222
223
ТЕХНИКАПРОТОТИП ДИЗЕЛЬНАЯ «КАЛИНА»ЭКОНОМ-КЛАСССе р ге йМишин . Ф отоа вт ораиА ВТ ОВАЗаРечь пойдет о необычной машине. Это опытный образец «Калины» с дизельным двигателем – самым современным, «коммон рейл», выполняющим нормы токсичности Евро III и Евро IV. АВТОВАЗ всегда «держал в голове» дизельные модификации своих автомобилей. В свое время такая машина была даже в семействе «Самары» – но что-то не срослось, и серийной она не стала . Итак, турбодизель Peugeot Citroen Moteurs DV4TD Euro-IV – первый из нового семейства «DV» двигателей FSM, созданных содружеством «Пежо-Ситроен» и «Форд». Наиболее интересные отличия моторов этого семейства – компактность, позволяющая легко «вживлять» их в автомобили разных марок; соответствие нормам токсичности Евро III и Евро IV (с рециркуляцией отработавших газов); экономич-ность – они на 23% экономичнее своего аналога DW8B. Теперь конкретно об особенностях двигателя DV4TD: – впускной коллектор интегрирован в декоративную крышку двигателя; – выпускной коллектор расположен спереди; – катализатор установлен непосредственно на выходе турбины. В комплекте с двигателем коробка передач MA5 того же производителя: пять передач, тросовое управление, передаваемый крутящий момент 150 Н . м. Сцепление LuK тоже с тросовым приводом. Приводы колес комбинированные – внутренние шарниры типа «Трипод», наружные – шариковые, производства АВТОВАЗа. Система выпуска осталась почти без изменений, лишь компенсатор (сильфон) сдвинут по трубе ближе к двигателю. Си-ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель LADA KALINA ВАЗ-11197 ВАЗ-11194турбодизель бензиновыйОбщие данные: Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н . м при об/мин1115 1590 н.д. 148 ДТ 50 н. д. н. д. 5,21070 1545 13,4 166 АИ-95 50 5,7 7,8 н. д.спереди поперечно Р4 Р4 8 16 1398 1390 18 10,5 50/68 66/89 4000 6000 150 130 1750 4000222 За рулем 06/2006 ПРОТОТИП ДИЗЕЛЬНАЯ «КАЛИНА»Работает мотор на удивление мягко, вибраций почти нет. Из специфических ощущений отмечаю лишь стрекот, да и тот непривычной для дизеля приятной тональности. Трогаемся. Как правило, в дизелях требуется передать большой крутящий момент – оттого сцепление довольно тугое, плавно включить его без привычки непросто. Здесь этого нет: момент, достаточный для троганья, обеспечивается уже на оборотах холостого хода, а сцепление включается очень плавно. Уже через несколько километров по городским улицам кажется, будто на дизельной «Калине» ездишь давно. При разгоне можно перебирать передачи очень быстро – достаточно надавить газ на пять–десять миллиметров, и пора включать следующую. Переключение, кстати, очень легкое и четкое. Общий ход педали газа довольно большой и добросовестно подкреплен интенсивностью разгона. Сам разгон очень ровный, без провалов и подхватов, вызванных турбонаддувом. Проверено – турбоям нет! Выскочив за город, набираю разрешенные девяносто, и тут дизельный стрекот растворяется в общем шуме автомобиля. Из-под капота доносится просто звук работающего двигателя. Машина динамично выполняет обгоны и легко держит 130 км/ч! Неплохо, если учесть, что расход топлива при этом укладывается в5л на 100 км. В целом дизельная «Калина» оказалась весьма приятной машиной. Никаких отрицательных особенностей, связанных с дизелем (повышенный шум, вибрации, проблемы с пуском, жесткое сцепление, вялый мотор), не обнаружено. Скорее, наоборот, впечатления только положительные.На правах рекламыКомпактный дизель легко поместился под капотом «Калины».Привод правого колеса – сквозь кронштейн задней опоры силового агрегата.Подвеска силового агрегата аналогична штатной, но на других, экспериментальных опорах.стема охлаждения тоже мало отличается от штатной – радиатор родной, только патрубки с измененной конфигурацией и другой расширительный бачок. Систему топливоподачи изменили в соответствии со спецификой дизельного двигателя. Получив общее представление о конструкции, пробуем прокатиться. И тут выяснилось, что «Калина»-дизель полна приятных сюрпризов, связанных, ко-нечно, с двигателем «Пежо». Оказывается, в нем нет свечей накаливания, потому включать стартер можно без непременной для легковых дизелей выдержки, обусловленной разогревом свечей. Испытатели говорят, что мотор легко пускается даже при минус 25 градусах. Лишь бы масло не было слишком густым, да аккумулятору хватило сил – степень сжатия 18 единиц.За рулем 06/2006 223