362
363
364
365
366
367
АВТОСАЛОНМАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»САМИ С УСАМИАмерика пересела на них в 50-е годы, Япония – в 70-е, Европа начала активно приобщаться в 90-е. Догадались, о чем речь? Конечно же, о машинах с автоматическими коробками передач. Удобные и практичные «автоматы» завоевывают российский рынок – недавнюю принадлежность дорогих машин предлагают сегодня ив доступном ценовом сегменте. Вы новичок? Надоело дергать рычаг коробки в бесконечных пробках? Готовы доплатить за комфорт при покупке и затем мириться с немного большим расходом топлива? Обзор «автоматических» предложений – для вас.Отдел испытанийИЗ ЧЕГО ВЫБИРАТЬВсего автоматического для автомобилей придумано много – корректоры фар, датчики, включающие свет или двор-ники. В трансмиссии тоже найдется немало. Самый распространенный сегодня «автомат» – это коробки перемены передач с гидравлической муфтой. Они могут несколько отличаться конструктивно, иметь дополнительную блокировку гидромуфты, даже режим ручного переключения передач (последнее не нужно путать с ограничением диапазона, нашедшим применение много раньше).Принудительный выбор передач может быть разным – у одних машин при достижении предельно больших (или, наоборот, малых) оборотов коробка сама переключает передачу, у других – она держится до последнего, отдавая на откуп водителю возможные последствия при езде с «плохими» оборотами. Второе – предпочтительнее для спортивных и внедорожных машин, первоеDAEWOO MATIZЗР, 2005, № 3 с «автоматом»: 0,8 л, 51 л.с. ($8900–9800) Самый популярный из экспортируемых к нам малышей вот уже год предлагают с автоматической коробкой передач в сочетании с младшим из двух предлагаемых моторов. Причина – не в предпочтениях наших маркетологов. Просто готовые агрегаты поступают на «УзДэу» из Кореи именно такими. «Матиз» предлагают с «автоматом» и в люксовой версии: аудиосистема, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель. Правда, кондиционер в минимальную комплектацию не входит – с ним машина будет стоить минимум $9500. Дорого? Не буду спорить, просто предложу сравнить: «Шевроле-Спарк» (следующее поколение «Матиза») с «автоматом» и кондиционером потянет на $12 150.HYUNDAI ACCENTЗР, 2005, № 7 с «автоматом»: 1,5 л, 102 л.с. ($12 000–13 150) До появления «автомата» на «матизах» этот бестселлер был самым доступным автомобилем с автоматической коробкой передач. Но маленький конкурент не смог выбить почву из-под ног «Акцента». Он по-прежнему весьма популярен. Машины с автоматической коробкой передач предлагают только с 16-клапанным мотором. Вариант с 12-ю клапанами – принадлежность «акцентов» с «механикой». Стандартных комплектаций с «автоматом» – две: базовая ($12 000) и чуть побогаче ($13 150). Последняя имеет электропакет, ABS, подушку безопасности. Кстати, не так давно машины подорожали – примерно на $400.362 За рулем 04/2006 МАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»KIA PICANTOЗР, 2004, № 9 с «автоматом»: 1,1 л, 65 л.с. ($13 790) Автомобиль поставляют в Россию с двумя моторами – 1,0 и 1,1 л, но выбирать особенно не приходится. Первый предлагают только вместе с «механикой», второй – исключительно с «автоматом». Автомобиль, каким бы пухленьким он ни смотрелся на фото, в реальности весьма невелик. С одной стороны – на 295 мм длиннее «Оки», с другой – на 545 мм короче «Калины». В общем, троим взрослым садиться назад не стоит. Среди достоинств «Пиканто» – яркие цвета кузова, солидный интерьер, продуманная эргономика. Среди недостатков – посредственная динамика (с «автоматом») и весьма скромный багажник. Особенностями можно назвать плотную подвеску – потряхивает, но колдобины проглатывает. Что-нибудь еще? Ах да, невысокая популярность машины. Впрочем, для кого-то это достоинство – есть возможность выделиться из общей массы.HYUNDAI GETZЗР, 2005, № 12 с «автоматом»: 1,4–1,6 л, 97–106 л.