242
243
244
245
246
248
250
252
254
256
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫВАМ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ИЛИ ЕЗДИТЬ?Се р ге йКанунников . Ф ото : А лександрБ ат ыруОн формально принадлежит к Склассу. Правда, больше машин младшего В-класса всего миллиметров на двадцать. Трансмиссия – полноприводная, а кузов высокий, ну, скажем, как у микровэнов… Это я пытаюсь рассказать коллеге об одной из новинок 76-го Женевского автосалона.Классифицировать автомобили – занятие интересное, но с каждым годом все более сложное. В многообразии машин, наводнивших просторный выставочный центр Пальэкспо, легко запутаться. Тем более что иные модели – «обманщики»: не всегда с первого взгляда распознаешь, какую суть скрывает надраенный кузов. Зато здесь, наодной из крупнейших выставок мира, особенно хорошо видны тенденции последних лет. Первая – автомобили переходят из класса в класс. Новые модели становятся больше одноименных предшественников и вытесняют старших братьев в следующую группу. Скажем, нынешний «ФольксвагенПассат» довольно неболь-242 За рулем 04/2006 ОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫшой… для бизнес- или Екласса, куда только что поступил (длина более 4700 мм). А место «Пассата» в классе D амбициозно занял «Фольксваген-Джетта». Интересно, не придется ли конструкторам удлинять следующий «Фаэтон»? Вторая примета сегодняшнего дня: набирают популярность модели, которые сложно встроить впривычную классификацию. Производители явно уверены: властвовать на рынке можно лишь разделяя. Поэтому и без того длиннющие модельные ряды дробят на подклассы и подгруппы. Все больше так называемых нишевых автомобилей, рассчитанных на относительно небольшие группы потребителей. Казалось бы, в линейкекрупнейших концернов уже есть машины на любой каприз, модельные кирпичики уложены плотней некуда. Но маркетологи способны найти просвет в любой кладке. А дизайнеры и конструкторы – выполнить их наставления: создать очередную «межклассовую» машину. Скажем, так называемые кроссоверы. ДословноЗа рулем 04/2006 243 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫ– гибриды, но в данном случае не по типу силовой установки, а по широте применения. Такой автомобиль по-семейному вместителен, удобен в городе – динамичен, маневренен, экономичен. Однако благодаря полному приводу и увеличенному дорожному просвету способен преодолеть и «легкое» бездорожье (скорее, проселок). Он, конечно, не вседорожник и даже не так называемый «паркетник». У последних обычно более серьезная, с блокировкой (механической, а все чаще – электронной)Класс кроссоверов прирос новым «Ауди-Оллроуд». Универсальности, считают в баварской компании, нужна спортивная нотка. Даже младший в гамме турбодизель развивает 180 л.с. А на топ-версии установлен 350-сильный V8. Семью больших вседорожников «Шевроле» дополнили компактной (длина 4,64 м) «Каптивой». Моторы – 142–225 л.с. Скорее всего, ожидаемый в этом году «Опель-Фронтера» будет конструктивным родственником этого «крестоносца». Французская фирма «Элье» нашла незаполненную пока крупными компаниями нишу. По аналогии с купе-кабриолетами, прототип «Макарена» на базе «Пежо-407» можно назвать седан-кабриолет.межосевого дифференциала трансмиссия. Но и от обычных полноприводных универсалов кроссоверы, как правило, отличаются – как минимум большим дорожным просветом. Еще одно внеклассовое племя: быстрые (подчас даже очень быстрые!) версии серийных, массовых моделей. Такие модификации есть у «Форда-Фокус» и «Фольксвагена-Гольф». «Опель» и вовсе, помимо версий GTC для «Астры» и «Вектры», предлагает целую линейку «наточенных» модификаций, созданных придворной тюнинговой фирмой ОРС – от компактной «Меривы» до вместительного вэна «Зафира». Теперь в эту компанию влились «Мазда3MPS» и «Хонда-Сивик Type R» нового поколения. Спор-244 За рулем 04/2006 Компания «Форд» рвется в лидеры по числу вэнов, умудрившись найти просвет между моделями «С-Мах» и «Гэлакси». «Форд-S-Max» с 220-сильным мотором называют спортивным мини-вэном. Чем не новый класс? Если компания «Роллс-Ройс» все-таки решится сделать серийным прототип 101 ЕХ (а к этому, похоже, идет), ее творение, видимо, сможет претендовать на титул самого большого двухдверного автомобиля в мире. База свыше 3,3 м, длина более 5,6 м!