122
123
ЭКОНОМИКАРОССИЙСКИЙ АВТОПАРКЛЕГКОВЫХ –ПОЧТИ 26 КИгорь Моржареттоак это ни прискорбно, но ив 2006-м информацию об изменениях в автопарке страны приходится начинать с тех же претензий, что и пять–десять лет назад. Вроде бы единая компьютерная сеть ДОБДД наконец-то создана, но работает она по старинке. Данные о состоянии автопарка на 1 января 2006 года в уважаемом департаменте подбивают лишь к началу марта – с появлением сети сбор информации не ускорился, равно как не изменилась и методика подсчета. Как и раньше, автомобили по возрасту делят «по-совковому»: «до 5 лет», «5–10 лет» и «старше 10 лет», хотя во всем мире давно другие критерии («до трех лет», «3–7 лет» и «старше семи»). По-прежнему все легковые автомобили подразделяют на отечественные и иномарки, а последние подают единой группой. (Господи, когда-нибудь они перестанут искажать всю нашу автомобильную статистику?) Пока же приходится в течение нескольких месяцев разбираться с полученной в ДОБДД МВД РФ базой, систематизировать ее, чтобы отделить новые «ниссаны» от 10-летних «ягуаров». К Московскому автосалону мы выпустим очередной наш ежегодник «Россия за рулем – 2005», а пока подведем лишь первые его итоги. Начнем с того, что, несмотря на неудержимую инфляцию (+12%) и сокращение численности населения, автопарк страны, как ив предыдущие годы, продолжает расти. На 1 января 2005 года он составлял 24 208 019 легковых автомобилей, а на 1 января 2006-го – уже 25 569 713. Таким образом, рост 1 361 694 (+5,6%). Это несколько меньше, чем годом раньше (+7,1%), но в любом случае в Европе по темпам роста у нас конкурентов нет! Пока сбываются прогнозы, по которым к концу первого десятилетия ХХI века в России будет 30–33 млн. легковых автомобилей. Но не станем забегать так далеко, а посмотрим, на чем ездим сегодня.ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ НА 1.01.2006Общее Изменение кол-во за год, % 25 569 713 5,6 7 492 852 7,6 252 375 5,0 118 510 4,0 213 744 6,0 445 297 0,0 445 297 9,1 175 923 11,0 100 634 6,8 179 422 4,3 212 992 5,7 2 623 292 4,4 1 593 606 12,9 142 953 10,4 204 506 5,4 189 341 46,0 181 973 0,3 236 402 6,4 298 175 15,8 185 637 7,9 2 642 021 5,4 140 772 –0,9 159 238 9,5 160 334 4,9 5578 10,3 213 503 7,2 234 371 310 743 1 063 479 137 759 101 911 114 333 3 507 539 77 047 155 670 30 784 101 857 44 654 63 868 103 995 59 259 1 047 412 500 248 177 533 416 750 728 462 4 858 723 775 913 3,0 7,0 4,9 3,1 8,9 10,1 4,0 6,9 5,1 7,5 3,9 1,8 5,3 9,4 17,6 3,0 3,7 6,2 3,7 3,1 5,1 10,4КЛАССИКА ЖАНРАИ сегодня приходится констатировать: основу нашего автопарка составляют морально и физически устаревшие автомобили, в первую очередь из «классического» семейства АВТОВАЗа. На учете состоит 7713 тысяч прямых наследников «копейки» (30% парка). А вот на второе место впервые вышли иномарки – их уже 5507 тыс. (без пресловутых «запорожцев»), или 21,5% парка. Согласитесь: примечательное событие. На третьем представители семейства «Самара» – их 2646 тыс. (10,3%). Далее идут «волги» – 1602 тыс. (6,3%), рядом сВсего по России Центральный ФО Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область г. Москва Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Северо-Западный ФО Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Ненецкий АО Вологодская область Калининградская область Ленинградская область г. Санкт-Петербург Мурманская область Новгородская область Псковская область Южный ФО Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия КабардиноБалкарская Респ. Республика Калмыкия КарачаевоЧеркесская Респ. Респ. Сев. Осетия и Алания Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область Приволжский ФО Республика БашкортостанРеспублика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Чувашская Республика Кировская область Нижегородская область 511 988 Оренбургская область 389 302 Пензенская область 186 462 Пермский край 402 896 Самарская область 691 630 Саратовская область 409 970 Ульяновская область 199 458 Уральский ФО 2 239 906 Курганская область 165 979 Свердловская область 748 979 Тюменская область 267 932 Ханты-Мансийский АО 363 702 Ямало-Ненецкий АО 108 244 Челябинская область 585 070 Сибирский ФО 3 175 585 Республика Алтай 38 866 Республика Бурятия 113 890 Республика Тыва 26 118 Республика Хакасия 103 123 Алтайский край 412 623 Красноярский край 491 315 Таймырский АО 2891 Эвенкийский АО 728 Иркутская область 360 388 Усть-Ордынский Бурятский АО 14 872 Кемеровская область 424 266 Новосибирская область 