210
211
ТЕХНИКАОТХОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ«Мини» невелик, но количество вторсырья в нем впечатляет.ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?А лек се йВоробьев - О бу ховКак ни привыкаем мы к верному железному коню, но годы берут свое. И тогда наступает время «сдирать подковы», то есть списывать автомобиль в расход. Процедура, кстати, бесплатная и быстрая: в ГИБДД сегодня можно не представлять ни останки теперь уже недвижимости, ни даже номера и документы – все равно снимут с учета «по утилизации». Но… что же делать с этими самыми останками? Мы решили посмотреть на процесс глазами цивилизованного бюргера: ведь «у них» на свалку отправляют гораздо больше машин, и проблема должна была назреть раньше, чем у нас. Верно: в одной только Германии ежегодно списывают 1,6 миллиона авто! Процедура экологически чистых похорон прописана в законе ЕС 2000/53/EG, действующем с июля 2002 года. Согласно ему, владелец машины, впервые поставленной на учет послеСлабонервных просим перевернуть страницу: по «их» понятиям, это уже хлам.210 За рулем 05/2006 ОТХОЖИЙ ПРОМЫСЕЛэтой даты, вообще не должен ни о чем хлопотать: утилизацию в специально оборудованных и сертифицированных центрах безвозмездно выполняет изготовитель. Ясно, впрочем, что стоимость процедуры аккуратно спрятана в цене автомобиля. Производителям хотелось бы минимизировать и эти расходы, поэтому в последнееПерво-наперво «сапер» произведет подрыв пиропатронов.время ими предпринят ряд технологических новаций, облегчающих именно разборку и утилизацию. (Кстати, в скором времени доля узлов, подлежащих переработке, достигнет 95%!) В общем – меньше неразборных и трудноразбираемых соединений, больше перерабатываемых пластиков и т.д. Результаты не заставили себя ждать. Вот, например, итоги «от-хожего промысла» в немецком отделении «Форда» за 2004 год: на переработку отправлены 2,8 млн. л масла, 1,3 млн. л остатков из масляных и топливных фильтров, 183 тыс. л «тормозухи», 141 тыс. л антифриза и стеклоомывателя, 3 млн. кг покрышек, 833 т аккумуляторов, 766 т стекол, 590 т пластиковых бамперов, 254 т древесины и 4800 кг стиропора. Не слабо?Обивочные материалы прессу не отдадут.Вклеенные стекла вырежут по периметру специальным инструментом.Салон заполнится тальком и дымом, который тут же отсосут. Неужели и его на переработку? Из двигателя, трансмиссии и даже амортизаторов сольют все! Перед прессованием манипулятор безжалостно вырвет, вероятно, отказавшее сердце. Местный афрогерманец заботливо их рассортирует. Наконец, будет демонтирован содержащий драгметаллы нейтрализатор. Прощай, «Мини»…Типовая процедура утилизации: – осмотр – калькуляция – выдача технологической карты – нейтрализация пиротехнических устройств – слив жидкостей – демонтаж вредных компонентов (батарей, галогенных лампочек и т.п.) – демонтаж отделочных материалов – демонтаж силового агрегата и трансмиссии – прессование – измельчение – сортировка За рулем 05/2006 211