Складненький «Хёндэ-Акцент» кажется меньше, чем есть на самом деле. Трехдверный хэтчбек длиной 4,05 м довольно просторен. В Западной Европе машины предлагают с бензиновыми моторами 1,4 и 1,6 л (97 и 112 л.с.) и, конечно, с дизелем мощностью 110 л.с.тивные версии народных автомобилей уже впору сводить в отдельную группу. Конечно, привычная европейская классификация (от А- до Е-класса), основаннаяна размерах, по-прежнему имеет право на существование. Только не надо забывать, что седан, например, наш хороший знакомый – «Форд-Фокус», как правило,Ðåã. óä.: Ï ¹ 012255/01−2005 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫТенденцию последнего времени – рост поголовья спортивных версий массовых автомобилей – подтверждает переднеприводная «Мазда-3 MPS» с измененной отделкой, 250-сильным двигателем и 6-ступенчатой коробкой передач. Новый «КИА-Карнавал» выглядит солидно и богато. Сиденья двигаются и снимаются, боковые сдвижные двери предусмотрены с каждой стороны. Самый мощный двигатель V6 развивает под 200 л.с.«Мерседес-Бенц SL» – купе-кабриолет класса Гран Туризмо, спортивным называть этот комфортабельный автомобиль не вполне корректно. Самый мощный 612-сильный двигатель от тюнинговой фирмы AMG обеспечивает разгон до 100 км/ч за 4,2 с. «Максималка» ограничена 250 км/ч.длиннее. А значит, формально его следует ставить в иной класс, нежели одноименный хэтчбек. Но это еще мелочи. Дело не только в размерах. Даже в самых что ни на есть народных классах АиВ автомобили не только ценой,246 За рулем 04/2006 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫКонцерн ФИАТ бьет рекорд по количеству универсалов всех размеров и ростов. Полноприводная модель «Седичи», созданная к туринской Олимпиаде, – типичный кроссовер. Его предлагают с бензиновым и дизельным моторами (107–120 л.с.). Кстати, «Седичи» – конструктивный аналог нового «Сузуки-SX4».«То ли буйвол, то ли бык, то ли тур»… Грузовик, вседорожник и шикарный, просторный седан в одном огромном кузове – своеобразный кроссовер в индийском прочтении. Его зовут «Тата-Клиффрайдер».но и мощностью различаются в 2–2,5 раза. Характерный пример: малютка «Смарт» с 41-сильным дизелем и его брат-акселерат от «Брабуса» с двигателем 75 л.с. А всего в нескольких шагах – «МиниКупер S», по длине переросший А-класс всего на 25 мм, но вооруженный 210-сильным двигателем – в какой группе или подгруппе ему место?А как быть со все более популярными вэнами всех размеров и ростов? Тут и совсем коротенькие, но высокие машинки, и более просторные, но, как и базовые хэтчбеки, пятиместные вагончики, и вместительные шести-семиместные. Фирма «Фольксваген», представляя «Концепт Стар Лайн», и вовсе утверждает: лучший вэн – родственник микроавтобусаПолноприводная, управляемая электроникой трансмиссия DCCD (Driver’s Control Centre Differential) в блоке с оппозитным двигателем «Субару» хорошо подходит и спортивному автомобилю, и вседорожнику-«паркетнику». Ну в какой класс зачислить этого зверя? Голландский полноприводный «Спикер Пекин-Париж» оснащен 500-сильным мотором, обеспечивающим максимальную скорость 300 км/ч и разгон до 100 км/ч за 5 с. Машину построили в честь участника знаменитой гонки 1907 года между столицами Китая и Франции. Тот «Спикер», правда, не выиграл…248 За рулем 04/2006 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫНа платформе «Мицубиси-Концепт EZ MIEV» можно сделать электромобиль, автомобиль с гибридным силовым агрегатом или машину на топливных элементах. Фирма называет свой вэн «городской капсулой». Три версии «Мицубиси-Концепт EZ MIEV» с разными силовыми агрегатами роднит общий узел – в каждое из колес вмонтированы электромоторы. Мини-вэна много не бывает? «Фольксваген-Концепт Стар Лайн» – роскошно отделанная и приспособленная для перевозки спортинвентаря версия микроавтобуса «Мультивэн». Швейцарская фирма «Ринспид» считает, что 355-сильный «Порше-Каррера» можно и нужно улучшить, использовав легкие синтетические материалы (масса купе всего 1495 кг) и… хрусталь от фирмы «Сваровски».