144
145
146
148
150
ГРУЗОВИКИВЫСТАВКА BUSWORLDКАТЕГОРИЯ «D»Как выглядит автобус, знают, конечно же, все. Но каким он будет завтра, могли увидеть лишь те, кому довелось побывать на крупнейшей международной выставке «Мир автобусов» (Busworld) в бельгийском городе Кортрейке. Любой автобус, как правило, плод труда не одной фирмы, а некоего консорциума. Конечно же, конструкторы и дизайнеры держателя бренда создают новые модели, ориентируясь на технологические возможности партнеров. Но иногда требуют от нихНиколай Мордовцевпочти невозможного – иначе машины всех марок оказались бы похожи друг на друга и одновременно на большой аквариум с колесами. Конкуренция жесткая, не справля-Двухэтажная «Сетра-S431» была украшением не только стенда «Евобус», но и всей выставки.Передняя подвеска от ZF – полная независимость!Классический сочлененный «Вольво». В Европе на подходе уже трехзвенные «гармони».144 За рулем 04/2006 ВЫСТАВКА BUSWORLDГоризонтальный газовый MAN на городских «львах» устанавливают в заднем свесе.Над дизайном «NEO MAN Старлайнер», признанного автобусом 2006 года, похоже, больше всех поработали стеклодувы.«Англичанина» зовут «Соло-M950», вместимость – 64 пассажира. На остановках он «приседает», и тогда уровень пола всего 200 мм.За неимением «Газели», мелкие фирмы пристраивают низкопольные маршрутки к передку «Фольксвагена-Т5».ется один поставщик – быстро найдется другой, а то еще ив цене уступит. Моторостроители создают автобусные версии двигателей. Ради компактности стараются обойтись меньшим рабочим объемом, не потеряв при этом в мощности. Уложить рядный дизель набок – прием известный, и если «Вольво» на своем D12 и MAN на новейшем D20 с «коммон рейл» при этом лишь несколько изменяют системы смазки, то ИВЕКО делает «сухой картер». Расположение и количество цилиндров диктуются ос-новной (то есть грузовой) производственной программой, ведь автобусов выпускают в несколько раз меньше. «Скания» адаптирует к городским сериям Omni новую 310сильную 9-литровую «пятерку» с двумя балансирными валами, а на больших туристических проектах ее испанского партнера IRIZAR – 12-литровые «шестерки» мощностью до 420 л.с. А вот V-образным моторам «Скания» объемом 16 ли мощностью до 620 л.с. пока не нашлось применения в пассажирском транспорте. Делать автобусные модификации двигателейготовы DAF, «Рено» и, конечно же, «Камминс», «Катерпиллер» и «Дойц». Нормы токсичности Евро III и Евро IV одолели каждый по-своему: кто с рециркуляцией отработавших газов, кто благодаря турбокомпаунду, сажевым фильтрам и нейтрализаторам. Но в Евро V укладываются по единому рецепту: впрыскивая раствор мочевины в катализатор, установленный перед глушителем. На Западе процесс называют SCR, а мочевину – ADBlue. Однако «Скания» пошла своим путем. На 9-литровой «пятерке» обошлась безADBlue, соединив в ней все последние разработки: электронно-управляемые насосфорсунки, сажевый фильтр и рециркуляцию отработавших газов. Часть их возвращают в цилиндры двигателя, подмешивая к питающему воздуху. А поскольку разрежение во впускном коллекторе дизеля мало, в него встроили трубку Вентури – она-то и подсасывает отработавшие газы. Конечно же, у «зеленого мотора» мощность упала до 270 л.с. Другой способ добиться минимальной токсичности выхлопа – перевести дизельЗа рулем 04/2006 145 ГРУЗОВИКИВЫСТАВКА BUSWORLD«Ван Хул» представил туристический «дабл деккер» – так реализуют тягу к путешествиям.на газ. Заменить поршни и головки, установить свечи зажигания – вернуться к циклу Отто. Почему так сложно? Потому что европейцы давно не делают больших бензиновых моторов. Лидер газификации – MAN, в котором когда-то – ирония судьбы! – работал сам Рудольф Дизель. В Европе на метане эксплуатируют более 2500 автобусов MAN Lion’s Sity. Немцы перевели на газ 12-литровые моторы серии D2866. На солярке они выда-вали более 400 л.