523 162 Омская область 326 990 Томская область 157 068 Читинская область 163 228 Агинский Бурятский АО 16 057 Дальневосточный ФО 1 260 823 Республика Саха (Якутия) 136 615 Приморский край 414 662 Хабаровский край 250 841 Амурская область 153 170 Камчатская область 95 140 Корякский АО 992 Магаданская область 38 900 Сахалинская область 138 458 Еврейская автономная область 28 904 Чукотский АО 3141Общее кол-во 80 789 100 927 536 012 248 393 121 146 203 837Изменение за год, % 6,5 2,5 6,7 0,3 6,6 7,2 3,5 2,8 10,5 3,8 4,8 –0,1 4,5 7,3 2,1 11,4 13,2 2,0 2,7 5,5 2,5 5,4 7,6 10,9 –0,4 –4,3 11,1 1,8 8,8 –11,9 7,5 6,6 5,8 3,4 5,2 4,6 12,2 6,3 5,0 3,2 3,9 8,1 8,9 2,5 3,2 22,7 –2,2 15,0122 За рулем 05/2006 МИЛЛИОНОВ!ВОЗРАСТ РОССИЙСКИХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2004 И 2005 гг.На правах рекламыкоторыми заднеприводные «москвичи» «восьмой», «двенадцатой» и «сороковой» моделей – 1,6 млн. (те же 6,3%). Замыкают список «миллионеров» современные «лады» – «десятки», которых 1293 тыс. (5,1%). Отметим попутно, что в стране, где многие месяцы приходятся на зиму и распутицу, большую часть парка составляют автомобили с задним приводом – их у нас 12,1 млн. (47,3%). Не радует российский парк и своим возрастом. Только 21,7% всех легковушек младше 5 лет, 27,7% – в возрасте от 5 до10 лет, а 50,6% – старше 10 лет. Это в среднем. Во многих регионах цифры еще более удручающие. Скажем, в Смоленской области 70,7% легковых автомобилей старше 10 лет, а в самой западной и самой продвинутой Калининградской области – и вовсе 80,8% (!). Впрочем, абсолютный рекордсмен тут Магаданская область – 90,4% очень старых машин. Правда, здесь и парк невелик – менее 40 тыс. легковых автомобилей. Самый же молодой парк – в Москве, Ханты-Мансийском АО и Татарстане, где очень старых машин менее 30%. Иномарок больше всего в Приморском крае (83%), Сахалинской (82,4%) и Калининградской областях (81%), что неудивительно, а в Ульяновской области их всего-навсего 3,6% (в среднем по стране, напомню, 21,5%). Большинство праворульных сосредоточено, естественно, за Уралом: чем ближе к Японии – тем их больше. Всего таких в России зарегистрировано 1,5 млн. (5,9% всего парка или 27,4% иномарок). В Приморье они составляют 79% парка, в Пензенской области – всего 0,1%, а в парке Кабардино-Балкарии (далеко не самом маленьком – между прочим, больше 100 тыс. легковых автомобилей) нет ни одной «праворукой»! Не принято, наверное, садиться за такой руль настоящему джигиту! И еще одно обобщение, правда, сделанное на основе данных только о российской составляющей парка (с иностранной будем знакомиться в последующих номерах): наши сограждане очень любят автомобили класса С. Их в на-шем парке 14,5 млн. (без иномарок) – 73% отечественного парка! Более подробную информацию о российском автопарке журнал будет представлять в течение года, а пока некоторые предварительные выводы.ЧТО ГОД ТЕКУЩИЙ НАМ ГОТОВИТАвтомобильный парк России растет очень быстро, но не вполне предсказуемо, в чем вина, конечно же, нашего правительства – никак оно не определится с приоритетами. В прошлом году с высоких трибун зачем-то снова подняли проблему «праворуких» (запретить – разрешить), в результате в страну в спешном порядке ввезли 375 тыс. подержанных «японок» (на 90% больше, чем в 2004-м!). Рынок отреагировал, а в итоге ряд отечественных и зарубежных производителей не смог выполнить план по продажам новых автомобилей. И хотя их доля в конечном счете немного выросла, в среднем парк все-таки постарел… Недостаточно быстро обновляется парк и по другой причине. За год с учета снято для утилизации чуть больше полумиллиона старых автомобилей. Это очень мало, особенно если учесть средний возраст легковушек в стране. Значит, слабо работают налоговые органы. Впрочем, этот упрек можно отнести ик утилизации автомобильного старья в стране. Но как бы то ни было, через год, видимо, можно будет говорить, что наш парк вплотную приблизился к цифре 27 млн., а число автомобилей на 1000 человек составит 190–200 (сейчас – 180). Что это будут за машины? Самым многочисленным останется прежний С-класс (кстати, и среди проданных в прошлом году новых машин он занимает ведущее место – 56%). За счет отечественной «Калины» и иномарок вырастет доля городского класса В, больше станет вседорожников (тут вклад в основном «иностранцев»). И еще есть робкая надежда, что наш парк хоть чуть-чуть да помолодеет. Насколько верным окажется этот прогноз – покажет время.За рулем 05/2006 123