154
155
ЭКОНОМИКАПРОДАЖИ ВI КВАРТАЛЕБРЕМЯ ПОПУЛЯРНОСТИИгорь МоржареттоПрошедшая зима в самой обширной стране мира выдалась на редкость длинной и морозной – впору было ожидать спада продаж автомобилей. Действительно, стоит ли в такие холода по автосалонам таскаться? К тому же I квартал повсеместно в мире считается провальным – народ тяжело отходит от череды зимних праздников и за серьезными покупками собирается только к началу весны. Это у них. А у нас реальность в очередной раз опровергла все правила и тенденции – продажи иномарок за первые три месяца превзошли аналогичный период прошлого года в 1,5 (!) раза.ПРОДАЖИ ИНОМАРОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ВI КВАРТАЛЕ 2006 ГОДАМарка1. Hyundai 2. Chevrolet 3. Ford 4. Daewoo 5. Toyota 6. Mitsubishi 7. KIA 8. Renault 9. Nissan 10. Mazda 11.VW 12. Opel 13. Suzuki 14. Peugeot 15. Citroen 16. Skoda 17. BMW 18. Audi 19. MercedesBenz 20. Honda 21. Lexus 22. Volvo 23. Land Rover 24. Subaru 25. SsangYong 26. Porsche 27. Chrysler 28. Jeep 29. Jaguar 30. Mini 31. SAAB 32. Cadillac 33. Hummer 34. Alfa-Romeo 35. FIAT 36. Lancia ИТОГОI кв. 200621 930 19 045 15 950 15 273 15 033 13 963 10 977 10 682 10 235 6196 3245 2737 2716 2645 2289 2206 1904 1755 1579 1543 1521 1393 1066 1065 601 234 227 212 156 101 55 51 27 721I кв. 200514 560 14 306 8 619 15 199 11 220 11 924 4456 4661 5990 3350 2244 2140 1575 1571 923 1209 1285 1225 853 1557 763 766 677 810 150 60 174 216 43 66 52 29 17 14 15 0Изменение, %51 25 85 0,1 34 17 146 142 71 85 46 28 72 73 157 82 48 43 85 –1 99 85 57 31 301 290 30 –2 263 53 6 76 59 –50 –87 – 49НАШИ, ПОЧТИ НАШИ, НЕ НАШИУвы, как ив прошлые годы, мы не можем по итогам квартала сравнить продажи отечественных автомобилей и иномарок – такую отчетность «классические» российские производители по традиции представляют всего два раза в год. Поэтому для «наших» можно точно назвать лишь количество изготовленных машин, а цифру проданных – только приблизительную. Из-за этого мы сводим в таблицу лишь «иностранцев», зато всех – как изготовленных в России, так и ввезенных по прямому импорту. Итак, согласно официальным данным, АВТОВАЗ вI квартале 2006 года увеличил производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%, было выпущено 170 686 автомобилей «Лада». Всего за три первых месяца 2006-го на внутреннем рынке реализовано 138 тыс. автомобилей, что на 2,8% превышает продажи в тот же период 2005-го. Так-то оно так, но все равно четвертая часть выпущенных автомобилей в начале апреля еще была не продана! Надеялись на весенний ажиотажный спрос? Собственно, на этом успехи традиционных отечественных производителей закончились; все остальные заводы сообщили о снижении выпуска. А вот «иностранцам» есть чем гордиться. Правда, в почти 50-процентном росте продаж большая заслуга «новых» отечественных производств: ведь львиная доля иномарок была собрана на территории России, Узбекистана и Украины!168 622 113 134Вот рапортуют: продажи автомобилей «Хёндэ» в России за первые три месяца этого года выросли в 1,5 раза и достигли почти 22 тыс. шт. Но при этом большая их часть (почти 11,7 тыс.) собрана на Таганрогском заводе. Самым популярным по-прежнему остается российский седан «Акцент» (8535 машин), корейский хэтчбек «Гетц» значительно отстает от своего собрата – с результатом 3161 автомобиль занимает в шкале успеха лишь 13-е место. Еще одно «увы» (к счастью, единственное в адрес «новых» производителей) касается российско-американского СП «GM-АВТОВАЗ». За январь–март 2006 года здесь выпустили 9661 автомобиль – на 28,3% меньше, чем годом раньше. При этом с января по апрель продали 9165 автомобилей – 9 тысяч вседорожников «Шевроле-Нива» и 165 седанов «Вива». Похоже, спрос на совместное детище – «Ниву» быстро падает; о причинах охлаждения мы писали уже неоднократно. И появление долгожданной «экспортной» версии за 19,2 тыс. долл., по нашему мнению, вряд ли серьезно подогреет интерес к модели. Слишком долго ее ждали, да и цена не радует… Тем временем Запорожский автозавод наращивает экспорт в Россию своего «Шевроле-Ланос». Перелицованная «кореянка» made in Ukraine расходится в нашей стране на ура: ее впервые показали россиянам в ноябре-декабре, а уже в феврале ежемесячные продажи перевалили за 2 