156
157
158
159
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 225/45R17YХОЛОДНОЕ ЛЕТОСе р ге йМишинМы давненько присматривались к шинам индекса Y (максимальная скорость до 300 км/ч). Тест их – дело не только интересное, но и весьма престижное! В качестве носителя – последняя модель «тройки» БМВ, которую по праву считают одной из лучших по управляемости. Лето, прямо скажем, досталось нашим подопытным довольно холодное – плюс 3–5°С, но тем интереснее сравнить шины в непривычных для них условиях.На наше предложение участвовать в необычном тесте откликнулись все мировые шинные лидеры – Bridgestone, Continental, Goodyear, Michelin, Pirelli и, конечно, Nokian – в последнее время этот бренд силен не только зимними, но и хорошими летними шинами. Место действия – арендованный нами летний полигон «Континенталя». Это повлекло некоторые таможенные сложности, зато позволило провести такие интересные тесты, как продольное и поперечноеаквапланирование. Они впервые появляются на страницах ЗР, поэтому расскажем о них несколько подробнее. Продольное аквапланирование. Левыми колесами автомобиль движется по воде – для нее сделана специальная ванна с системой подачи воды (толщина слоя 8 мм), а правыми – по влажному асфальту. Датчики на колесах определяют их частоту вращения. Как только разница по бортам достигает 15%, фиксируется скорость автомобиля – это и есть начало всплытияколес над дорогой на водяном клине. Поперечное аквапланирование по сути то же самое, но при движении в повороте. Скорость автомобиля при прохождении ванны (здесь глубина 7 мм), равно как и радиус поворота, постоянна, «шаг» увеличения скорости 5 км/ч. Кроме скорости, акселерометром фиксируется и величина бокового ускорения автомобиля. Однако одной только скорости начала всплытия для полной картины поведения автомобиля «в луже» еще недос-156 За рулем 05/2006 ТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 225/45R17Y6-е место Bridgestone Potenza RE 050AПроизводитель – Япония5-е место Goodyear Eagle F1Производитель –4-е место Nokian NRYПроизводитель –3-е место Pirelli PZero NeroПроизводитель –ГерманияФинляндияГермания861,9 баллаМасса шины – 11,1 кг Глубина рисунка протектора – 8,3 мм Твердость по Шору – 73 ед Особенности – асимметричный рисунок Цена в Москве – 7581 руб. Соотношение цена/качество – 8,80 На сухом асфальте сцепные свойства этих шин противоречивы – самые слабые тормоза и очень хорошее время прохождения специальной трассы. Впрочем, последнее удалось на грани скольжения. С увеличением скорости поведение БMВ становится неоднозначным. На входе в скоростной поворот машина стремится распрямить траекторию, а при движении по дуге, наоборот, норовит сорваться в занос. Скользить эти шины начинают при относительно невысокой скорости, к тому же скольжения весьма затянуты. При этом на довороты руля машина не реагирует, на меньший радиус ее можно вернуть лишь снижением скорости. На мокром ситуация хуже, чем на сухом – проигрыш лидеру торможения составил 6,8 метра! Прохождение мокрых участков специальной трассы и круга потребовало наибольшего времени. Управляемость, как и на сухом покрытии, оставляет желать лучшего. Скольжение здесь тоже наступает раньше, чем хотелось бы, и очень затянуто. БMВ с этими шинами проявляет склонность к заносу, а при разгоне на выходе из крутого поворота ощущается сильное буксование колес. Зато ив продольном, и в поперечном аквапланировании «Бриджстоун» занимает лидирующие позиции. Комфорт без замечаний. Лучшее сопротивление продольному и поперечному аквапланированию, высокая плавность хода. Самые слабые тормозные свойства, претензии к управляемости, скромные сцепные свойства на мокром покрытии.898,8 баллаМасса шины – 11,0 кг Глубина рисунка протектора – 8,2–8,8 мм Твердость по Шору – 73 ед Особенности – направленный рисунок Цена в Москве – 6206 руб. Соотношение цена/качество – 6,90 На сухом асфальте тормоза очень хороши, а вот время прохождения замкнутой трассы сложной конфигурации оставляет желать лучшего. Впрочем, здесь БMВ ведет себя в переднеприводном стиле – при переборе скорости наступает снос. Примечательно, что восстановление сцепления колес с дорогой происходит плавно, без сюрпризов. Все было бы хорошо, однако недостаточная поворачиваемость настолько выражена, что требует поворота руля на значительный угол. В тормозном пути и времени прохождения трассы на мокром покрытии отстает от лидеров больше, чем на сухом. Время круга на уровне «Бриджстоуна». Впечатление, будто шины прилагают все силы, чтобы зацепиться за дорогу, но им чего-то не хватает. Скользит БMВ нейтрально, без заноса или сноса, но