни предложений. Главные и самые результативные каналы информации – интернет и печатные издания. Авторынок и профессиональные «толкачи» – тема отдельного материала, да и дешевых машин там становится все меньше. Правда, остаются еще друзья и знакомые, но это далеко не лучший вариант. Во-первых, ваши интересы не только не совпадают, но полностью противоположны: один хочет продать подороже, другой – купить подешевле. Во-вторых, многие покупатели стесняются с пристрастием осматривать машину друга или родственника («не чужие люди, я же ему доверяю!»), а став владельцами, обнаруживают серьезные дефекты. Как часто после такой сделки друзья превращались в просто знакомых, а знакомые – в злейших врагов. А ведь иной раз прежний хозяин просто не знал о проблеме!ПРИСТРЕЛКАОдна из самых распространенных ошибок – выбор по цвету кузова или наличию дополнительных аксессуаров (магнитолы, фаркопа, «кенгурятника»). Главный критерий – состояние основных агрегатов, ведь найти исправный подержанный автомобиль гораздо сложнее, чем подержанный фаркоп или «кенгурятник». Да и расходы на агрегатный ремонт несопоставимы с затратами, скажем, на установку «музыки». Итак, запасаемся последними выпусками газет с объявлениями или открываем страничку поиска в интернете. ДляНа первый взгляд чистенькая, ухоженная «Хонда-Сивик» не вызывает подозрений. Но если приглядеться, заметны деформация бампера возле левой фары и неравномерный зазор между капотом и радиаторной решеткой – следы фронтального удара. А плохо прилегающий левый молдинг ветрового стекла и «потерянный» правый, скорее всего, свидетельствуют о том, что стекло меняли. Нередко и сам продавец мало знает о прошлом своего любимца.164 За рулем 04/2006 ПОКУПАЕМ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУначала определимся с уровнем цен и наличием нужных вариантов. Может быть, стоит скорректировать первоначальный замысел в пользу более распространенной версии? Ведь среди множества кандидатов проще выбрать достойного. Вчитаемся в строчки объявлений. Если в списке «опций» упоминаются «коврики, меха, литье, мухобойки», такое предложение лучше пропустить. Похоже, автомобиль интересовал владельца лишь как носитель всех этих «аксессуаров». То же относится ик элементам «тюнинга». За «нулевым» фильтром, «спортивным» глушителем и «усиленными» амортизаторами в половине случаев скрываются изношенный двигатель и расшатанная подвеска. На плачевное состояние кузова указывают и фразы о недавнем ремонте: «замена железа по кругу» означает, что машина либо совсем сгнила, либо побывала в серьезной аварии. Много запчастей? Что же, спасибо, но это не дает повода взвинчивать цену. Особенно если преобладают детали б/у, купленные на всякий случай. Прежде чем звонить по объявлениям, внимательно просмотрим телефоны. Если по одному и тому же номеру предлагают «Мазду», «Мерседес» и «Мицубиси» – значит, вы наткнулись на профессионального перегонщика или перекупщика. Задаром он работать не будет, поэтому истинная цена машины существенно ниже указанной. Не поленитесь завести журнал объявлений! По выпискам хорошо видно, как владельцы каждую неделю снижают цену на «залежалый товар». Можно даже не смотреть эти машины – своих денег они наверняка не стоят. Основное внимание – свежим объявлениям. Если их много, начнем с тех, где указан не только мобильный, но и домашний телефоны. Чтобы ничего не упустить в разговоре, выпишите основные вопросы: сколько было владельцев, как часто ездят на машине, почему продают, был ли поврежден кузов, ремонтировали ли основные агрегаты, где обслуживали, делали ли антикор? Прежде чем назначать встречу, уточните, нет ли юридических препятствий для переоформления автомобиля, хорошо ли читаются номера на кузове и двигателе, согласен ли продавец съездить на диагностику в официальный сервис. Лучше всего, если на машине ездят постоянно, а владельцы не меняются,За рулем 04/2006 165Точно проверить геометрию кузова позволяет только стапель. С компьютером – быстрее. Доморощенный тюнинг («спортивная» насадка на глушитель, «раллийные» брызговики, «формульный» руль) – не лучшая рекомендация при покупке. Нередко толстый глушитель и пластиковый обвес скрывают предсмертные стоны двигателя и ржавчину на кузове. К отечественному автомобилю – свой подход. Нестыковка порога с крылом и щели между порогом и дверью, в которые пролезает ладонь, – не следы ремонта, а фирменные особенности производства. Впрочем, образцов для сравнения вокруг хоть отбавляй.