с. ($14 390–15 890) После фейслифтинга осенью прошлого года «Гетц» на российском рынке немного подорожал, но не потерял в популярности. Автомобиль обладает запоминающейся внешностью от итальянских дизайнеров, неплохой управляемостью, трансформируемым во всех комплектациях салоном, однако и небольшим дорожным просветом. Если говорить о цене, то интересны прежде всего машины с моторами 1,1 и 1,4 л. Первая – не слишком динамична, предлагается только с «механикой», зато доступна ($10 190). Вариант с мотором 1,4 л можно купить ис «автоматом», правда, отличие в цене между автомобилями с разными коробками передач на удивление высоко (около $3000). Старший в гамме 1,6 л откровенно дорог и на фоне конкурентов смотрится не очень привлекательно. Хотя цена – далеко не единственный фактор, влияющий на выбор.– для семейных транспортных средств, у которых основное назначение – транспортировать седоков из пункта Ав пункт В. Еще один получающий распространение тип автоматики – механическое сцепление с электроуправлением. Педалей также две и селектор коробки передач выглядит так же. Принцип работы дру-гой, но не каждому водителю до этого есть дело. Наконец, на автомобилях стали появляться вариаторы. Переключений нет, передаточное отношение меняется бесступенчато… но селектор бывает и здесь, причем, градуированный номерами передач. Кто-то скажет – профанация, кто-то – имитация – как больше нравится. Глав-ное же – это возможность сообщить автомобилю о намерениях водителя.ОТ ПРОСТОГОПри желании сейчас можно приобрести «Оку» с автоматическим сцеплением или вазовскую «десятку» с японской гидромеханической трансмиссией. Но поскольку серийной эту технику не на-зовешь, подробно рассматривать ее не будем. В качестве первой ступеньки обратим внимание на импортных малышей с «автоматами», которых появляется все больше. Когда «настоящие» гидромеханические коробки ставят на машины с двигателем небольшого рабочего объема («Дэу-Матиз», «КИА-Пиканто»), в угоду удобству прихоЗа рулем 04/2006 363 АВТОСАЛОНМАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»KIA SPECTRAЗР, 2005, № 1 с «автоматом»: 1,5 л, 101 л.с. ($14 320–14 700) Признан в 2002-м «Автомобилем года» в Америке, с 2005-го производится в России. Сегодня он уже не кажется современным, но при доступной цене это и необязательно (посмотрите на «Нексию»). А вот доступна ли цена? Ижевский автомобиль крупнее «Акцента» (и дороже), так что его основной конкурент – более современный и дорогой «Форд-Фокус». В списке достоинств «Спектры» – хорошие условия гарантии и недорогой сервис. Один из недостатков – скромный ассортимент. Двигатель у машины всего один, а вариантов оснащения машин с «автоматом» – два. Более дорогой кажется предпочтительней: цена выше на $400, но появляются опции.FORD FOCUSЗР, 2005, № 12 с «автоматом»: 1,6 л, 100 л.с. ($14 420–16 940) О том, что «Фокус» – весьма интересное ценовое предложение, кажется, все знают. Добавим к этому, что и по части ассортимента ему мало равных. Производитель предлагает самый широкий выбор кузовов: 3- и 5-дверные хэтчбеки, седан и универсал. Кроме того, несколько уровней оснащения (Comfort, Trend, Chia). Единственный, но серьезный минус – при всем богатстве выбора «автоматом» комплектуют только машины с мотором 1,6 л. Среди достоинств автомобиля – управляемость и комфорт на современном уровне. А главным недостатком все чаще стали считать его… популярность. Если сосед успел купить «Фокус» раньше вас, пригонять во двор еще один кому-то кажется несолидным.SUZUKI IGNISЗР, 2004, № 10 с «автоматом»: 1,5 л, 99 л.