212
213
214
216
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КАРАВАНЫ И КЕМПЕРЫДОМ ЗА СПИНОЙКак-то в Германии субботним утром довелось оказаться близ Боденского озера. Многополосное шоссе, ведущее к природному парку, забили прицепы-караваны и здоровенные автокемперы. У многих на крыше лодки, доски для виндсерфинга, сзади – велосипеды. Среди этих белоснежных громадин обычные легковые машины просто терялись. Такое впечатление, что началось великое переселение народов! Это любители «караванинга» отправились поближе к природе. Такой вид отдыха очень популярен в Европе, а с недавних пор станции по прокату и продаже подобной техники появились ив России. двух-трех человек и оборудованы лишь небольшой кухней с плитой и мойкой, газовым баллоном, аккумулятором. Более комфортабельные при той же вместимости позволяют стоять внутри в полный рост, весят 800–1000 кг, снабжены холодильником, обогревателем, туалетом, иногда душем. Модели массой 1000–1500 кг для четырех-пяти человек располагают тем же набором, но обычно имеют две группы сидений, раскладывающихся в спальные места. Большие двухосные трейлеры в Европе встречаются реже и при той же вместимости отличаются высоким комфортом – здесь есть и автономный генератор, и спутниковое телевидение, и многое другое. Каравану нужен тягач – обычный легковой автомобиль, вседорожник, минивэн. Учитывая большие вес и аэродинамическое сопротивление прицепа, букси-Ю рийН еч етовровщик должен быть достаточно мощным и не слишком легким. Например, располагая 1,6-литровым мотором, лучше ограничиться трейлером в 1000 кг, 1,8 л – 1200 кг; 2,0 л – 1500 кг; 2,4 л – 1800 кг. Зависимость, разумеется, приблизительная, а более точно допустимую массу прицепа указывают в инструкции к автомобилю. Естественно, тягач должен быть оборудован шаровым тягово-сцепным устройством и специальным электроразъемом для караванов. Последний часто имеет 13 контактов и отличается от более привычного нам 7-штырькового.Двухместный «Хюмер» (Hymer Van 522) на шасси «Форда-Транзит» с 2-литровым турбодизелем. Размеры 5970х2070х2750 мм, полная масса 3500 кг. В корме гараж объемом 2,45 м3 для пары велосипедов или скутера, на которых можно отправиться в город или по окрестностям кемпинга. Над гаражом – большое спальное место.КАРАВАНВ современном понимании это жилой прицеп к легковому автомобилю; другое название – трейлер. Компактные модели массой 500–800 кг рассчитаны на212 За рулем 05/2006 ОБОЗРЕНИЕ КАРАВАНЫ И КЕМПЕРЫЧетырехместный караван «Эриба» (Eriba) серии «Туринг GT» вполне по силам легковому автомобилю С-класса. Средняя часть крыши поднимается, чтобы внутри было удобнее передвигаться. Под дверью откидывающаяся подножка, в углах выдвижные опоры для фиксации на стоянке. Впереди справа – люк для кассеты биотуалета. Караван «Бюрстнер» (Burstner Belcanto 460 TL). Размеры 7100х2300х2570 мм, масса 1500 кг. Индекс TL означает вариант планировки – две группы сидений в носу и корме раскладываются в четыре комфортабельных спальных места. На борту – решетки вентиляции для радиатора холодильника. В России эта модель стоит 16 430 евро ($19 700).«Ротек» (T.E.C. RoTEC) на шасси переднеприводного «ФИАТ-Дукато» – из числа наиболее компактных и недорогих альковных кемперов. При длине всего 5600 мм здесь четыре спальных места и полный набор оборудования. В Европе машины такого класса стоят от 30 тыс. евро, а суточная аренда в «низкий» сезон обойдется от 40–50 евро.ВАШИ ПРАВАДля езды с караваном или на кемпере достаточно водительской категории «В». При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1396 от 15 декабря 1999 г. масса прицепа не должна превышать массу автомобиля-буксировщика, а полная масса автопо-езда не должна быть выше 3,5 т. Категории «С» или «Е» понадобятся лишь владельцу тяжелого вседорожника с большим караваном на буксире или водителю здоровенного кемпера массой больше 3,5 т. Еще одно обычное условие – арендовать такую технику может лишь водитель не моложе 21–23 лет.За рулем 05/2006 213 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ КАРАВАНЫ И КЕМПЕРЫБольшие караваны часто делятся на несколько комнат-отсеков и по комфорту мало уступают небольшой квартире. В кемпинге караван подсоединяется к электросети. Стол в обеденной зоне, как правило, опускается, образуя просторное спальное место для двухтрех человек. Типичная планировка четырехместного жилого фургона с высокой крышей. Пара передних кресел поворотные, на ночь раскладывается диван, наверху еще одна кровать. В корме, где расположены кухня и санузел, пол выше, под ним багажные отсеки, баки для воды и отходов, другое оборудование.