Салон способен многое поведать о прошлом автомобиля. Потертый руль, продавленные сиденья, стертые накладки педалей – свидетельства большого, не менее 150 тыс. км пробега (правда, в отечественных авто сиденья норовят развалиться куда раньше). При движении по прямой спицы рулевого колеса наклонены? Внимательно посмотрим подвеску (хотя не исключено, что просто наспех отрегулированы углы установки колес). И, наконец, в автомобилях с подушками безопасности обратим внимание на их декоративные накладки. Подклеенные швы, следы пайки пластмассы, болтающиеся под рулевой колонкой ярко-желтые жгуты проводов с пустыми разъемами означают, что подушки свое отработали. ВТОРЫЕ РУКИПОКУПАЕМ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУПокупаете редкий или технически сложный автомобиль (с компрессором либо полноприводной трансмиссией)? Пригласите на осмотр специалиста именно по этой модели: нюансов много, а цена промаха высока. Окончательный вердикт пусть вынесут в дилерском техцентре, там же прикинут стоимость возможного ремонта – веский аргумент для торга. Даже после ремонта вмятины могут остаться неравномерные зазоры по контуру двери. Небольшой (1–2 мм) разброс зазоров бывает и на новой машине, но зигзаг или западание кромок – свидетельство кузовного ремонта, причем не лучшего. Оценить толщину шпатлевки и лакокрасочного покрытия поможет магнит – сегодня он встроен во многие автомобильные фонарики.Ржавчина – неизбежный спутник подержанного авто. Поэтому со всей тщательностью осмотрите пороги, колесные арки и низ дверей. Поверхностная ржавчина (на фото) – скорее повод для торга, чем причина для переживаний.А вот вспучившаяся изнутри краска – знак беды. Покрытые «паучками» хромированные молдинги или облезающий алюминиевый кронштейн зеркала сулят расходы на замену деталей, но на скорость потеря ими товарного вида и вправду не влияет.как времена года. Мелкое ДТП – не повод отказываться от покупки. Почти все автомобили, которые продаются за четверть своей начальной стоимости, побывали в аварии. Вопрос – в какой? Самый щадящий вариант, когда меняли только съемные элементы – переднее крыло, бампер, капот. Впрочем, подробности выявит только осмотр.СМОТРИНЫИтак, перед вами свежевымытый автомобиль, а спокойный, улыбчивый продавец, смахнув последнюю пылинку с «торпедо», услужливо приглашает за руль. Просыпайтесь – пора вернуться к реальности: двери и стекла покрыты грязью, с порогов свисают сосульки, а из колесной арки готов хлынуть маленький селевой поток. Но не спешите на мойку! Грязь на панелях не помешает оценить зазоры, а пыль под капотом подскажет, что машину к продаже специально не готовили. Свежеотмытый двигатель выглядит подозрительно: не-редко так хотят замаскировать сильную течь масла. Косвенный признак – канистра с маслом в багажнике. Вообще, запас любых эксплуатационных жидкостей, кроме «омывайки», должен насторожить, а в некоторых случаях и предостеречь от покупки. Например, заметив жидкость ATF для ГУР в багажнике «Хонды», можете смело разворачиваться: она несовместима с уплотнениями системы и вскоре предстоит крупный ремонт насоса и рейки. Не отходя от багажника, заглянем в выхлопную трубу. Следы масла или бархатистой сажи на ее срезе или бампере – плохой признак. Значит, двигатель изношен или разрегулирован. Но основное внимание кузову – его ремонт дороже. На смотрины захватите небольшой магнит. Он поможет узнать, какой толщины эмаль на кузове и есть ли под ней шпатлевка. Свежеокрашенный или располированный кузов (белесые следы полироля обычно остаются на кромках кузовных панелей и возле накладок и мол-дингов) – лишний повод насторожиться. После мойки еще раз осмотрим кузов. Лучше всего, когда на панелях заметно много мелких царапинок, видимых лишь под острым углом к свету. Это дополнительный знак, что автомобиль специально не готовили к продаже – краска старая. Заглянув под капот, обязательно проверьте состояние впускного тракта – не расколот ли корпус воздушного фильтра, цел ли шланг – немало машин ездит с незатянутыми хомутами и винтами корпуса. Попутно посмотрите на дату выпуска высоковольтных проводов и сопоставьте ее с той, что указана в VINе и на стеклах автомобиля. Однажды, покупая автомобиль, я обнаружил следы серьезного ремонта. Хозяин-пенсионер искренне уверял, что машина не попадала в аварию и не перекрашена. В конце концов выяснилось, что его сын когда-то позаимствовал машину, разбил ее, а потом быстренько восстановил, заменив кузов. Чтобы скрыть это, он166 За рулем 04/2006 ВТОРЫЕ РУКИПОКУПАЕМ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУоформил новый ПТС, но год выпуска в VIN кузова указал на подлог.РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИОсновной документ – паспорт транспортного средства (ПТС). Его выдают на заводе-изготовителе, таможне или в ГИБДД при утере прежнего. В нем отражена информация обо всех владельцах (до шести, седьмому придется выписать новый ПТС), изменениях их паспортных данных, таможенных отметках и ограничениях. По ПТС можно узнать, принадлежал ли автомобиль юридическому лицу и не слишком ли часто менялись владельцы, особенно в последнее время (тогда наверняка скоро вскроются серьезные проблемы!). Попросите показать и полис ОСАГО: по нему тоже можно многое узнать. Если он не действует зимой, нет причин сомневаться, что хозяин ездил на автомобиле только летом. А вот полис без ограничений или с длинным списком допущенных к управлению водителей с разными фамилиями может означать, что машину гоняли в хвост ив гриву все кому не лень.При покупке убедитесь, что наклейки с кодами краски, запчастей и другой служебной информацией находятся на своих местах.Полный комплект ключей и кодов – важное условие при покупке. Оговорите этот момент в первом же телефонном разговоре.ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОРНемногие владельцы готовы доверить руль первому встречному. Не страшно. Порой полезнее посмотреть, как ездил прежний хозяин. Стиль вождения, моменты и техника переключения передач многое расскажут о судьбе машины. Только попросите выключить музыку – она хорошо маскирует звуки разбитой подвески. Сложные автомобили – полноприводные, с компрессором или современным «автоматом» желательно сразу смотреть со специалистом, причем по конкретным маркам. Вряд ли бывший владелец «восьмерки» сможет отличить хруст переднего дифференциала «Витары» от хруста ее ШРУСов. А в этой ценовой группе вы едва ли встретите беспроблемные автомобили такого класса. На что смотреть и что слушать на ходу, специалисту объяснять не нужно – он и так все знает. А человеку, далекому от техники, «краткий курс» не поможет. Лучше обратить внимание на личность продавца. Уже первая фраза в ответ на ваше «Здравствуйте!» подскажет, стоит ли дальше иметь дело с этим человеком. Вежливый, доброжелательный ответ не всегда заканчивался удачной сделкой, но грубая отповедь вроде «Я сейчас за-Протертая насухо крышка маслозаливной горловины выглядит подозрительно. Не исключено, что масло приходилось часто доливать. Отверните крышку и проведите пальцем под ней: коричневая мазь – признак экономии на масле. Если из шланга вентиляции картера вьется дымок, скорее всего грядет замена колец.Профессионалу с первого взгляда видно, что об этом «Паджеро» заботились на совесть: вовремя меняли топливный фильтр, регулярно шприцевали крестовины карданного вала (вон сколько смазки вокруг). Редуктор – сухой, стало быть, сальник в порядке. Все тросикишланги на местах, значит, в трофи-рейдах этот вездеход не участвовал.Эта машина – в почтенном возрасте, но хозяин за ней следил: на агрегатах – лишь следы масла, на днище – ни одной вмятинки. Усилитель порога сгнил, но не потерял форму, как и сам порог. Видимо, владелец сам обслуживал авто: на сервисе, где автомобиль вывешивают на подъемнике, такие пороги редко удается сохранить в целости.Смятые лонжероны и оторванные брызговики означают, что владелец не берег автомобиль. А вот если на днище только легкие царапины, водитель, скорее всего, старался переезжать препятствия аккуратно – что поделаешь, если дорожный просвет невелик! Пока автомобиль на подъемнике, осмотрите колеса изнутри – нет ли вмятин?нят» или «Перезвоните с мобильника!» – никогда. Позиция «бери, что дают» (чего там смотреть, машина как машина!) тоже редко бывает конструктивна, как и равнодушно-надменное «Смотри, что найдешь – твое!». Длинная заученная фраза «все-электро-люк-кожа-климат-парктроник» обычно принадлежит «профи», об их проценте мы уже говорили.Нередко продавец сам «прокалывается». Например, в объявлении часто указывают, что машина «летней эксплуатации, гаражного хранения», а на вопрос об утреннем пуске отвечают: «Стартер – зверь, в любой мороз заводит с полуоборота!». Или на замечание о вмятине на крыше ничтоже сумняшеся говорят: «Сосулька свалилась!». Такая вот летняя эксплуатация!168 За рулем 04/2006