222
223
СПОРТWRCБРАТЬЯ МЕНЬШИЕСе р ге йЗиновьевСледя за ходом чемпионата мира, мы восхищаемся звездами – Себастьеном Лоэбом, Маркусом Гронхольмом, Петтером Сольбергом. Пилоты заводских команд сидят за рулем самых совершенных раллийных машин. О мощности их скромно пишут «около 300 л.с.», а крутящий момент современных «уорлд ралли каров» превышает 550 Н . м! При этом как-то в тени остаются остальные персонажи великого действа, хотя в рамках чемпионата мира по ралли (World Rally Championship – WRC) разыгрываются три титула среди пилотов! Помимо «уорлд ралли каров», давнымдавно определяется чемпион в зачете серийных машин – Production Car (PC WRC), а в 2000 году ФИА учредила новый международный класс Super 1600. Для таких автомобилей проводят молодежный чемпионат мира – Junior WRC. У братьев меньших турниры короче: в этом году им отведено по восемь этапов, соразмерно с бюджетами пилотов, в большинстве не имеющих заводской поддержки.Еще один экс-чемпион француз Брис Тирабасси, привезший победу «Рено», ныне защищает интересы «Ситроена».класс, а чаще завершают карьеру. Совсем другое дело – юниорский чемпионат мира, Junior WRC.ПРОДАКШН КАРЫСерийные машины – в раллийном понимании не такие уж и серийные. В Production Car состязаются полноприводные болиды с 2-ли-тровыми наддувными двигателями. Серьезные переделки, конечно, запрещены, но так или иначе подготовка машин начинается с голого кузова: всю мишуру убрать, системы безопасности добавить, стандартное заменить «тюнинговым». Мощность раллийных «лансеров» и «импрез» поднимают до 280 л.с., а момент сегодня уже переваливает за 400 Н . м. (Подробности подготовки на примере «Субару-Импреза» в майском номере ЗР.) В общем нечто среднее между серийным автомобилем и автомобилем-прототипом, коим, по сути, является любой «уорлд ралли кар» – у них даже кузов ощутимо разнится с «родным». В чемпионате PC стартуют, как правило, гонщики опытные, матерые – сплошь национальные чемпионы и победители континентальных первенств. Чемпион России Станислав Грязин некогда пробовал здесь свои силы, а в этом году на шесть этапов заявлен Сергей Успенский и уже набрал зачетные очки на ралли Мексики. Но, по большому счету, «продакшн кары» – вещь в себе. Пилоты, пришедшие сюда, крайне редко переходят в высшийКОЛЫБЕЛЬ ТАЛАНТОВТехника Super 1600 не особо зажата регламентом. Определенная свобода у конструкторов есть. Основные ограничения: атмосферный двигатель до 1,6 л, привод на одну ось и – главное! – стоимость боевого аппарата не должна превышать 100 тыс. евро. Последнее проверяют комиссары ФИА еще на стадии разработки. Наконец, возраст пилота–участника юниорского чемпионата не более 28 лет – опять же по раллийным меркам «молодежь»! Конструируют и строят машины Super 1600 заводские спортивные бюро, затем отправляют в свободную продажу. Среди активных игроков были ФИАТ с моделью «Пунто», «Рено» с «Клио». АВТОВАЗ тоже порывался запустить на мировой рынок Lada S1600, но «десятка» не подошла по габаритам. Наибольшую же заинтересованность и последовательность здесь проявляют «Ситроен» и «Сузуки»: на смену победоносным «Саксо» и «Игнису» недавно пришли автомобили нового поколения – С2 и «Свифт». Именно они сейчас ведут борьбу за титул.222 За рулем 07/2006 WRC ЧЕМПИОНЫ МИРА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТJUNIOR WRC 2001 – Себастьен Лоэб (Франция, «Ситроен-Саксо») 2002 – Даниэль Сола (Испания, «Ситроен-Саксо») 2003 – Брис Тирабасси (Франция, «Рено-Клио») 2004 – Пер-Гуннар Андерссон (Швеция, «Сузуки-Игнис») 2005 – Даниэль Сордо (Испания, «Ситроен-С2») PRODUCTION CAR WRC 2001 – Габриэль Поссо (Аргентина, «Мицубиси-Лансер Evo VI») 2002 – Карамжит Сингх (Малайзия, «Протон-Перт») 2003 – Мартин Роу (Великобритания, «Субару-Импреза WRX») 2004 – Нил Мак-Ши (Великобритания, «Субару-Импреза WRX») 2005 – Тошихиро Араи (Япония, «Субару-Импреза WRX»)Пер-Гуннар Андерсcон уже был чемпионом среди юниоров, но, видимо, этого недостаточно, чтобы тебя заметили заводские команды.Характеристики малышей действительно детские: у «Свифта» 218 л.с. и крутящий момент 186 Н . м. Но это, конечно, смотря с чем сравнивать… В Junior WRC родились и засияли уже несколько звезд. Себастьен Лоэб, до того известный лишь в родной Франции, выиграл первый чемпионат JWRC и сразу же пошел на повышение – в заводскую команду «Ситроена». Формально он не двукратный чемпион мира, как всегда о нем пишут – учитывая только лавры, добытые за рулем «Ксары WRC», – а трехкратный! Кстати, юниорский титул Себ завоевал в «преклонном» 27-летнем возрасте. Правда, он вообще пришел в автоспорт «в годах». А сегодня на трассах «большого взрослого» чемпионата мира наряду с Лоэбом блистает 23-летний испанец Даниэль Сордо – прошлогодний чемпион среди юниоров.В PC три года подряд хозяйничает «Импреза». «Лансер Evo IX» призван вернуть «Мицубиси» былую славу.СОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВЕсли говорить об уровне интереса к чемпионату самих гонщиков, то младшие братья нисколько не уступают старшим. В зачете PC этого года регулярно участвуют 15 пилотов – столько же, сколько во всех заводских командах WRC вместе взятых. Отдельные этапы собирают до 30 «лансеров» и «импрез». В Junior только в первых четырех гонках сезона-2006 зачетные очки набрали 19 гонщиков! Зрителям младшие чемпионаты дают возможность поболеть за соотечественников. В PC нынче на первых ролях гонщик из экзотического Катара Нассер Аль-Аттиях, японцы Тоши Араи и Фумио Нутахара, поляк Лешек Кузай. В Junior тон задают шведы Пер-Гуннар Андерссон и Патрик Санделл, эстонец Урмо Аава. Добавим, что братья меньшие едут и быстро, и красиво!Даниэль Сордо – один из главных кандидатов в пилоты заводской команды «Ситроена», которая стартует в сезоне-2007 с моделью С4 WRC.За рулем 07/2006 223