242
243
СПОРТМАТЧАСТЬПришельцы с планеты «Слякоть». Прозрачный дождевик – дань уважения спонсорам. В нем и сухо, и логотипы партнеров не скрыты от глаз. Турбовизор на шлеме – залог того, что пилот видит трассу.ЗАЩИЩАЕМ ЛОКТИ, КОЛЕНИ, РЕБРАВ отличие от турбовизора и дождевой экипировки, предназначенных для ненастной погоды, элементы защиты пилота от травм нужны всегда. Основное назначение картингового комбинезона – механическая защита, и у дорогих моделей она присутствует изначально в виде полистироловых вставок в области локтевых и коленных суставов, груди и спины. А вот бюджетные версии нужно дополнять внешними элементами: налокотниками, наколенниками и защитой ребер. Комбинация «недорогой комбинезон плюс дополнительные элементы», пожалуй, более приемлема – меньше затрат. В качестве же и удобстве внешней защиты можно не сомневаться: именитые фирмы разрабатывают ее с учетом опыта и рекомендаций лучших пилотов. Наколенники и налокотники для картингистов выполняют из обычных синтетических материалов. Для пилотов жеВ ЭКИПИРОВКУ КАРТИНГИСТА...Вадим НикишевСосновными элементами гоночной экипировки – шлемами, комбинезонами, обувью, перчатками, специальным бельем – наши читатели уже познакомились (ЗР, 2005, № 8, 11; 2006, № 2). А что же мелочевка с последних страниц каталогов спортивной амуниции? Обычно она «остается за кадром». А зря, в автоспорте нет ничего второстепенного. Порой «какие-то мелочи» и помогают опередить соперников. О таких элементах гоночной экипировки из гардероба картингиста и пойдет здесь речь.ЧТОБЫ ВИДЕТЬ И НЕ МОКНУТЬЕсли вы не увлекаетесь картингом, никогда не догадаетесь, что это за зверь такой – «турбовизор». Увидев же набор пластмассовых деталей под таким названием, скорее всего, решите: ему место на полке «Детского мира», а не на гонках. Кому нужны эти козырек, подшипник, плоская резинка с двумя замочками и прозрачное «блюдце» с насечками? Собранное из этих деталей устройство служит картингистам в дождливую погоду. У штатного забрала гоночного шлема нет стеклоочистителей. Его снимают и взамен монтируют козырек с блюдцем-пропеллером. Последнее в движении под напором набегающеговоздуха вращается и сбрасывает с себя воду и грязь, летящие из-под картов идущих впереди. Турбовизор не так плотно прилегает к шлему, как штатное забрало, и внутренняя поверхность прозрачного блюдца не склонна к запотеванию. Однако турбовизор не универсален. Там, где скорости достаточно велики, он может создать дополнительную нагрузку на шею пилота или же его сорвет набегающим потоком. Используют еще и защитные пленки на стекле шлема, но их приходится по мере загрязнения срывать, что отвлекает от управления. В плохую погоду картингисты используют непромокаемые бахилы и дождевые комбинезоны. И те, и другие – поверх штатной экипировки. Как правило, обувь гонщиков сделана из замши. И что бы ни утверждали рекламные буклеты про влагоустойчивую пропитку, в сильный дождь без бахил не обойтись! И дождевые комбинезоны позволяют пилоту не промокнуть, хотя сидит он порой почти что в воде. Дождевики бывают прозрачные и непрозрачные, но по влагозащитным возможностям они почти не различаются (важно, чтобы швы были хорошо проклеены). Правда, под прозрачным дождевиком можно увидеть спонсорские логотипы на комбинезоне.Картинговый налокотник от травм. Точно такой же, только из огнеупорного материала, применяют пилоты формул в тесном кокпите.242 За рулем 05/2006 МАТЧАСТЬформулы и спортивных авто, где есть риск получить травму в тесном кокпите (скажем, при переключении передач) их делают из огнеупорного номекса. Отличить картинговые от формульных просто – последние в два-три раза дороже. Кстати, существует и жароустойчивый нарукавник: он оберегает локоть от раскаленного двигателя или выпускной системы, исключая, прежде всего, повреждения… комбинезона. Лучше уж оплавить копеечный нарукавник, чем прожечь дорогой комбез. Еще один элемент экипировки, которым не стоит пренебрегать, – опора для шлема. Масса хорошего шлема всего 1200–1800 г, но и это заметный довесок в ходе гонки, где шейный отдел позвоночника пилота постоянно под нагрузкой. Если же шлем покоится на опоре, шее легче переносить и вертикальные, и боковые перегрузки. Опора не крепится к шлему жестко, а лишь плотно к нему прилегает. Этого вполне достаточно. Картинговый «ошейник» заметно дешевле огнеупорного автомобильного или формульного, сделанных из номекса.На правах рекламыЭто не хоккейные доспехи, а защита ребер картингистов. Ее демонстрирует призер чемпионата страны Владимир Нечаев.Этот блестящий нарукавник не спасает от травм. Его назначение – уберечь комбинезон при контактах с горячим двигателем.«Липучки» позволяют подогнать наколенник по любой ноге. Опора для шлема особенно нужна маленьким пилотам: их шея более уязвима, чем у взрослых. За рулем 05/2006 243