210
ТЕХНИКАОСОБОЕ МНЕНИЕ АЭРОДИНАМИКАТОЛСТЫЙ МИДЕЛЬВидимо, еще со времен школьного курса алгебры большинство недолюбливает формулы. Зато к цифрам относятся с уважением: три рубля больше, чем два – это любой знает. В аэродинамике автомобиля, на первый взгляд, качество определяет коэффициент лобового сопротивления Cx. Именно этот показатель чаще других эксплуатируют в рекламных проспектах. «Было 0,32 – стало 0,29! Мы уменьшили коэффициент лобового сопротивления на 10%!» В хорошей рекламе пишут грамотные вещи – солидным фирмам обманывать ни к чему. Заметьте: уменьшили не сопротивление, а коэффициент! Хорошо пропиаренный Сх дорогого стоит! Но в формуле для расчета аэродинамического сопротивления машины (см. фото) присутствуют и плотность воздуха, и скорость в квадрате, и площадь фронтальной проекции – мидель. Об этом множителе и пойдет речь. Ведь плотность воздуха зависит лишь от местных и погодных условий, а скорости для сравнения разных машин берем одинаковые. Большая часть мощности двигателя даже на скромных 90 км/ч расходуется на преодо-А н ат олийФоминление сопротивления воздуха. На 200 км/ч доля мощности, которая тратится на «обтекание», на порядок (!) выше, чем та, что требуется для движения без учета воздуха. Короче говоря: быстро ездить – пускать деньги на ветер. Неспроста пассажирские самолеты забираются так высоко – в разреженном воздухе сопротивление ниже. Прогресс в аэродинамике автомобилей, казалось бы, виден невооруженным взгля-Сх – лишь один из множителей в «аэродинамической» формуле. Не менее важен мидель S.Изменение аэродинамических показателей БМВ 5-й серии в период 1975–2005 гг. Общее сопротивление не снижается уже 10 лет…дом, его наглядно иллюстрирует приведенный график. Впрочем, пример БМВ один из наиболее оптимистичных – компания не увлекается чрезмерно широкими и высокими машинами, не строит мини-вэнов. Но иу баварцев последние годы прогресс выражается только в снижении Cx, а не общего сопротивления. У тех же, кто увлекся короткими и высокими «городскими» автомобилями, оно, в основном «благодаря» миделю, выросло на 15–20%! Конечно, можно обратить внимание на улучшения в области акустики, снизившие шум ветра в машине до небывало низких пределов, на отсутствие подъемной силы при высоких скоростях, на грамотные зеркала, за которыми не образуется зона загрязнения. Только мидель упорно растет… Покупатели требуют простора в плечах и над головой, специалисты по безопасности – зон деформации при боковом ударе. Ширина 1800 мм и высота 1500 мм стали нормой в компактном классе. В цифрах это означает 22 рост миделя с 1,9–2,0 м до 2,2–2,3 м . При неизменном Сх – как раз 10–20% увеличения. Тем временем цены на топливо продолжают расти, а ездить хочется по-прежнему быстро. Так, наверное, стоит сесть плечом к плечу и доказать, что ста «лошадей» под капотом достаточно, чтобы преодолеть рубеж 200 км/ч? Кто знает, может, нас еще ждет ренессанс низких и узких машин? Ведь можно в качестве альтернативы городскому автомобилю предложить «междугородный», немного поступившись комфортом входа-выхода, широким салоном и высокой посадкой ради заметной экономии. Пожалуй, я бы такой купил… А вместо пресловутого Сх предлагаю для оценки аэродинамических качеств мериться его произведением на мидель. Для легково2 го автомобиля: меньше 0,5 м – отлично, 2 2 меньше 0,6 м – хорошо, меньше 0,7 м – по2 средственно, больше 0,8 м – плохо. Просто, не находите?210 За рулем 07/2006