АВТОКЕМПЕРКроме прицепов-караванов, существуют оборудованные для проживания самоходные автокемперы (от camp – лагерь). Здесь встречаются необычные конструкции на базе пикапов, армейских грузовиков, похожие на автобусы громадные 12метровые дворцы на колесах… Однако наиболее распространенным фундаментом для дома на колесах служат легкие грузовики – «Фольксваген-Транспортер» и LT, «ФИАТ-Дукато», «Форд-Транзит» или «Мерседес-Спринтер». Неприхотливым путешественникам предназначены переоборудованные стандартные фургоны – как правило, два спальных места под низкой крышей, четыре – с подъемной или высокой. Из оснащения – плита, холодильник, бывает автономный обогреватель, бойлер с горячей водой. Общий недостаток – некоторая теснота внутри из-за сравнительно небольших размеров исходного фургона. Зато такие кемперы динамичны и маневренны. Другой полюс комфорта и цены занимают интегрированные модели, использующие только шасси или даже переднеприводный силовой модуль серийной модели, на которые «надет» специально сконструированный просторный кузов из трехслойных сэндвич-панелей. В нем необязательно будет много коек, зато можно организовать отдельную спальню с диваном, раздельные душ и туалет, камин, побаловать владельца хрустальными люстрами и даже отделкой ценным камнем. На ночь потолок водительской кабины опускается и образует дополнительное двухместное ложе. ДлинаДля увеличения жилой площади в компактных моделях автокемперов передние кресла делают поворотными, а верхнюю двухместную кровать в альковных моделях – подъемной. На задних местах привязные ремни – в движении пассажиры должны быть пристегнуты.214 За рулем 05/2006 ОБОЗРЕНИЕ КАРАВАНЫ И КЕМПЕРЫГромадный трехосный «Бюрстнер» (Burstner Elegance 821) размерами 8210х2280х2810 мм весит 5000 кг и требует водительского удостоверения категории «С». Шестиместный автомобиль построен на шасси «ФИАТ-Дукато» с турбодизелем 2,8 л. Цена в России – 96 294 евро ($115 600). Один из наиболее компактных интегрированных кемперов «Хюмер» (Hymer Exsis). Размеры 5450х2060х3050 мм, полная масса 3000–3850 кг. В зависимости от компоновки вмещает трех-четырех человек. Есть туалет, умывальник, водяной бак на 100 л, два газовых баллона по 11 кг, отопитель, бойлер.машин колеблется от 5,5 до 8–9 м, встречаются трехосные модели. Между этими крайностями располагаются полуинтегрированные и альковные модели – те и другие заимствуют не только шасси, но и кабину исходного грузовика, из которой можно пройти в жилой отсек. В полуинтегрированных моделях обычно два-четыре спальных места, альковные дополнительно предлагают еще и двухместные «антресоли» над кабиной. Альков увеличивает высоту автомобиля примерно до 3 метров – такой не на всякую легковую стоянку заедет. Кроме того, значительное аэродинамическое сопротивление снижает крейсерскую скорость на 10–20 км/ч в сравнении с более обтекаемыми моделями.ЧТО, КАК, ПОЧЕМ?Основное достоинство и отличие автокемпера – на нем можно ехать безостановочно, пользуясь на ходу всеми благами цивилизации. В караване перевозка людей запрещена, так что путешествовать придется в автомобиле-тягаче. Но комфорт и стоит соответственно, в России «бэушные» караваны продают от $4 тыс., новые – от $15–20 тыс. Автокемпер дороже в три–пять раз – $12–20 тыс. за ходовую модель в нормальном состоянии, $60–80 тыс. за новую. Однако покупать такое чудо техники, чтобы пользоваться два-три раза в год, необязательно, выгоднее взять напрокат от 1000 рублей в сутки за караван и от 3000 рублей за кемпер. На прокатныхстанциях обычно предлагают вполне свежие машины в хорошем состоянии и европейский уровень сервиса. Путешествие со своим домом значительно более комфортабельно в сравнении с обычным автомобильным, если бы не одно «но»: нужна инфраструктура, или попросту – место в кемпинге с розеткой, краном, простите, сливом... К сожалению, в России индустрия караванинга пока в зачаточном состоянии – в лучшем случае расположитесь на огороженной стоянке. Другое дело поездка за границу, например в Европу. Компанией из нескольких человек путешествовать в кемпере или караване заметно дешевле, чем просто на автомобиле, не говоря уже о самолете. Скажем, недорогая гостиница для семьи из четырех человек обойдется примерно в 60–80 евро и такую еще надо поискать. Аренда каравана стоит лишь 30–50 евро, а добравшись до интересного места, можно на несколько дней стать в кемпинг, что обойдется в дополнительные 10–20 евро. Арендовать автокемпер, конечно, дороже, но по соотношению затрат и уровня комфорта он тем не менее значительно превосходит автомобиль. Впрочем, караванинг – не столько способ экономить деньги, сколько возможность тратить их с максимальной свободой и удовольствием. Редакция благодарит за помощь компании «АВТО ТРЭВЕЛ» и ITM.