110
111
112
АВТОМОБИЛИПАРК ЗРТРЕЩИНЫ В ОТНОШЕНИЯХА лександр Буд кин «ШЕВРОЛЕ-НИВА»Изготовитель:.......................................................................................................«GM-АВТОВАЗ» Год выпуска: ..................................................................................................................................2002 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: .......................................................................с декабря 2002 Пробег на момент отчета: .....................................................................................100 тыс. км Предыдущие публикации в журнале: ..............2003, № 2, 4, 6, 8, 11, 12; 2004, № 1, 5, 10, 12; 2005, №11Споры о том, сколько ездить на «Шевроле-Ниве», вели с ее появления в редакции. В документах на автомобиль указан ресурс 90 тыс. км, представители СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» заверяли, что «должно быть 120 тысяч». Посове-щавшись, мы остановились на круглой цифре – 100.ГОДЫ ЮНОСТИНа долю автомобиля выпало немало приключений. Он, если верить производителю, был первым из товарных, укоторого сломалась крышка переднего редуктора (см. ЗР, 2003, № 6). Потом мы, также в числе первых, на бездорожье надломили задний бампер. Затем к списку слабостей «Шевроле-Нивы» добавились наружные зеркала(кронштейны закисают и при любом контакте отламываются), система охлаждения – из нее куда-то неудержимо уходит «Тосол», а у каждого второго автомобиля хоть раз в жизни срывает подводящий патрубок радиа-ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИНеобходимость частой регулировки передних ступиц – одна из особенностей всех «нив», «Шевроле» – не исключение. Открутилась гайка на трапеции привода стеклоочистителей – дворники встали.Сломав второе зеркало, приучился каждый вечер складывать «лопухи». Иначе, через пару месяцев зеркала закисают и ломаются. Увы, через 6–8 месяцев они все равно теряют подвижность. Итог – четыре зеркала за 100 тыс. км.Капот через три года выглядит неважно. К счастью, коррозия не распространяется, но серый цвет для «Нивы» – не лучший.Самое уязвимое в передней подвеске – шаровые опоры (неудачный пыльник). На более поздних машинах опоры стали ходить до 60 тыс. км. Приводы вполне могут осилить 100-тысячный рубеж, но для сальников полуосей даже 45 тыс. км – большая удача.Переключатель забора воздуха стал настолько тугим, что ручка однажды не выдержала. Еще больше хлопот доставил один из тросов привода печки. Тот, что регулирует температуру, вылетел из оплетки. Ремонт оказался нелегким, небыстрым и недешевым.110 За рулем 05/2006 ПАРК ЗРтора, а также катушка зажигания – хоть одну, да заменишь. Была еще куча проблем, связанных с конструктивными недочетами первых «нив». Но поговорим лучше о тех, что актуальны и для теперешних владельцев. К лету 2003-го, когда наша «Нива» собиралась на ТО-15 тысяч, а счет проданным автомобилям шел на тысячи (но еще не на десятки тысяч), в очередь на фирменный техцентр записывали за неделю. Плановое обслуживание стоило больше $200 (в полтора раза дороже, чем для «КИА-Спортидж»). Но владелец мог успокоить себя тем, что поддерживает гарантию. Ради нее соглашались поставить автомобиль в гараж на несколько дней. Это раздражало, но автор (и не он один) верил, что сервисная сеть быстро развивается и очередей скоро не будет. Спустя примерно год автомобиль проходил ТО-60 тысяч, а проблем только прибывало. Гарантия кончилась, число поломок росло, цены на обслуживание оставались высокими, а их произведение на нормочасы раздражало больше, чем сами очереди, которые, кстати, меньше не стали: автомобилей-то прибавлялось! Добавьте дороговизну оригинальных запасных частей, которые к тому же трудно купить в магазине. Из-за этого и приходилось ехать на фирменный сервис. Минул еще год: пробег перевалил 100-тысячный рубеж. Станций, готовых обслуживать машину, стало больше, но на фирменных очередь не исчезла. Плановый визит на сервис подразумевает наличие в загашнике примерно