КОНКУРСТИШЕ ЕДЕШЬ – БОЛЬШЕ СЛЫШИШЬНаграда 6000 руб. за ответ на 40-ю задачу назначена Юрию ЛЕЩЕВУ из г. Семилуки Воронежской области.Да, многих подвела кажущаяся простота сороковой задачи! В том, что большинство будет искать причины стуков в неисправностях карданного вала, мы не сомневались – менять злосчастные крестовины для иных, что семечки лузгать. Но условия задачи, если читать внимательно, говорят о другом: карданные шарниры скорей всего ни при чем. Вот ключевое – что-то должно лязгать в такт с оборотами колес, то есть связано с колесами, можно сказать, напрямую! Карданный вал приводит колеса через редуктор и вращается быстрей их в 3,9 раза. Положим, крестовины сильно изношены. У каждой четыре положения, и в каждом между частями вала при медленном вращении выбираются люфты. Это – четыре удара за один оборот. А помножив на 3,9, получим уже 15,6 удара на оборот ведущих колес! Из этого следует, что считать этот шум «в такт вращению колес» было быстранно. Кроме того, карданный вал – вещь тяжелая, причем на пятой передаче вращается даже быстрей коленчатого. Разбитые крестовины нарушают соосность частей – и на большой скорости будет неприятная вибрация. В двух письмах выдвигается такая версия. В условии задачи не сказано, что автомобиль движется прямо – значит, возможно появление стуков на повороте? Здесь внешнее колесо крутится быстрей внутреннего – так почему бы ему не догнать карданный вал? Только если правое колесо догнало карданный вал, то левое… крутится в обратную сторону! Некоторые занялись поиском других неисправностей, но опять-таки в карданной передаче! Например, отвернулись болты, стягивающие фланцы. Согласитесь, эти стуки привязать к колесам трудно. То же касается недостаточной затяжки гайки хвостовика.Схема дифференциала: 1, 6 – полуосевые шестерни; 2 – коробка дифференциала; 3 – большая шестерня; 4 – ось сателлитов; 5, 7 – сателлиты.Рисунок Сергея СавиловаЗАДАЧА СОРОК ТРЕТЬЯНЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРАМы гнали заказчикам впрысковые «четверки». Я за рулем белой, Юрка – красной. После очередного обгона приятель едва удержался на дороге – дул сильный порывистый ветер. Остановились, поменялись рулями. Пришел мой черед мучиться: не хочет красная держать курс! Но нет худа без добра: когда прокололи колесо и ставили запаску, Юрку «осенило» (говорит, где-то об этом слышал иличитал). Тут же сверили теорию с реальностью, и… красная машина поехала не хуже белой. Что скажете, любители-«жигулисты»?! Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 августа 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:
[email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.Есть «мастера», способные сменить колесо и, не затянув болты, поехать. Кто-то решил, что это наш герой. Но вряд ли кто полезет с ключами под машину, не проверив, что попроще. Верных ответов совсем не много, и все же нашлись среди читателей те, кто разобрался в «механике»: искать источник стуков они стали в низкооборотной части трансмиссии – от большой шестерни до колес. Так и пришли к дифференциалу. Победитель этого тура напомнил, что ось сателлитов, разбив посадочные отверстия в коробке (см. рис.), начинает свободно перемещаться от упора до упора – ограничивает его внутренняя поверхность большой шестерни. Что получится, если машина очень медленно катится на нейтрали? Вот ось сателлитов прошла нижнее положение, потом поднимается… и, повернувшись на 180°, вновь падает. Мы слышим удар. Еще через 180° картина повторяется. Два четких удара на каждый оборот коробки дифференциала, то есть колес. Если увеличить скорость, центробежная сила начнет удерживать ось в одном из крайних положений – наступит тишина. А при включенной передаче детали, как пишет победитель, «натянуты», между ними немалое трение – оно не позволяет оси падать. Победитель конкурса сочувствует автовладельцу – ремонта редуктора не миновать. А мы поздравляем Юрия Лещева с заслуженной наградой!За рулем 07/2006 263