КЛУБКОНКУРССИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯЗа верный ик тому же поучительный ответ на задачу № 39 «Пропеллер» премию 6000 руб. получит Андрей КРАЛИН из Екатеринбурга.Ну кто же не знает, насколько «жизненны» для двигателя процессы в системе охлаждения! Чуть что не так, ищи деньги на дорогостоящий ремонт – это же не банальный отказ зажигания или форсунок, при котором машина тихонечко умолкнет. Закипевший мотор выключишь, а как будет ситуация развиваться дальше – кто знает? Серьезный ремонт обходится так дорого, что служит порой уроком на всю оставшуюся жизнь. Круг читательских мнений на этот счет чрезвычайно широк – от ехидных советов герою задачи «не заниматься… ерундой» до вполне «наукоемких» исследований. Большинство сходится на том, что если мотору – с легкой руки владельца – вздумается закипеть, то и мороз этому не помеха. Правда, есть и другие версии. Один товарищ из города N уверяет: «Крыльчатка вообще ни при чем! Просто в радиатор набился снег и перекрыл путь воздуху. Охлаждение нарушилось…» Что тут скажешь? Уникальный снег выпал в окрестностях N… На горячем радиаторе совершенно не тает! Некоторые знатоки не заметили, что в задаче упоминается «мотор 2103», а не автомобиль ВАЗ-2103! Такие моторы куда только не ставили – да хоть на «копейку». Многие сохраняли при этом привод вентилятора ремнем, а не ставили электрический. Так что Марат, снимая пропеллер, головой не страдал… На машине нашего призера, по его словам, двигатель 21011 – и тоже с ременным приводом вентилятора. Что же показала недавняя суровая зима? Пока на моторе был пропеллер, он в сильные морозы при исправном термостате переохлаждался, крайне медленно набирая температуру. В результате – немалый перерасход бензина. Важная деталь: не надо думать, будто несколько лишнихлитров идут непосредственно на вращение вентилятора. Главное тут – неоптимальный, как иногда говорят, режим работы двигателя (плохо испаряющийся бензин требует вмешательства водителя, чтобы бедную смесь превратить в более-менее нормальную, способную воспламеняться, а для этого приходится прикрывать воздушную заслонку). Мотор не тянет, водитель его «педалирует» – топливо расходуется нерационально. Эти несколько дополнительных литров – намного больше того, что съедает сам вентилятор, потребляя мощность на свое вращение. Надо заметить, что при больших оборотах крыльчатки (около 6000 в минуту) эта мощность довольно ощутима – без малого 2 кВт. В этом случае за час ра-боты вентилятор все же съел бы свои поллитра бензина, правда, при условии работы с полным напором, когда автомобиль буксует на месте. В движении (особенно на высших передачах) крыльчатку существенно подкручивает сам встречный поток, снижая ее аппетит. Реальная экономия от снятого вентилятора мало ощутима. Когда Андрей снял крыльчатку, мотор стал нагреваться быстрей, в салоне потеплело. А потом заметил, что и расход бензина меньше. Подобные истории вспоминают и другие авторы писем. Итак, все хорошо? Не спешите. Не дай бог сильно нагрузить мотор, забыв о снятом пропеллере! Буксовать в снегу, грязи, медленно «тянуть» на длинном подъеме и т.п. нельзя – это верный способ пе-Рисунок Сергея Савиловарегреть мотор. Неплохо «помогает» и попутный ветерок. Ну а если уж беда случилась, придется выключить мотор и ждать, пока он сбросит хотя бы градусов 30–40. Этого времени вполне хватит на то, чтобы вернуть крыльчатку на место. Резко выключать перегретый мотор, предварительно не охладив его на холостом ходу с работающим отопителем, не следует – внезапное нарушение циркуляции перегретого «Тосола» может вызвать термоудар... Выходит, «игра» с ременным приводом и бесперспективна, и опасна. Лучшее решение – «научить» вентилятор автоматически включаться и выключаться. Здесь самый простой и общедоступный вариант – электровентилятор, который можно увидеть на большинстве современных автомобилей. С таким мотор и прогревается быстрей, и охлаждается в пробках лучше, даже при работе двигателя на малых оборотах холостого хода частота вращения крыльчатки электровентилятора может доходить до 2800 об/мин – в несколько раз больше, чем у пропеллера, приводимого в этих условиях ремнем. Чисто технические вопросы – как закрепить и подключить электровентилятор, где разместить датчик температуры и т.д. – вполне решаемы. Опыт автолюбителей богат! Поздравляем Андрея Кралина с почетной наградой.ЗАДАЧА СОРОК ВТОРАЯПЕТРОВИЧПосле замены клапанов горячий мотор начало «колбасить» – временами он даже останавливался на холостом ходу. «Вот так сервис!» – посочувствовал Федору местный авторитет Петрович. Вдвоем проверили одно, другое. Федор заметил, что масла в двигателе как будто стало больше, чем было накануне. Петрович заинтересовался, поню-хал щуп, пожал плечами – бензином не пахло. Завел мотор, отсоединил шланг вентиляции – агрегат заработал ровно. Надел – колотит! Петрович удовлетворенно крякнул, сдернул шланг, подставил газам ладонь, понюхал… лизнул… – и сплюнул: «Фу, гадость!.. Вот что, Федя, чтобы не запороть мотор, отбуксирую я тебя обратно в сервис. Схалтурили мастера. Пусть исправляют!»Что же «унюхал» Петрович? И что нужно исправить? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июля 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:
[email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.284 За рулем 06/2006