тысячи штук. Очень сложно логически объяснить всплеск вI квартале спроса на автомобили из Узбекистана. «УзДэуАвто» в январе–марте продало в России свыше 15 тыс. машин, а модель «Дэу-Нексия» неожиданно вышла на первое место в рейтинге популярности, поднявшись сразу на три позиции! Продажи компании «Форд» росли в строгом соответствии с планами и достигли 15 950 автомобилей. Американцам тут планировать легко: ведь основные объемы «выбираются» за счет одной, но очень популярной модели «Фокус», которую собирают в Ленинградской области. Сколько сделали – столько и продали; очередь-то по-прежнему на три-четыре месяца. В итоге общий рост по сравнению сI кварталом 2005 года – 85%.154 За рулем 06/2006 ПРОДАЖИ ВI КВАРТАЛЕТаким образом, благодаря прежде всего российской (или «эсэнговской» сборке) четверка лидеров занимает 42% всего рынка новых иномарок. Почти 13% продаж приходится на долю компаний «Рено» и КИА (8-е и 9-е место в рейтинге), которые наладили сборку в Москве, Ижевске и Калининграде. «Тойо«Мицубиси-Лансер» «съехал» со второго места на третье. Причем, если сравнивать сI кварталом 2005 года, то нынче модель продавалась лучше (+27%), а если с IV кварталом – то куда хуже (–25%). Снизились и продажи основных конкурентов – «Ниссана-Алмера» и «ТойотыКоролла», которые тоже опустились наСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НОВЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2006 ГОДАПРОДАЖИ ИНОМАРОК ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА ПРЕВЗОШЛИ АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА В 1,5 (!) РАЗА.та» (№ 5) уже строит завод в Санкт-Петербурге, «Ниссан» (№ 9) и «Фольксваген» (№ 11) вот-вот подпишут соглашение о промсборке. Нужны еще какие-то аргументы в пользу открытия новых заводов? два-три места вниз. Объяснения тому простые – модели не самые новые, не самые дешевые, а в спину дышат конкуренты, собранные в России и на Украине. Впрочем, уже не дышат – обогнали: «Рено-Логан» из Москвы ныне на 5-м месте, а «Шевроле-Ланос» из Запорожья – на 6-м. Поднялся на один пункт «ХёндэАкцент» из Таганрога; еще несколько месяцев – и он может обойти «Лансер». Тогда все верхние строчки в рейтинге будут занимать исключительно модели, собранные в пределах СНГ. Несколько моделей выбыли из первой десятки – по самым разным причинам. Скажем, у «Тойоты-Кэмри» в эти месяцы как раз прошла смена поколений – соответственно, темпы продаж замедлились. «Мазда-3» пробыла в первой десятке всего один квартал и откатилась на 12-е место. Ее покупатели тоже, видимо, ждут рестайлинговую версию, которая появится уже летом. На четыре места вниз (сразу на 13-е) «уехала» корейская модель «Хёндэ-Гетц» (на 15% ниже, чем в последнем квартале 2005го). Видимо, стала дороговатой. Но есть и другая причина: поджимают модели, собираемые в странах СНГ. Десятое место вновь занимает узбекский «Дэу-Матиз», а на 11-м – ижевская «КИА-Спект-ЗА ЖЕЛТОЙ МАЙКОЙЕсли в первой десятке компаний-лидеров перемен практически нет, то в рейтинге популярности моделей довольно много изменений. Одни увеличили армию своих поклонников, популярность других пошла на убыль – тяжкое это бремя… Обогнав российско-американский вседорожник «Шевроле-Нива» (многолетний лидер скатился сразу на четвертую позицию), а также «Мицубиси-Лансер» и «Форд-Фокус», вершину пьедестала вновь заняла «Дэу-Нексия». Сколько лет подряд этой заслуженной модели предрекают забвение, а она вдруг бьет рекорды продаж! В I квартале 2006 года куплено почти 11 тысяч этих автомобилей; реализация по сравнению с IV кварталом прошлого года выросла на 44,3%. Следующий всплеск интереса к «Нексии» намечается на осень, когда компания «УзДэу» обещает вывести на рынок обновленный вариант. Вслед за «узбечкой» идет российский «Форд-Фокус».* По оценке ЗР; компания «Форд моторс СНГ» дает лишь общую цифру продаж моделей «ФордФокус» и «Форд-Фокус С-max» (11 025 шт.).`ра» (за квартал продано 3950 автомобилей). Так три японские модели гольфкласса оказались со всех сторон зажаты «нашемарками». Глядишь, еще годикдва – и выдавят вчерашних любимцев во вторую десятку. Если их не начнут тоже собирать в России. Ведь сейчас это одно из основных условий, чтобы оставаться популярной моделью…На правах рекламыЗа рулем 06/2006 155