тысячи долларов. И дело не в том, что слишком дороги запчасти: они появились в магазинах и даже заметно подешевели. Но ведь цена нормочаса на фирменных СТО – $25–30. А операций на «Ниве» с таким пробегом нужно сделать много. Счет за обслуживание нашей машины при пробеге 90 тыс. км превзошел самые смелые предположения… $1700! Замечу: автомобиль приехал на СТО своим ходом и, как я был уверен, в приличном состоянии. Итак, замена нескольких сальников, пыльников, сайлент-блоков (задние «махнули» вместе со штангами), всех шаровых опор и приводных ремней, передних тормозных колодок, свечей зажигания, нескольких шлангов в системе охлаждения. А еще – постукивали клапаны и появилась усталостная трещина на крышке пятой передачи. Заменили гидрокомпенсаторы и крышку вместе с парой шестерен, поскольку те выгля-ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИС двигателем не очень повезло: холодный с рождения постукивал клапанами. К 40 тысячам стук стал навязчивым – заменили гидрокомпенсаторы. К 90 тысячам все повторилось. Выкрашиванием зубьев на шестерне V передачи бывалых владельцев «нив» не удивишь. «Шевроле» – не исключение. Хуже, что треснула корпусная деталь, в полости которой работает пятая передача.Низкий уровень «Тосола» – хроническая болезнь, даже если нет течей. Возможно, причина в том, что сразу после выключения зажигания вентилятор останавливается. Двигатель перегревается по нескольку раз в день.Один из внезапных отказов машины, потребовавший вызова эвакуатора, связан с сигнализацией. А установил ее при продаже «Нивы» официальный дилер. В первый год ломался замок зажигания со встроенным приемником иммобилайзера, отходили контакты комбинации приборов. Сальники текут через 20–40 тыс. км. Видимо, такова чистота обработки валов, которые они уплотняют. Родные вазовские хомуты лучше заменить сразу.Генератор со шкивом под поликлиновой ремень сейчас на всех «нивах». У нас – ранняя машина с другим шкивом, а главное – с нижним расположением агрегата. На него постоянно капает «Тосол» и летит грязь. За три года заменили четыре диодных моста и генератор в сборе!За рулем 05/2006 111 АВТОМОБИЛИПАРК ЗРс грунтом. Напомню, незадолго до запуска машины в серию существенно снизили жесткость задних пружин для улучшения управляемости. В результате автомобиль с тремя пассажирами сзади стал на бездорожье доставать бампером до земли. Ну а последняя трещина, как вы помните, на крышке пятой передачи – самая неприятная. Но может, это еще цветочки? Летом 2005-го в редакцию позвонил читатель и пожаловался: на его «ШевролеНиве» выкрашиваются… детали переднего тормозного механизма! Отправили запрос на «Джи-Эм–АВТОВАЗ», ответ приводим. монт и обслуживание – $6490, на бензин – $5080. Итого: $19 570 с учетом стартовых 8 тысяч или $22 370 – для теперешних почти 11 тысяч. Наш опыт дает возможность сравнить эту сумму с аналогичной для корейского или японского автомобиля С-класса. Как правило, в первом случае получается чуть меньше, во втором – примерно столько же.ОТВЕТ «Джи-Эм–АВТОВАЗ»по дефекту соединителя переднего тормоза (дет. 21233501085б).1. Деталь входит в состав передних тормозов и поставляется на сборку нашим поставщиком ОАО «АВТОВАЗ». Конструкция детали также была разработана и испытана на ОАО «АВТОВАЗ». Результаты полного цикла испытаний – положительные. Ресурсные испытания были проведены в полном объеме, включая зимние и «юг, горы». В процессе испытаний этот дефект не наблюдался. 2. Дефектные детали были переданы в исследовательский центр ОАО «АВТОВАЗ» для проведения исследований и выявления причин разрушения. По заключению экспертов, разрушение детали произошло попричине электрохимической коррозии. Важно, что этот дефект является единичным и на сегодняшний день обнаружен только на нескольких автомобилях, произведенных в августе 2003 года. По заявлению экспертов ОАО «АВТОВАЗ», такое же соединение применяется и на цилиндре тормозов, изготовленном из алюминиевого сплава литьевым способом, и эта деталь не подвергается электрохимической коррозии. Соединитель тормозов был изготовлен из прутка дюралюминиевого сплава методом машинной обработки. 