с. при 1900 об/мин, на природном газе обороты выросли до 2200, но мощность все же упала до 245 л.с. Впрочем, городскому автобусу достаточно. Четыре алюминиево-композитных баллона общим объемом 1280 литров вынесены на крышу. Метана под давлением 200 кгс/см2 хватает на 400–500 километров. Производителей коробок«автоматов» на европейском рынке, по большому счету,Шасси «Бова» устроит любого. Аналогичная панель турецкого производства стоила бы для российского автобуса 600 евро.Подъемный трап «Хюбнер» для инвалидных колясок сделан с запасом – осиливает 550 кг.трое – ZF, «Фойт» и «Эллисон». Два последних знамениты четырех- и пятиступенчатыми коробками с ГМП и встроенными ретардерами. ZF делает механические с электронно-пневматическим управлением и количеством передач от 6 до 16.Портальные мосты со смещенным влево редуктором для городских низкопольников делают только ZF и Raba, и, судя по всему, без работы обе не останутся. Лидирует ZF ив изготовлении передних независимых подвесок туристических лайне-146 За рулем 04/2006 ГРУЗОВИКИВЫСТАВКА BUSWORLDВ таких «рюкзаках»-багажниках везут лыжи на курорты швейцарских Альп. Прицеп для туристского скарба. Дама сдавала в багаж… Дремать в автобусном путешествии удобнее лежа. Маленький израильский низкопольник сделан на шасси переднеприводного FIAT. Об этом подробно рассказал бывший сотрудник МАЗа.ров и, конечно, рулевых механизмов. Однако не все мелкие фирмы собирают автобусы «с миру по нитке» – на агрегатах разных производителей. Многие предпочитают комплектные шасси – с двигате-лем, трансмиссией, подвеской и готовым местом водителя. Остается только водрузить на него свой кузов – и автобус готов. У нас по такой схеме с шасси «Скании» работают ГолАЗ и «Волжанин». Комплекты делают MAN,«VDL Бова», «Ван Хул», но продают не любому. Требования к кузовщикам довольно строги – ведь на автобусе есть и их эмблемы. Желающих помочь в изготовлении автобуса и при этом хорошо заработать – с избыт-ком. Для каркаса предлагают алюминиевый и стальной профиль любой сложности, остекление самых замысловатых форм. Кресла – от жестких пластмассовых до роскошных, достойных легкового автомобиля. Есть конструкции с поднимающимися спинками – с ними, если заполнить пространство дополнительными подушками, получается этакая двухъярусная кровать. О микроклимате готовы позаботиться мощныеНа правах рекламы148 За рулем 04/2006 ГРУЗОВИКИВЫСТАВКА BUSWORLDкитайский автопром представляют братья-славяне, непонятно. Ведь по стендам разгуливало немало китайцев с большими чемоданами на колесах – для сбора материалов. Открывали люки, фотографировали все подряд. Не удивлюсь, если лет через десять их стенды на очередной выставке затмят остальных масштабом и многообразием экспонатов.Двенадцать стульев из гарнитура генеральши Поповой.На фасаде «Скании» всегда светится улыбка.Китайцев интересовало абсолютно все.отопители и кондиционеры. Не удержался – спросил у турок, сколько стоило бы разработать такую же панель приборов, какую они делают MANу, для российского автобуса. Полномочий на ведение переговоров не спросили, только уточнили технологию. Все, как для немцев – стальной каркас, полиуретан, сверху пленка ПВХ. За разработкузапросили 150 тыс. евро и по 600 у.е. за каждую панель. Быть может, дорого, но ведь на восточном базаре и торговаться положено! Впервые на выставке появились китайские автобусы, но привезли их почему-то болгары: надпись кириллицей на ветровом стекле «Холлидей» бросилась в глаза в дальнем закоулке. ПочемуНа правах рекламы150 За рулем 04/2006