170
171
КОМПОНЕНТЫПРИВОДНЫЕ РЕМНИРЕМНИ ДЛЯ ВСЕГО КОНТИН(Г)ЕНТАА лек се йВоробьев - О бу ховКогда Джеймс Уатт в 1765 году создал свою паровую машину, он нисколько не задумывался над тем, каким образом передать ее «вращающую силу» на различные станки, насосы и другие уже существовавшие в то время машины. Конечно, ременной передачей! Да и Карл Бенц в первом автомобиле, появившемся спустя век с небольшим, не обошелся в трансмиссии без приводного ремня. С тех пор немудреная с виду лента перекочевала под капот и даже внутрь святая святых – двигателя, став там жизненно важной деталью. Сомневаетесь? Поговорите с теми, кто выложил немалую сумму за капремонт мотора только из-за того, что оборвался ремень привода ГРМ и поршни на полном ходу столкнулись с клапанами!вер, где расположились заводы фирмы «КонтиТех» (отделение концерна «Континенталь»). Выбор был неслучаен: именно эта марка стоит на большинстве ремней, поставляемых на европейский рынок. За исключением, быть может, уходящих в историю клиновых ремешков генератора и вентилятора. Возросшие требования к долговечности и передаваемому моменту сместили центр тяжести к так называемым плоским поликлиновым ремням, внутренняя сторона которых испещрена добрым десятком продольных кони-В этом уникальном мотоцикле 12 поликлиновых ремней «КонтиТех» передают на колесо крутящий момент 24 моторов от бензопилы при оборотах до 15 000 в минуту!ческих бороздок, соответствующих канавкам на шкивах. Тем не менее отдадим должное «старичку» и именно с него начнем знакомство с технологией. Прошедшая через прокатные валки каландровой машины лента сырой полихлоропреновой массы (ее состав зависит от назначения будущего изделия) наматывается на длинный, около метра, зубчатый барабан. Зубцы потом «отпечатаются» на внут-ренней стороне ремня и позволят ему легче огибать шкивы малого диаметра. А пока снаружи виток к витку наматывают канатик корда из полиэстера. Именно он не даст ремню растягиваться и рваться раньше времени. Еще один тонкий наружный слой – и в печь, где происходит вулканизация. Затем стальной барабан вытолкнут в специальном станке и получится широченная лента, которую нарежутабвВЫВОРАЧИВАЕМ НАИЗНАНКУЧтобы узнать, как в наши дни делают автомобильные приводные ремни, мы отправились в ГанноСтроение клинового (а), поликлинового (б) и зубчатого (в) ремней: 1 – слой из синтетического каучука; 2 – нити из полиэстера; 3 – волокнистый полихлоропрен; 4 – покровная ткань; 5 – слой для фиксации корда; 6 – нити из стекловолокна с чередующейся закруткой; 7 – полихлоропрен; 8 – полиамидная ткань.170 За рулем 07/2006 ПРИВОДНЫЕ РЕМНИустановленными под нужным углом роликами на готовые клиновые ремни. Процесс занимает немало времени, зато получается сразу несколько десятков совершенно одинаковых ремней. Подобным же образом делают и зубчатые ремни ГРМ, но только изнутри и снаружи наносят еще слои для износостойкости и скольжения. Кроме того, стекловолоконные нити корда наматывают наподобие «многозаходной резьбы», чтобы соседние витки имели чередующееся направление закрутки. ИначеНа выставке ремень ГРМ уже работает в масле.КОГДА МЕНЯТЬ?Учитывая важнейшую роль ремня привода ГРМ для здоровья двигателя, мы не могли не задать инженерам «КонтиТех» такой вопрос: через сколько километров пробега следует его заменить? Ответ несколько обескуражил – оказывается, ремни последнего поколения меняют вместе – нет, не с роликом – с мотором! Во всяком случае, пробег 240 000 км нынче не предел. Почему же тогда сервискнижки требуют эту операцию через каждые 40–60–80 тысяч? Ответ прост: замену оплатит владе-После ленты из «сырой резины» на барабан наматывают нить корда.Осталось лишь разрезать эту «трубу» на готовые клиновые ремни.15263748Причины преждевременного износа различных приводных ремней: 1 – шкивы не лежат в одной плоскости; 2 – неправильное натяжение, выработка ресурса; 3 – шкивы не лежат в одной плоскости, тугой ход шкивов; 4 – сильное проскальзывание, неплоскостность шкивов, износ шкивов; 5 – сильное натяжение, перегрев ремня, износ звездочек; 6 – попадание постороннего предмета, тугое вращение роликов; 7 – попадание масла на ремень; 8 – старение, слишком низкая температура, тугой ход ролика.наш плоский ремень неизбежно будет сползать с роликов и шестерен, не имеющих бортиков. (Клиновому это, понятное дело, не грозит.) Плоский поликлиновой ремень в свое время задал технологам загадку: как снять его заготовку с барабана, если канавки расположены вдоль окружности? Решение оказалось необычным – все слои, начиная с НАРУЖНОГО, наматывают на гладкий цилиндр. Потом конструкцию вставляют в барабан, канавки на котором сделаны изнутри. Нажатие кнопки – сжатый воздух раздувает сердцевину и «впечатывает» слоеный пирог в бороздки барабана. После вулканизации ленту-заготовку проминают внутрь и вынимают. Остается нарезать ее на готовые поликлиновые ремни и… вывернуть их наизнанку. Сложно, конечно. Потому и стоит такой ремень дороже.лец авто, а гарантийный ремонт двигателя, случись такой, – фирма–изготовитель автомобиля. Зачем ей этот риск, тем более что срок службы ремня может существенно сократиться (см. «Причины...») из-за неправильного натяжения, дефекта натяжного ролика или случайного попадания на него масла? Последнее, впрочем, вскоре потеряет актуальность. На промышленной выставке в Ганновере мы с удивлением увидели зубчатый ремень, работающий в… масле. Оказывается, это – новейшая разработка фирмы, которая позволит окончательно вытеснить из мотора стальную цепь… Тем не менее пока что не станем брать на себя ответственность и корректировать нормативы автопроизводителей. Тем более что ремни изготавливают не только на «КонтиТехе» да и подделки «под фирму» везут с востока вагонами…За рулем 07/2006 171