3. О наличии дефекта были информированы все дилеры ЗАО «Джи-Эм–АВТОВАЗ» с целью контроля автомобилей ив случае необходимости замены деталей. ОАО «АВТОВАЗ» подготовило программу по скорейшему переходу на изготовление соединителя методом литья ив августе 2005 г. планирует начать выпуск новой детали. В настоящее время продолжаются исследования в лабораториях ОАО «АВТОВАЗ» с целью недопущения подобных дефектов.Се р ге йЗахарченко , м енед же рпомоделямдейст ву ющегопроизводстваСП « G M – А ВТ ОВАЗ » .ЧЕГО В БОЧКЕ БОЛЬШЕ?Дегтя, конечно, достаточно, но венчать рассказ столь печальной нотой не хочется. Во-первых, эксплуатация полноприводного автомобиля всегда дороже обычного. А во-вторых… Мы уже купили следующую – как уверяет производитель, конструктивно и технологически доработанную «Ниву». Хочется верить, что большая часть наших проблем принадлежит эпохе становления совместного предприятия иу новых владельцев их не будет..ПОЧЕМ УДОВОЛЬСТВИЕПрежде чем ответить на вопрос «брать или не брать?», предлагаю каждому из потенциальных покупателей немного арифметики. Цена автомобиля в декабре 2002 года – $8000, сейчас минимальная – $10 800. Расходы за 100 тыс. км на ре-РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ ЗА 100 ТЫС. КМСтатья расходов ТО-2500 км ТО-15 тыс. км* ТО-30 тыс. км и текущий ремонт** (замена амортизаторов, приводов передних колес, шаровых опор, передних тормозных колодок, регулировка ступиц, др.) ТО-45 тыс. км и текущий ремонт (замена гидрокомпенсаторов, наружных зеркал, задних тормозных колодок, рабочего тормозного цилиндра, регулировка ступиц, др.) ТО-60 тыс. км и текущий ремонт (замена сцепления, передних тормозных колодок, сальника полуоси, диодного моста, проточка тормозных дисков, регулировка ступиц, др.) Шины Michelin 4х4 A/T XTT, 205/70R15 ТО-75 тыс. км и текущий ремонт (замена генератора, звукового сигнала, карданного вала, троса отопителя, катушки зажигания, левого наружного зеркала, мотора заднего омывателя, диодного моста, ремонт трапеции стеклоочистителя, регулировка ступиц, др.) ТО-90 тыс. км и текущий ремонт, до 97 тыс. км (замена гидрокомпенсаторов, диодного моста (дважды), разъема электровентилятора, колодок передних и задних, пыльника рабочего цилиндра сцепления, шланга системы охлаждения, стеклоподъемника водительской двери, хомутов (3 шт.), сальников (4 шт.), реактивных штанг заднего моста, крышки коробки передач, блока шестерен и муфты V передачи, шаровых опор, ремней, регулировка ступиц, др.) Текущий ремонт к 100 тыс. км Замена зеркала заднего вида, ремонт электрооборудования Итого на ремонт и обслуживание Расходы на бензин (11,6 л/100 км) ИТОГО РАСХОДОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ (ремонт, бензин) Сумма, руб. 6447 5413 33 648 28 156 20 335 17 000дели неважно. А ведь при таком пробеге нередко приходится обновлять шины или менять тормозные диски, могут выйти из строя амортизаторы или задние колодки. Так что не стоит думать, будто названная цифра – предел.ТРЕСНУТАЯБиографию нашей «Шевроле-Нивы» можно писать не только в рассказах про обслуживание, но и, например, в историях… трещин. В 2003-м дважды трескалась крышка переднего редуктора (в глубоком снегу зимой и топкой грязи летом).Производитель винил нас в неправильной эксплуатации, но, когда поломки появились и на других машинах, разработал усиленную крышку. Кстати, поломка весьма неприятная: чтобы ехать дальше, нужно снять передний кардан и включить блокировку. В августе того же года «Нива» отправилась во Владивосток. Вернулась с трещиной в левом лонжероне, где крепится редуктор рулевого управления. Говорят, это место потом тоже усилили. А почему потом? После этого дважды трескался задний бампер – от касания25 59148 360 2300 187 250 144 870 332 120*Без учета стоимости внедорожных шин Cooper Discoverer A/T STT 215/75R15. **Без учета внепланового ТО и диагностических работ, связанных с пробегом во Владивосток.112 За рулем 05/2006