218
220
РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ АМОРТИЗАТОРЫ «КАЛИНЫ»ШОССЕ ДЛЯ ЭНТУЗИАСТОВГе ннадий ЕмелькинХотя детских болезней у «Калины» меньше, чем у первых серий ВАЗ-2110, озадачивает поведение узлов и деталей, доставшихся новинке почти по наследству (с небольшими изменениями) от машин «восьмого»–«десятого» семейств. Там они служили почти без нареканий, здесь выходят из строя вроде бы без видимых причин. Сдается, что сроки, отведенные на доводку этого автомобиля, завод основательно занизил. Погорячились!.. Наша «ягодка» едва пробежала три тысячи километров (далеко не самых плохих дорог!) – и вот уже застучали передние амортизаторы, недвусмысленно заговорил рулевой механизм. К слову сказать, с таким дефектом техосмотр без взятки – чистая утопия. А недавно стали погромыхивать и задние амортизаторы. Как поступить автовладельцу – обратиться в гарантийный сервис? Тот, кто хоть раз пробовал, знает: заменить в машине что-нибудь по гарантии – дело крайне непростое. Там годами оттачивают приемы защиты от законных претензий покупателей, и эти таланты, видимо, поощряются изготовителем – нельзя же объяснить недружелюбие сервиса только природной вредностью! Очень многие жалуются в редакцию на стуки амортизаторов – теперь уже не только «десяток», но и «калин». И, разумеется, на гарантийный сервис. Правда, некоторым удается-таки добиться справедливости, да вот беда: не пройдя и двух-трех тысяч, новые узлы тоже начинают «разговаривать» – и хозяин задается классическим вопросом: «Куды крестьянину податься?» Напомним первый адрес или рецепт: заменяем сомнительное изделие родного поставщика импортным. Име-нитые фирмы производят для российских автомобилей немало деталей, в том числе ремонтных комплектов (патронов, вкладышей) для амортизаторов. Остается лишь поставить их в корпуса штатных стоек. Но… стоп! АВТОВАЗ так увлекся борьбой с «левыми» производителями, что стал комплектовать автомобили неразборными (неремонтопригодными) амортизаторами. Круг замкнулся! Изготавливать стойку с нижним кронштейном и площадкой под пружину – довольно сложно, дорого. Зарубежные производители на это «не подписываются». Вот теперь, если у вас еще нет жгучего желания продать проблемный автомобиль, мы предложим свой рецепт, ведь энтузиастов в наших рядах всегда хватало! Почему бы не обратиться на предприятие, специализирующееся на ремонте амортизаторов? Предложением поколдовать над новинкой заинтересовалась самарская фирма «Система технологий», известная автолюбителям по верхним опорам стоек SS-20. Итак, снимаем с автомобиля все амортизаторы. Они станут разборными, что позволит тщательно откорректировать их характеристики, а впоследствии обеспечит и ремонтопригодность. На токарном станке отрезали верхнюю часть корпуса стойки (фото 1) – здесь будет приварен стакан с гайкой. Операция весьма ответственная – нарушать соосность деталей при сварке ни в коем случае нельзя. В кривом корпусе амортизатор долго не прослужит. А так как нужной точности на коленке не получить, самарцы давно разработали и применяют необходимое оборудование. Пока «калиновские» детали дорабатывали, специалисты предложили полез-ный эксперимент. Оснастили машину узлами от «десятки»: передними телескопическими стойками в комплекте с верхними опорами SS-20 и задними амортизаторами с пружинами. Регулировка углов установки колес для самарцев не проблема – и вскоре мы опробовали машину на ходу. Амортизаторы уверенно проглатывали неровности покрытия – ни стуков, ни пробоев. Значит, есть еще один выход для владельца «Калины»: дорабатывать родные детали необязательно, можно раскошелиться на «десятые». Но мы решили сохранить штатную конструкцию передней стойки, включая верхнюю опору с подшипником SKF и конической пружиной. Тем временем механики разобрали нашу рулевую рейку. И сразу нашли дефект: «тарельчатая» пружина, поджимающая вал-шестерню к рейке, вопреки элементарной науке успела сесть. Усилие недопустимо снизилось – отсюда и стук! С такой пружиной подтягивать регулировочную гайку без толку. Усилия на руле при маневрировании растут, крутить его – наказание. Стук слегка слабеет, но руль начинает где-то заедать, при выходе из поворота неохотно возвращается в «нейтраль». Мы заменили «убитую» пружину новой, изготовленной по науке (фото 2). Между прочим, заменить ее можно прямо из салона, не снимая рулевую рейку, если предварительно отсоединить рулевой вал. Впрочем, этим дело не ограничилось. Рейку определенно снимали не зря! Пришлось заменить направляющую втулку (рейка в ней перемещалась туго), а затем и вал-шестерню. Родная деталь не позволяла добиться оптимального зацепления: то руль слишком тугой, то появляется люфт. Между тем она не была брако-123«Препарируем» стойку…Найдите… одно отличие!Клапан сжатия амортизатора.218 За рулем 04/2006 ДОВОДИМ АМОРТИЗАТОРЫ «КАЛИНЫ»47Пружина справа «кончилась».5«Родное» уплотнительное кольцо.6Доработанный поршень – наверху.Доводка характеристик на стенде.ванной. Механик пояснил, что здесь требуется тщательная подборка, – и занялся этим. Результат отличный. А наш вал еще пригодится для подбора к другой рейке, с которой, в свою очередь, будет нормально работать. При сборке узла детали хорошенько смазали. (Любопытно, что экономить на смазке норовят не только российские заводы, но и некоторые за рубежом!) А что же сделали с передними стойками? Начнем с клапана сжатия (фото 3). Его пружина, несмотря на небольшой пробег автомобиля, тоже недопустимо просела (фото 4). Неужто производители совершенно не соблюдают требований технологии? Результат очевиден: тарелка клапана слабее поджимает диски к его корпусу – работа амортизатора нарушается, он стучит. Остается лишь заменить злополучную пружину другой, кондиционной. Но главное новшество от самарцев – поршень. В стандартном варианте на нем стоит разрезное уплотнительное кольцо (фото 5): при работе амортизатора оно постоянно перемещается между буртиками поршня, кромки кольца изнашиваются, зазор увеличивается и амортизатор начинает стучать. На дора-ботанном поршне жестко закреплена фторопластовая втулка (фото 6). Итак, все сделали, подобрали и проверили характеристики амортизаторов на стенде (фото 7), а теперь оценим результаты доработок. Трасса Самара–Москва – вполне подходящий полигон для проверки ходовой части. Вскоре убедились, что подвеска играючи справляется с мелкими неровностями покрытия, а более крупные сотрясают кузов не так болезненно, как раньше. Даже быстро въехав на «лежачего полицейского» (бывали ошибки!), не ощущали обычного удара при ходе отбоя. На высоких скоростях «Калина» стала послушней, появилась обратная связь на руле, выросла траекторная устойчивость – чтобы держать машину в пределах полосы движения, утомительное подруливание не требуется. Итак, наш автомобиль стал получше… Но по-прежнему актуален вопрос: почему владельцы наших автомобилей, не согласные мириться с их недостатками, должны что-то доделывать за конструкторов, токарей, слесарей, испытателей?.. Ведь энтузиастов, готовых покупать подобную технику, год от года меньше.