«Мультивэн». Ну а компания «Форд» предлагает спортивный вэн по имени S-Max. Мест, при немалых габаритах, всего пять, зато моторы мощные и отделка соответствующая. Быстро растет число близких родственников мини- и микровэнов: высоких, более вместительных, чем обычные, универсалов. Таковы чешская «Шкода-Румстер» и японский «Ниссан-Ноут». А чтобы окончательно запутать поборников классификации, некоторые из подобных машин (например, концепт «Дачия-Логан Степп») умело замаскированы под кроссоверы. Даже дотошные, склонные к строгой систематиза-250 За рулем 04/2006 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫТипичный представитель спортивных компактов – «Рено-Клио Спорт». Двухлитровый 16-клапанный двигатель развивает 197 л.с. и 215 Н . м при 5500 об/мин. Узнаете? Это действительно «Дачия-Логан»-универсал. Подозреваю, что на пути к конвейеру «Концепт Степп» растеряет навесные детали, которыми украсили прототип.«Пежо-207» унаследовал дизайн старших моделей. Для своих размеров (трехдверный вариант длиной всего 4030 мм) автомобиль очень просторный.ции немцы, похоже, заплутали в столь пестром мире. В некоторых авторитетных изданиях встретишь класс… Traumautos (дословно – автомобили мечты). Занятно, что там и «Феррари», и… «Мицубиси-Лансер Эволюшн», который примерно в два раза слабее двигателем ив четыре раза дешевле. Странно? Но, согласитесь, общее – по край-252 За рулем 04/2006 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫЗапишем эту «Тойоту-Айго» в класс пляжных автомобилей? В теплых краях спрос наверняка будет. Конечно, небольшой, но и затраты на переделку, наверное, невелики. А вот и класс… луноходов. Так, по мнению создателей «Ниссана-Терранавт» может выглядеть передвижная лунная лаборатория. Почему бы нет? Главное, чтобы это не выезжало на обычные дороги.Именно такие машины немцы называют «автомобиль-мечта». «Опель-GT» с 260-сильным мотором представляют как воспоминание о знаменитом однофамильце конца 1960-х – начала 1970-х. Рядом с нынешней машиной тот кажется малышом.ней мере, эмоциональное начало – у этих автомобилей можно найти. Стараясь привлечь внимание, фирмы все смелее ломают стереотипы и перемешивают классы. «Альфа-Ромео», представляя грузопассажирскую версию модели 159, утверждает, что универсал может быть не только спортивным, но и дизельным. Еще бы: 200-сильный 2,4-литро-254 За рулем 04/2006 ОБОЗРЕНИЕ КЛАССЫ, ГРУППЫ, ВИДЫНовый «Вольво-S80» внешне стремительней и изящней предшественника. И, как водится, на 30 мм длиннее. Гамма моторов обширнейшая: вплоть до 315-сильного V8, знакомого по модели ХС90. Шведский «Кенигсегг-ССХ» – улучшенное переиздание предыдущей модели, показавшей в феврале 2005 года максимальную скорость… 387,866 км/ч. Может, стоит такую технику вывести в класс… низколетящих объектов?вый двигатель позволяет достичь аж 228 км/ч! Предлагаю загадку для знатоков. Определите класс автомобиля по приметам: мощность – 420 л.с., полный привод с центральным дифференциалом «Торсен». Конечно же, это – «Ауди». Но вовсе не солидный вместительный универсал «Оллроуд», а изящный кабриолет RS4… Завершая очередной круг по женевским павильонам, я все больше увлекался революционными идеями. Классовое деление автомобилей, словно аналогичная теория Маркса, с годами тоже требует коррекции. Для женевскихновинок можно придумать немало новых классов, групп, категорий. А нужно? Думаю, систематизация – не главное. Все это многообразие – микрокроссоверы и спортивные вседорожники, кабриолеты с мягкой или жесткой крышей и компактные, очень быстрые хэтчбеки, пикапы, отделанные под стать представительским лимузинам, и совсем уж необычные автомобили, для которых и термина еще не подобрали, – создали, чтобы удовлетворить наши с вами потребности и даже капризы. Вам классифицировать или ездить?