с. ($16 300–17 050) Модель стоит на границе малого и компактного классов. Благодаря высокой крыше располагает вполне просторным салоном, но при этом скромным багажником. Безусловные достоинства – большой дорожный просвет и довольно плотная подвеска. С механической коробкой передач доступна полноприводная модификация ($16 670). Главный недостаток – цена. У нас почемуто принято считать, что небольшая машина непременно должна быть очень дешевой. Самый скромный «Игнис» с двигателем 1,3 ли «механикой» начинается от $14 360.364 За рулем 04/2006 МАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»CHEVROLET LACETTIЗР, 2005, № 12 с «автоматом»: 1,6–1,8 л, 109–122 л.с. ($16 750–20 150) Вполне современный автомобиль с уютным интерьером и уравновешенным поведением на дороге. Большой багажник, хорошая грузоподъемность – в общем достаточно практичное предложение. С автоматической коробкой передач доступны два варианта кузова – 5-дверный хэтчбек и седан, что уже немало. Есть возможность выбрать один из двух двигателей – объемом 1,6 или 1,8 л. В присутствии нескольких иномарок российской сборки, в том числе представленных здесь, «Шевроле» со своей ценой оказывается между ними и чистым экспортом. А это означает, что бестселлером он скорее всего не станет, но место под нашим северным солнцем непременно найдет.ЦЕНЫ АВТОМОБИЛЕЙ И ОБСЛУЖИВАНИЯМодельDaewoo Matiz хэтчбек Hyundai Accent седан KIA Picanto хэтчбек Hyundai Getz хэтчбек KIA Spectra седан Ford Focus 1,4 л АКП $14 390 1,5 л АКП $14 320 1,6 л, АКП $14 420 $14 880 $15 340 1,5 л АКП $16 300 1,6 л АКП $16 750 $17 250 1,8 л, АКП $18 350* $17 820 $17 820 1,8 л роботиз. $23 140 2,0 л АКП $30 900 2,2 л АКП $30 000 1,8 л АКП $19 650 $20 150 Тип кузова Двигатели 0,8 л АКП $8900 1,5 л АКП $12 000 1,1 л АКП $11 790 1,6 л АКП $15 890 Гарантия заводская 1 год/ 20 тыс. км, дилерская – до 5 лет/100 тыс. км 3 года/ 60 тыс. км Периодичность ТО 1,5 тыс. км, далее 10 тыс. км 10 тыс. км Цена нормочаса около $18около $25дилерская – до 4 лет/ 100 тыс. км дилерская – до 5 лет/ 120 тыс. км 3 года/ 100 тыс. км15 тыс. кмоколо $2515 тыс. км$30–551 тыс. км, далее 15 тыс. км 20 тыс. кмоколо $25хэтчбек 3-дв. хэтчбек 5-дв. седан2 года/ 100 тыс. кмоколо $45Suzuki Ignis хэтчбек Chevrolet Lacetti хэтчбек 5-дв. седан Nissan Almera хэтчбек 3-дв. хэтчбек 5-дв. седан3 года/ 100 тыс. км1 тыс. км, далее 15 тыс. км 15 тыс. кмоколо $352 годаоколо $353 года/ 100 тыс. км15 тыс. кмоколо $40Opel Zafira мини-вэн Suzuki Vitara 5-дв.заводская – 2 года, дилерская – 3 года/ 100 тыс. км 3 года/ 100 тыс. км15 тыс. кмоколо $35вседорожник1 тыс. км, далее 15 тыс. кмоколо $35*Не предлагается в базовой комплектации.За рулем 04/2006 365 АВТОСАЛОНМАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»NISSAN ALMERAЗР, 2005, № 3 с «автоматом»: 1,8 л, 116 л.с. ($17 820–20 040) Самый доступный из популярных японских автомобилей компакт-класса предлагает автоматическую коробку только с двигателем 1,8 л. Поэтому минимальная цена – чуть ниже $18 тыс. – не позволяет видеть в нем конкурента иномаркам российской сборки. Однако в своем сегменте «Алмера» способна заинтересовать именно ценой. Скажем, она дешевле «Лацетти» с аналогичным мотором. В ассортименте три типа кузова, но традиционно наиболее дешевый 3-дверный хэтчбек предлагают с «автоматом» лишь в комплектации «полулюкс», так что цена на него получается выше.OPEL ZAFIRAЗР, 2005, № 8 с «автоматом»: 1,8–2,2 л, 136–150 л.с. ($23 140–30 000) Прежде всего уточню – вариантов всего два. С двигателем 1,8 л предлагают мини-вэн с роботизированной коробкой, а с мотором 2,2 л – настоящий «автомат». У каждого варианта свои плюсы и минусы. Последний, например, предлагают лучше укомплектованным. Летом прошлого года «Зафира» пережила рестайлинг, причем довольно глубокий: обновились силовые агрегаты, немного изменился внешний вид, даже вырос объем багажника. По сравнению с названными выше машина располагает большим объемом салона и вообще она 7-местная. Но, как нетрудно заметить, ушла от остальных в отрыв и по цене.SUZUKI VITARAЗР, 2005, № 9 с «автоматом»: 2,0 л, 140 л.