резко восстанавливается: немного не угадал с положением передних колес – машина словно «отстреливает» в сторону. Хорошо противостоят аквапланированию – совсем немного уступили «Бриджу». Скорость начала продольного ниже всего на 0,6 км/ч. В поперечном – тоже неплохо, вторая позиция, причем уступает только «японцу», и то незначительно. Комфорт без замечаний, особенно высока плавность хода. Очень цепкие тормоза на сухом покрытии, хорошее сопротивление продольному аквапланированию, высокая плавность хода. Замечания по управляемости, слабые боковые сцепные свойства на мокром.908,9 баллаМасса шины – 10,4 кг Глубина рисунка протектора – 7,8–8,3 мм Твердость по Шору – 73 ед Особенности – направленный рисунок Цена в Москве – 6960 руб. Соотношение цена/качество – 7,66 На сухом асфальте результаты средние – и по торможению, и по времени прохождения трассы. Поведение автомобиля в критических режимах аналогично «Бриджстоуну», но на финских покрышках БMВ ведет себя четче. Тем не менее на скоростном повороте ровную дугу удержать не удается – автомобиль «рисует» на асфальте многоугольник: передок периодически срывается, затем хватает асфальт и ныряет внутрь… При этом возможен неожиданный срыв в занос, который, впрочем, легко парируется «встречным» поворотом руля. Тормоза на мокром покрытии очень хороши, как и время прохождения мокрых трасс – результаты близки к тем, что показал лидирующий здесь «Мишлен». Поведение автомобиля в предельных режимах лучше, чем на сухом покрытии. Поворачиваемость в целом близка к нейтральной, хотя можно столкнуться с несколько размазанными скольжениями передней и задней осей. Восстановление сцепления плавное, без резкого дерганья автомобиля. Аквапланирование на прямой наступает раньше, чем у всех остальных. А в поперечном «Нокиан» проиграли лишь «Мишлену». Комфорт аналогичен «Мишлену» – шины тихие и мягкие. Очень высоки сцепные свойства на мокром покрытии, хорошая курсовая устойчивость и уровень комфорта. Скромное сопротивление продольному и поперечному аквапланированию, замечания по управляемости на сухом покрытии.931,7 баллаМасса шины – 10,1 кг Глубина рисунка протектора – 8–8,4 мм Твердость по Шору – 72 ед Особенности – асимметричный рисунок Цена в Москве – 7350 руб. Соотношение цена/качество – 7,89 По тормозам на сухом асфальте «Пирелли» – чемпион, а по времени прохождения трассы немного уступает лучшему результату. В предельных режимах поведение ровное и предсказуемое. Хорошо чувствуется начало скольжений и четкое, но не резкое восстановление сцепных свойств, что сразу же ощущаешь по реакции на руле. Небольшое замечание: при определенном сочетании действий водителя на дуге возможен легкий занос. При перекладке руля (S-образный поворот) автомобиль резко, чуть ли не рывком меняет траекторию. На мокром отмечено падение сцепных свойств. Из лидеров в «сухих» тормозах на «мокрых» «Пирелли» откатывается на четвертую позицию, проигрывая лучшей шине почти два метра. В прохождении трассы уступает лидеру более трех секунд, зато на мокром круге результат близок к лучшему. Управляемость на редкость приятна. БMВ послушно и предсказуемо ведет себя в скольжениях, которые, кстати, отменно чувствуются. По продольному аквапланированию – посредственно, ровно на 5 км/ч отстает от лидера, хуже только «Нокиан». В поперечном тоже не блещет – второй от конца. По плавности хода есть замечания – шины весьма жесткие. Лучшие тормоза на сухом покрытии, отличная управляемость на мокром, очень хорошая курсовая устойчивость. Скромное сопротивление продольному аквапланированию, замечания по плавности хода. За рулем 05/2006 157 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 225/45R17Y2-е место ContiSportContact 3Производитель –1-е место Michelin Pilot Sport PS 2Производитель –ГерманияБразилия934,2 баллаМасса шины – 9,2 кг Глубина рисунка протектора – 8,3 мм Твердость по Шору – 73 ед Особенности – асимметричный рисунок Цена в Москве – 6508 руб. Соотношение цена/качество – 6,97 Сухой асфальт: тормоза здесь хороши, но все же недостаточны, чтобы вывести шину в лидеры, – время прохождения замкнутой трассы самое худшее. Впрочем, «Конти» проиграл лидеру лишь одну секунду из семидесяти пяти. Управляется БMВ без замечаний – хорошо ощущаешь пределы возможного и начало скольжений. При этом машина ровно, без заноса и сноса сползает наружу поворота. При сбросе газа «по-переднеприводному» докручивается в поворот, а при добавлении – распрямляет траекторию. Резковато ведет себя при перекладке руля. На мокрой дороге тормоза отстают от лидирующего в этой номинации «Мишлена» более чем на метр. А по времени прохождения