214
РЕМОНТ И СЕРВИСЭКОНОМИМ ТОПЛИВО МАСЛАкаждого режима – свой механизм «энергосбережения». Потери в гидродинамическом режиме снижают, уменьшая вязкость масла – в основном при низких температурах, где она заведомо избыточна. Этому способствуют маловязкая основа и специальные загущающие присадки. Кроме того, вязкость такого масла падает с увеличением скорости относительного перемещения деталей, когда масляный клин и так хорошо держит нагрузку. Трение в граничном режиме снижают добавлением модификаторов: твердых (графит, дисульфид молибдена) или жидких химических соединений, образующих на поверхности металла антифрикционное покрытие. дельные категории: А1-02 и А5-02 для бензиновых двигателей и В1-02 и В5-02 для дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков. По сравнению с эталонным маслом они должны обеспечить уменьшение расхода топлива не менее чем на 2,5%. Реальная экономия зависит от режима движения и температуры. В городе она колеблется в пределах 3–5%, на шоссе – 1,5–2%. Зимой снижение расхода еще заметнее. А применение таких масел в трансмиссии дает дополнительный выигрыш в 2–2,5%. Итак, при среднем расходе топлива около 10 л на 100 км и цене литра бензина 20 рублей удается сберечь за 10 000 километров пробега от 600 до 1000 рублей, что с лихвой покрывает разницу в цене между обычным и «энергосберегающим» маслом. Конечно, при условии, что двигатель не ест его литрами! Не забудем и то, что сожженное даже в современном двигателе топливо загрязняет атмосферу. Поэтому «зеленое» масло бережет не только деньги, но и воздух, которым дышим. Впрочем, такие масла подходят не для всех двигателей: в старых моторах, рассчитанных на более вязкие смазочные материалы, они могут способствовать повышенному износу деталей. То же относится ик агрегатам трансмиссии. Поэтому не помешает свериться с инструкцией по эксплуатации.ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЯЭнергосберегающие свойства моторного масла указаны в его маркировке. Согласно классификации API (American Petroleum Institute), такие масла обозначаются буквами ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy) после категории эксплуатационных свойств: например, SАЕ 5W30 АРI SL/СG-4 ЕС. Римские цифры после букв указывают на степень «экономичности» по сравнению с эталонным маслом 15W40: ЕС I (или просто ЕС) – до 2,7%, ЕС II – свыше 2,7%. В классификации АСЕА 2002 года энергосберегающие масла выделены в от-ЖИДКАЯ ДИЕТАА н ат олий Су ховПродолжим разговор о снижении расхода топлива, начатый в прошлом номере журнала. Вопреки распространенному мнению, резервы экономии заключены не только в стиле езды или тщательной регулировке узлов автомобиля. Заметного эффекта можно достичь и другими путями – например, использованием энергосберегающих масел. экономия достигается за счет снижения потерь на трение между деталями двигателя. Здесь можно выделить два граничных режима смазки: гидродинамический, когда детали разделяет сравнительно толстый «масляный клин», и граничный, когда толщины масляной пленки недостаточно, чтобы исключить контакт их поверхностей. Первый режим возникает, например, в подшипниках скольжения коленчатого и распределительного валов. Второй – в парах «кулачоктолкатель» и «поршень-цилиндр» вблизи мертвых точек, когда скорость перемещения поршня невелика. ДляТРЕНИЯ СТОРОНКонечно, моторное масло не в состоянии улучшить смесеобразование или снизить так называемые насосные потери (сопротивление газам на впуске и выпуске), поэтому всяНа упаковке моторного масла встречается такой кружок. Указание о том, что продукт обладает энергосберегающими свойствами, находится в кружке снизу (фото слева). Если это поле пустое, перед нами обычное масло (справа).214 За рулем 06/2006