с. ($30 900–35 130) Фирма предлагает на нашем рынке одни из самых доступных полноприводных машин. Бюджетный «Джимни» начинается от $18 000 (с «автоматом» – $19 600), следующая за ним – 3-дверная «Витара» ($25 300), увы, идет только с «механикой». Зато 5-дверную можно купить уже с автоматической коробкой в одной из пяти комплектаций, включая вариант с кожаным салоном ($35 130). В отличие от предыдущей модели, у «Витары» 2005 года несущий кузов и все независимые подвески. Она сохранила пониженный ряд и блокировку, может перемещаться по бездорожью, но в большей степени ориентирована на шоссе, как все современные «кроссоверы».366 За рулем 04/2006 МАШИНЫ С «АВТОМАТАМИ»НАШ СЛОВАРИК«Автомат» – автоматическая коробка передач традиционной конструкции с гидротрансформатором. Вариатор – устройство для бесступенчатого изменения передаточного числа трансмиссии. Роботизированная коробка – механическая коробка передач с электрическим приводом сцепления (с автоматическим управлением). У разных фирм имеет собственные названия: у «Ситроена» – senso drive, у «Опеля» – Easytronic или МТА. Ручное переключение – возможность принудительного выбора передач (последовательно) с помощью селектора во время движения. Может иметь патентованные названия, например Tiptronic.дится ощутимо жертвовать динамикой. Отчасти поэтому такие машинки у нас традиционно считают женскими. Вроде у прекрасной половины амбиций меньше. Примерно тому же кругу потенциальных покупателей часто адресуют и автомобили малого класса, оснащенные роботизированной коробкой – «механикой с автоматическим переключением» («Ситроен-С2» и С3, «Опель-Корса»). Как правило, здесь передачи переключаются не столь мягко, но экономичность на высоте и потери динамических характеристик не так очевидны. Если вы не хотите слишком часто жать правую педаль до пола, в пару к «автомату» нужно брать моторчик побольше. Среди недорогих предложений выделяются «Хёндэ-Акцент» и «Гетц», что подтверждают немалые объемы продаж. Им в спину дышат более крупные иномарки российской сборки – «ФордФокус» и «КИА-Спектра». А дальше открывается настоящий простор для выбора – знай денежки отсчитывай.ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕЗа все приходится платить. Машины с автоматической трансмиссией дороже. Примерно на 1000–3000 долларов. Но это не единственный взнос в пользу селектора. Если говорить об абстрактном автомобиле, есть возможность выбрать почти любоймотор. Применительно к «автомату» очень часто из трехчетырех вам предложат только один. Яркий тому пример – «Форд-Фокус». Разочарование может поджидать при выборе кузова. Скажем, у «Ниссана-Алмера» минимальная цена на 3-дверный хэтчбек с «автоматом» выше, чем на 5-дверный. Удивлены? Просто 3-дверные машины крайне трудно найти в базовой комплектации. К сожалению, и часть универсалов нельзя купить с автоматической коробкой передач. Из нашего списка это «Шевроле-Лацетти», но можно вспомнить и про «Тойоту-Королла». А вот еще интересный пример – «Сузуки-Игнис». В списке комплектаций автомобиля есть полноприводная версия – хотите такую? Тогда придется отказаться от «автомата», поскольку «Игнис» 4х4 предпочитает «механику». Подобным образом обстоят дела с полноприводными модификациями не только у «Сузуки». Наконец, обычно «автомат» – принадлежность недешевых комплектаций. Передачи включаются сами, а стекла надо поднимать руками? Нонсенс, с точки зрения производителя. Если кто-то думает, что пытаюсь вас отговорить от покупки машины с «автоматом» – напрасно. Я и впрямь предпочитаю старую добрую «механику», но выбор делать-то вам. Вы же сами с усами…