трассы проигрывают всего секунду из девяносто одной. Зато на мокром круге – лидер, отыгрывает у «Мишлена» четыре сотых секунды. Поведение в экстремальных режимах плавное, переходы в скольжения вполне понятны. В скольжениях машина хорошо управляется рулем и газом. Поворачиваемость, как и на сухом асфальте, нейтральная, без заносов и сносов. По аквапланированию и на прямой, и в повороте показатели средние. Комфорт без замечаний, в качестве особенностей отмечено «озвучивание» дорожных стыков. Лучшие боковые сцепные свойства, очень хорошие тормоза и управляемость. Слабое сопротивление поперечному аквапланированию.964,1 баллаМасса шины – 10,0 кг Глубина рисунка протектора – 7,2–7,8 мм Твердость по Шору – 72 ед Особенности – асимметричный рисунок Цена в Москве – 6840 руб. Соотношение цена/качество – 7,09 За сухую дорогу шины держатся очень хорошо – тормоза близки к лучшим, а время прохождения трассы самое лучшее. Автомобиль уверенно прописывает повороты на высокой скорости, не теряя дороги при «переборе». Занос не удается вызвать, даже если его провоцировать. Очень хорошо чувствуется начало скольжений, это позволяет уверенно двигаться на пределе. На мокром покрытии «Мишлен» тоже несомненный лидер. И тормоза, и время трассы и круга – лучшие из всех! Управляемость под стать сцепным свойствам. Машина очень четко рулится, будто идет по сухой дороге. Удивительно, но даже на запредельной скорости БMВ удерживает заданную траекторию, попискивая шинами. Но как только на дороге появляется слой воды, «Мишлен» пасует. Способности противостоять аквапланированию очень скромные. В продольном скорость почти на 5 км/ч ниже, чем у лидера, в поперечном тоже ощутимое отставание и... последнее место. Поэтому от гонок по лужам лучше воздержаться. Вместе с тем, благодаря очень хорошим результатам в других упражнениях «Мишлен» уверенно вышел на первое место в нашем тесте. Уровень комфорта очень высок. Лучшие тормоза на мокром покрытии и очень достойные на сухом, отличная управляемость на любом покрытии. Раннее продольное и поперечное аквапланирование.таточно. Нужно проследить, как он ведет себя на разных скоростях, насколько отклоняется от заданной траектории, как быстро колеса теряют сцепление с дорогой и т.п. В общем, здесь много критериев и потому используют один всеобъемлющий (комплексный). По результатам теста строится график зависимости бокового ускорения (сцепных свойств) от скорости прохождения поворота. Полученные результаты каждый производитель шин использует по-своему, несколько отличаются и комплексные показатели. Мы применили методику «Континенталя», который ориентируется на величину среднего бокового ускорения в диапазоне скоростей 65–95 км/ч. А вот «Мишлен», например, задает диапазон измерений поРЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНОКдругим координатам – от 0,2 g при наборе скорости до 0,15 g при снижении сцепных свойств. И в качестве комплексного критерия берет не среднее значение ускорения на этом участке, а интеграл (площадь фигуры между полученной кривой и осью скорости, ограниченной двумя значениями ускорений)... В силу особенностей полигона «Контидром» мы были вынуждены отказаться от наших традиционных «переставок». Вместо них использовали сухую (2100 м) и мокрую (1835 м) трассы сложных конфигураций и мокрый круг диаметром 55 м. Впрочем, замена практически равноценна. Вместе с автором покрышки тестировали Андрей ОБРАЗУМОВ и Антон МИШИН.Курсовая Комфорт устойчивость плавность внутренний на сухом на мокром асфальте асфальте хода шум Michelin Pilot Sport PS 2 Continental SportContact 3 Pirelli PZero Nero Nokian NRY Goodyear Eagle F1 Bridgestone Potenza RE 050A Коэффициент значимости 10* 80 9 72 8 64 7 56 7 56 6 48 8 10 100 8 80 10 100 8 80 7 70 6 60 10 10 60 9 54 9 54 8 48 8 48 7 42 69 36 8 32 7 28 9 36 10 40 9 36 49 45 9 45 8 40 9 45 9 45 8 40 5Управляемость автомобиля*Верхнее число – оценка, нижнее – баллы.158 За рулем 05/2006 ТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 225/45R17YРедакция благодарит за техническую поддержку шинные компании CONTINENTAL, BRIDGESTONE, GOODYEAR, MICHELIN, NOKIAN и PIRELLI. Отдельное спасибо компании CONTINENTAL за предоставленный испытательный полигон CONTIDROM.На правах рекламыБлестящий результатГонки "Формула 1": Гоночный трек, ревущие моторы, максимальные нагрузки для двигателя. Пилот и болид на пределе своих возможностей. Именно в такие решающие моменты высокотехнологичная продукция SONAX делает возможной их победу. Поэтому команда McLarenMercedes доверяет марке SONAX.(495) 112-60-73, 112-25-22 • www.toandto.dol.ruw w w. s onax . c om