166
167
168
ГРУЗОВИКИКАМАЗ-4307 И КАМАЗ-43085ЛЕГКАЯ КАВАЛЕРИЯНиколай Мордовцев. Фото: Александр КульневСбросить или набрать вес ради выступлений в другой весовой категории – известный тактический прием среди борцов, боксеров и других атлетов. Не чужд он и производителям грузовиков. КамАЗ уже выступает в новом для себя тяжелом классе, но закрепиться в легкой категории долго не удавалось. Теперь один из его окаменевших проектов – грузовик легкой серии, похоже, оживает. Чтобы поближе познакомиться с моделями КамАЗ4307 и КамАЗ-43085, мы приехали в НТЦ завода.КУЛЬТУРА ВЕСА«Камский батыр» – так 30 лет назад называли автозавод – начинался с выпуска восьмитонных грузовиков, и с годами грузоподъемность только росла. Первым автомобилем«легковесом» был КамАЗ5355. В 1997 году его разра-ботали совместно с челнинской фирмой РИАТ, а семитонным сделали, убрав один ведущий мост. Принадлежность к касте развозных грузовиков символизировали колеса меньшего диаметра. Двигатель оставался прежним, V8 мощностью 210 л.с. и166 За рулем 06/2006 КАМАЗ-4307 И КАМАЗ-43085Автовоз КамАЗ-43085 – пробный легкий автопоезд. Длина – почти 19 метров, полная масса – 28 тонн и на борт берет 6–8 легковушек. Двигатель «Камминс» ISBe Евро III – рядная «шестерка» мощностью 275 л.с., коробка передач ZF 165109, задняя подвеска – пневматическая.Фургон КамАЗ-4307 – самый легкий в семействе среднетоннажников, грузоподъемность 3,2 т. Двигатель «Камминс» 4В3.9 Евро II, Р4 мощностью 140 л.с., коробка передач 6-ступенчатая «Прага» или КамАЗ-14, подвеска на параболических рессорах. Кабину удачно омолодили оригинальными стеклопластиковыми панелями. Бампер тоже пластиковый, но под ним солидный стальной профиль.«Четверка» «Камминс» длиной всего 765 мм весит 330 кг; выпускают ее более чем в десяти странах.весом три четверти тонны, хотя присматривались к рядной «шестерке» «Камминс». «Американец» был почти в два раза легче и при этом развивал 185 л.с., но о массовом производстве не могло быть и речи – завод вскоре оказался на грани банкротства. Со временем КамАЗ выбрался из кризиса и конструкторы продолжили работу над легкой серией. Но даже с американ-скими двигателями автомобиль оставался слишком тяжелым – из 11 тонн полной массы КамАЗ-4315 полезных было всего 5 тонн, а восьмитонный фургон КамАЗ-4307 вез только 3,2 тонны.ВЕСОМЫЙ ВКЛАДО единичных выставочных образцах не стоило и говорить, если бы не последние события в истории КамАЗа.За рулем 06/2006 167 ГРУЗОВИКИКАМАЗ-4307 И КАМАЗ-43085разработку гипоидных мостов для братьев меньших, а пока приспособили тяжеленную балку от массового 5320 с двухступенчатым редуктором, но зато с дисковыми тормозами «Халдекс». стенд КамАЗа на МИМС2005. Поэтому они блестят на солнце металликом и немного отличаются от серийных агрегатами. Благодаря колесам меньшего диаметра и несколько измененной подвеске кабины пол стал ниже. Ступенька одна, но длинная и удобная. Маленькая пухлая баранка создает иллюзию простора. На дверях новые обивки, стеклопластиковая панель приборов – все это уже идет на конвейер. Сиденья импортные, с удобными регулировками. Кабина фургона трехместная, на автовозе – двух-, зато со спальником и более высокой крышей. Двигатели заводятся мгновенно, работают тихо. На холостом ходу чуть трясет «четверку» – балансирных валов нет, но в движении вибрации незаметны. Шестицилиндровый мотор здесь в выигрыше, да и тянет увереннее. Хотя оба дизеля с хорошим запасом мощности, а лучше приспособиться к рельефу дороги помогает 16-ступенчатая коробка ZF. Это редкая в России модель 16S109, рассчитанная под крутящий момент 1100 Н . м. Легкая – в алюми-По дизайну панели приборов и баранки почти догнали Европу, но в технологиях отстаем.СТАРЫЙ ДРУГДизайнерам, обновлявшим фасад кабины, наверняка работалось легче, чем их зарубежным коллегам. Те из кожи вон лезут, чтобы сохранить фамильные черты марки, суметь внести в облик что-то новое и при том исключить схожесть с конкурентами. Нашим это удалось. За 30 лет выпуска кабина стала дважды легендарной. У нас – потому, что выросло поколение водителей, которые вправе сказать: «У меня в такой же дед рулил…» На Западе – благодаря ореолу «дакаровских» побед. И как бы ни проигрывала она иностранным аналогам, для самосвала и развозных грузовиков вполне подходит. Интерьер бы чуть подтянуть. Обе машины когда-то готовили к выставкам. Фургон показывали в 2004 году в Ганновере, автовоз украшалЭпоха деревянных полок над окном, похоже, прошла.Образовано два СП с давними партнерами челнинцев – ZF и «Камминс». Сотрудничество с «Камминс» позволит быстрее запустить в серию четырех- и шеститонные грузовики. Пока на сборку КамАЗ-4308 идут бразильские и китайские «камминсы», с камазовской пятиступенчатой коробкой. Она поч-ти вдвое тяжелее, чем нужно, зато на «легкой работе» ходить будет вечно. Маленькие же КП «Цанрад Фабрик» в серии появятся не скоро. В первую очередь будут налаживать выпуск 16-ступенчатой под крутящий момент 1500 Н . м, для камазовских 360– 400-сильных дизелей 50-й серии. Альянс с ZF ускорит иВедущие мосты выставочных образцов сделаны на основе чужой балки.ДВИГАТЕЛИ CUMMINS СЕРИИ «В», ЕВРО IIМодель Число и расположение цилиндров Р4 Р6 Диаметр и ход поршя, мм 102/120 102/120 Рабочий объем, л Диапазон мощности, кВт/л. с. при 2500– 2600 об/мин 88–110/120–150 118–173/160–235 Диапазон макс. крутящего момента, Н . м при 1500 об/мин 464–500 550–800 Число клапанов на цилиндр 22 Топливная аппаратура4В3.9 6В5.93,9 5,9ТНВД «Бош» распределительного типа ТНВД «Бош» рядный, шестиплунжерныйниевом картере, с делителем и демультипликатором. Необходимая малотоннажным автопоездам, городскому грузовику такая – излишество, хватило бы шестиступенчатой. Такие у ZF есть, значит, будут иу КамАЗа.168 За рулем 06/2006